Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Я ее сын – курянин

Газетный выпуск № 79
04 июля 2019 12:09 Публицистика

Известный русский, советский поэт и литературовед Николай Николаевич Асеев родился в 1889 году в городе Льгове Курской губернии, в семье страхового агента, работавшего в Курске. Здесь, в доме деда по материнской линии Пинского Николая Павловича, прошло его детство.

 Когда Николаю было 6 лет, заболела его мать Елена Николаевна Асеева (Пинская), а когда мальчику исполнилось 8 лет, она умерла. Главными воспитателями Коли Асеева стали дед Николай Павлович и бабушка Варвара Степановна. Они не только научили юного Колю читать и писать, но и привили ему трогательную любовь к образному, меткому языку народных песен и сказок.

И горжусь я, и веселюсь,пусть и в сердце старостью ранен,что сильна моя новая Русь и что я ее сын – курянин…

Николай Асеев,
«Богатырская поэма»

В 1899 году десятилетним мальчиком Николай Асеев был привезен в Курск и стал проживать в доме брата отца – Василия Николаевича (ул. 2-я Сергиевская, 34). Но, поступив в Курское реальное училище, он из-за сварливости и деспотичности дядиной супруги вскоре вынужден был перейти жить на квартиру к своему классному наставнику. И вскоре, как и многие молодые люди того времени, его ровесники, увлекся революционными идеями. А в 1905 году, когда в Курске проходили революционные волнения студентов и рабочих, принял в них участие и даже был разыскиваем полицией. Приходилось скрываться у родственников.
В Курске во время учебы в реальном училище Николай Асеев начал писать стихи и, возможно, уже пробовал публиковаться в местных газетах и в сборниках студенческой молодежи. А такие сборники в столице соловьиного края уже имелись. Например, бывший выпускник церковно-приходской школы Илья Дмитриевич Стрельский еще в 1903 году организовал группу начинающих литераторов и выпустил два сборника стихов и рассказов: «Отражения» и «Проблески». Был подготовлен и третий – «Лучи». И кто знает, не были ли стихи Николая Асеева в каком-нибудь из подобных сборников, не дошедших до потомков?..
В 1909 году после окончания училища Асеев едет в Москву и поступает в Московский коммерческий институт. Параллельно с этим вскоре начинает слушать курс лекций на филологических факультетах Московского и Харьковского университетов. В 1911 году, находясь в Харькове, знакомится с сестрами Синяковыми и через какое-то время женится на Ксении Михайловне Синяковой.
Учась в институте, продолжает поэтические упражнения. И в 1911-м его стихи уже были опубликованы в журнале «Весна», в 1912-м – новые публикации в столичной печати, в 1913-м – в альманахе «Лира». Нельзя исключать того, что часть стихов Асеева, опубликованных в этих альманахах, была им написана еще в курский период жизни… Публикация стихов в столичных изданиях позволила молодому автору познакомиться с ведущими поэтами того времени: Валерием Брюсовым, Борисом Пастернаком, Федором Сологубом, Вячеславом Ивановым. В эти же годы начались его сложные поэтические искания. В его творчестве заметно влияние поэтов-символистов. Он входит в близкие к футуристам литературные группы, знакомится с творчеством В.В. Хлебникова, увлекается древнеславянской поэзией и фольклором.
Как отмечает Ю.А. Бугров, первый сборник стихов Николая Асеева «Ночная флейта» вышел в 1913 году. Затем последовали «Зор» (1914), «Леторей» и книга перевода скандинавских саг «Калевалы» (1915).
В 1915 году Николай Асеев был призван в армию и попал на Австрийский фронт. Принять участие в военных действиях ему не довелось. Он заболел воспалением легких, и у него обострился туберкулез. Его уволили из армии и отправили на лечение в Москву. В это время в Москве выходят его сборники стихов «Четвертая книга» и «Оксана» (1916).
В 1916 году Николая Асеева снова призвали на службу. Жизнь вносит крутой поворот в его творческую биографию. Поэт как бы заново открывает для себя окружающую действительность. Он гневно осуждает чуждую народу войну, которая оскорбляет и достоинство человека, и красоту природы.
