Издание основано в июне 1917 года, выходит по вторникам, четвергам и пятницам

В Курск приезжает аниматор-фантаст Владимир Тарасов

Газетный выпуск № 61-62
    0
30 мая 13:06 События

В качестве почетного гостя на фестиваль российской анимации имени Бориса Петровича Дежкина приедет мультипликатор Владимир Тарасов. Владимир Ильич лично знал Дежкина, уже бывал в Курске в 2012 году на фестивале, посвященном 100-летию российской анимации, и тепло отзывается о нашем крае и курянах.

Попав в 16 лет на студию «Союзмультфильм», он прошел все этапы производства мультфильмов и стал одной из легенд советской анимации. Кстати, это слово, происходящее от слова «душа», он любит больше, чем слово «мультипликация» от слова «мульти», что в переводе «много». Классика советской анимации даже приглашали работать в Иран и Индию, где он преподавал и развивал местные студии по производству мультфильмов. Приводим статью о Тарасове российского прозаика, писателя-фантаста Андрея Щербака-Жукова «Есть контакт!»
Мультипликация – это та область искусств, где грань между фантастикой и нефантастикой наименее заметна. Герои мультиков запросто летают, совершают прочие чудеса и головокружительные трюки… Во всем этом много условности, но весьма мало настоящей фантастики. И все-таки и среди мультипликаторов есть режиссеры, преданные этому жанру с верностью истинных адептов.
Представлять Владимира Тарасова очень просто. Достаточно чуть фальшиво напеть известную музыкальную тему Нино Рота из фильма «Крестный отец», и в памяти всплывет вовсе не Аль Пачино на фоне сицилийских пейзажей, а усатый мультипликационный художник в широкополой шляпе и бесформенный инопланетянин – герой фильма «Контакт».
В мультипликации одна специальность легко перетекает в другую, и поэтому люди здесь часто переходят от одних функций к другим. Так, Владимир Ильич прежде, чем стать режиссером, был художником-постановщиком. В этом амплуа он работал на фильме «Три банана», снятом по фантастической сказке чешского писателя Зденека Слабого.
Первая самостоятельная работа Владимира Тарасова состоялась в 1976 году. Фильм «Зеркало времени» был создан по всем законам научной фантастики. Авторами сценария в титрах значатся В. Ливанов и В. Анкор. Василий Ливанов – известный актер и режиссер, исполнитель роли Шерлока Холмса и постановщик мультфильма про бременских музыкантов – известен, пожалуй, всем; а вот кто такой В. Анкор – для многих до сих пор тайна. Под этим псевдонимом скрылся Анатолий Коробков – довольно известный в узких научных кругах и засекреченный в те годы инженер, полковник авиации, который занимался розыском и спасением космонавтов.

В основу сценария легла его научная, вполне серьезная гипотеза, связанная с общей теорией природы пространства и времени; в художественном изложении Ливанова и Тарасова она превратилась в историю о том, что образы давно прошедших событий не исчезают бесследно, а остаются запечатленными где-то в далеком космосе.
Верный традициям фантастики, в 1978 году Владимир Тарасов снимает свой второй фильм – «Контакт». В фантастике к тому времени уже давно сложилась развитая традиция произведений о первом контакте между представителями различных цивилизаций, о тех проблемах, что могут возникнуть в процессе, и о путях их преодоления. В мультфильме Тарасова эта тема решена в лирической, иронической форме и превратилась в символическую притчу о том, как музыка помогает найти общий язык.
Эта тема – нахождение общего языка – стала одной из основных тем творчества мультипликатора Владимира Тарасова.
Я помню, как он как-то в беседе назвал мультипликацию «эсперанто всего человечества». Поиску этого универсального языка культуры и посвящено все его творчество.
После «Контакта» были сняты научно-фантастический фильм «Возвращение», социально-фантастическая антиутопия «Тир» и условно-фантастическая поэтическая зарисовка «Пуговица».
В 1983-м режиссер продолжил сотрудничество с известным драматургом Виктором Славкиным и сделал необычную получасовую картину, посвященную юбилею «Союзмультфильма» – «Юбилей».
Герои фильма – российские мультипликаторы, легко узнаваемые в чуть карикатурном изображении художника Николая Кошкина. Они везут лучшие отечественные мультфильмы на космическом корабле на межпланетный фестиваль и попадают в плен к злобным инопланетянам, способным менять обличие подобно герою фильма «Контакт».
Инопланетяне смотрят мультфильмы и превращаются в их героев: Чебурашку, крокодила Гену, Волка, Зайца… Все они добреют и отпускают пленных мультипликаторов. В финале улетающим героям фильма предстает необычная картина – целая планета, заселенная героями популярных мультфильмов.
Еще один мультфильм Тарасова, хорошо известный, наверное, всем любителям фантастики – это «Контракт». Фильм снят по мотивам рассказа Роберта Сильверберга «Честный котракт». Его основная тема – также поиск общего языка, преимущества дружбы и сотрудничества над враждой и конкуренцией.


Один из самых недооцененных российских мультфильмов – это «Перевал» по мотивам одноименной повести Кира Булычева, пожалуй, одной из лучших его повестей.
Герои произведения с большим трудом идут к заброшенному космическому кораблю, который символизирует для них связь с Землей, с цивилизацией. Это тяжелый путь от дикости к культуре – утраченной ими, но неистребимо живущей где-то внутри. В фильме Тарасова эти образы получили визуальное отражение – сложное для восприятия, но очень точное. «В фильме «Перевал» была сделана попытка чуть-чуть проникнуть в подсознание», – признался как-то режиссер.
Престиж советской мультипликации во всем мире был всегда велик, поэтому в перестроечные годы многие зарубежные продюсеры охотно шли на совместные проекты с «Союзмультфильмом».
В 1988 году Владимир Тарасов попробовал соединить традиционно высокое качество российской мультипликации с американским размахом – он затеял мультсериал «Счастливый старт». В сериале, кроме того, соединились мотивы традиционной мультипликации с фантастической; в картине о дельфинах-шпионах, состоящих на службе секретных агентств СССР и США, легко угадывается пародия на фильмы про агента 007 Джеймса Бонда.
Первый фильм «Подводные береты» и еще три снял сам Тарасов, еще четыре – его ученики. Однако отечественная система кинопроката в те годы была уже разрушена, сериал был успешно продан в США для распространения на видеокассетах, а в России его полностью посмотрели единицы.
Не разочаровавшись на достигнутом, Тарасов тут же окунулся в новый международный проект. На этот раз его партнерами были не только американцы, но и французы вместе с известным автором комиксов и мультипликатором Жаном Мебиусом (его роскошный полнометражный фильм «Властелин времени» был в российском кинопрокате в начале 80-х годов).
Полнометражный фантастический фильм должен был называться «Герметический гараж», уже были готовы эскизы и раскадровки… Однако у этого проекта была еще более грустная судьба: в августе 1991 года прогремел путч, и зарубежные продюсеры, остерегаясь нестабильности в России, отказались от финансирования.
В конце 80-х – начале 90-х годов Владимир Тарасов сделал несколько заказных работ, столь же ярких и талантливых, но, к сожалению, практически неизвестных широкой публике: «Ковбои в городе» по заказу ГАИ, «Жираф-шериф» для банкиров и «Непобедимые тойстеры» – для видеопроката в США.
В 1993 году Владимир Ильич решился на еще более смелую и рискованную авантюру – возрождение мультсериала «Ну, погоди!». Совместно с состарившимся уже Вячеславом Котеночкиным и его сыном Александром в качестве художника-постановщика Тарасов создал после семилетнего перерыва семнадцатую и восемнадцатую серию этого любимого народом сериала.
Однако «Союзмультфильм» уже практически распался и как действующая студия уже не существовал, а на российском телевидении торжествовало засилье диснеевской продукции. Дети, выросшие на новых мультгероях, уже не понимали былого восторга своих родителей, а старшее поколение ворчало, что во времена их детства и «Ну, погоди!» были смешнее…
Остается только надеяться, что со временем российская мультипликация вновь займет свои прежние позиции, и появятся новые работы старых мастеров, среди которых и Владимир Ильич Тарасов. А пока – вот уже двадцать лет подряд! – на телеэкране появляется фантастический мультфильм «Контакт», звучат фальшивые аккорды Нино Рота, и новое поколение детей на примере художника и инопланетянина понимает, как важно и как трудно понять друг друга.
http://www.fandom.ru



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также


112 queries in 0,833 seconds