После Февральской буржуазной революции 1917 года он всей душой поддержал демократические перемены в стране и армии. Его, как одного из самых образованных солдат, избирают в Совет солдатских депутатов 34-го стрелкового полка. Командование, чтобы избавиться от него, направляет его на учебу в школу прапорщиков в Иркутск. Однако Николай Асеев, взяв с собой жену, фактически дезертирует из армии: минуя Иркутск, он отправляется дальше на Дальний Восток – в город Владивосток. Свершившаяся в это время в Петрограде Октябрьская социалистическая революция вносит свои коррективы в планы четы Асеевых. Находясь в это время во Владивостоке, Николай Николаевич целиком и полностью поддержал большевиков, явившись в новый орган власти – Совет рабочих и солдатских депутатов, где вначале получил должность заведующего биржей труда, а затем начинает сотрудничать в качестве журналиста в местной прессе. Последовавшая за революцией Гражданская война (на Дальнем Востоке она продолжалась до 1922 г.) вновь делает свои правки: надо не только выживать, но и продолжать борьбу в условиях белогвардейщины и иностранной интервенции. И Николай Асеев во Владивостоке вначале создает литературно-художественное общество «Балаганчик», а затем в 1920 году на его основе организует футуристическую группу «Творчество», в которую вошли С.М. Третьяков, Д.Д. Бурлюк и другие.
В 1921 году во Владивостоке Асеев издает сборник стихов «Бомба», восторженно принятый В. Маяковским. В нем публикует два цикла стихов: «Заржавленная лира» и «Стихи сегодняшнего дня». Однако большая часть тиража сборника была уничтожена белогвардейцами. Газета, в которой трудился Асеев, подверглась репрессиям, и ему вместе с женой пришлось вначале переселиться за город, а потом бежать от интервентов и белогвардейцев в Читу (тогда – столицу Дальневосточной республики). Здесь он подготовил к изданию сборник стихов «Стальной соловей», который был издан позднее в Москве.
В начале 1922 года Николай Асеев по личному вызову наркома просвещения А.В. Луначарского из Читы возвращается в Москву, где его ждут В.В. Маяковский и другие друзья-поэты. И здесь увидели свет сборники его стихов: «Бомба», «Стальной соловей» и «Совет ветров».
С 1923 года Асеев активно работает в ЛЕФе («Левый фронт искусств») и пишет много стихотворений, фельетонов, памфлетов. Исследователи его творчества отмечают, что «духом революционного энтузиазма проникнуты его произведения «Свердловская буря», «Семен Проскаков», «Синие гусары», «Двадцать шесть» и другие.
В середине двадцатых годов в Москве находилось несколько курян, занимавшихся литературной деятельностью, в том числе поэзией, – Пимен Карпов, Елена Благинина, Софья Валлат, Рита Райт, Аркадий Гайдар, Николай Сидоренко.
Не исключено, что с некоторыми из них, если вообще не со всеми, Николай Николаевич был знаком и общался. На факт общения курян-писателей указывают и фотографии, на которых запечатлены Асеев и Гайдар, Гайдар и Рита Райт-Ковалева, Гайдар и Пимен Карпов. Правда, фотографии эти относятся к более позднему периоду – ко второй половине 30-х годов.
В феврале 1927 года Николай Асеев и Владимир Маяковский посетили Курск. Со стихами и лекциями поэты выступили во Дворце рабочих (в разные периоды истории – Дом офицеров и Филармония №2). На встречу с московскими поэтами приходили и курские литераторы: Максим Подобедов (М. Суровый), Михаил Булавин, Борис Панько, Михаил Козловский и другие.
В 1928 году Асеев совершает поездку за границу. Возвратившись на Родину, пишет цикл стихов о буржуазном Западе. И вновь один за другим выходят его сборники «Время лучшим», «Молодые стихи», «Москва-песня», «Высокогорные стихи». Когда в 1930 году не стало В.В. Маяковского, Асеев тяжело переживал потерю своего товарища. И в это время приступил к созданию поэмы «Маяковский начинается».
Во второй половине 20-х годов Николай Николаевич в своем творчестве довольно часто стал обращаться к курской теме, к городам Льгову и Курску. В итоге это обращение выльется в цикл стихов «Курские края», который обозначил в творчестве поэта новую, принципиально значимую веху.
Примечательно, что «Курские края» достойно завершило стихотворение «Город Курск», написанное в 1930 году и дополненное концовкой в огневом 1943-м.
Город Курск на веков гряде,
Неподкупный и непокорный,
На железной залег руде,
Глубоко запустивши корни.
……………………………
…Он теперь опален огнем,
А тогда был так безопасен…
Как давно не бывал я в нем!
Как я многим ему обязан!
Когда в 1934 году в СССР был образован Союз писателей, то Асеев не только стал одним из первых членов этого союза, но и вошел в его руководящие структуры. В 1941 году Николай Асеев за поэму «Маяковский начинается», опубликованную в 1940 году, был удостоен Государственной премии. А в годы Великой Отечественной войны поэт активно работал, но печатался мало. Стихи этих лет после Победы вошли в сборники «Первый взвод» и «Пламя Победы».
Лирико-философскими размышлениями об исторических судьбах ХХ века пронизаны послевоенные книги стихов «Раздумье», «Лад». Основу книги «Лад» составил стихотворный цикл «Москва-Россия». А в «Богатырской поэме» не только поэтические картины курских мест, но и обращение к бессмертному «Слову о полку Игореве». Н. Асеев продолжает исследования, начатые Н.А. Полевым в 1817 году и расширенные А.А. Танковым в начале ХХ в.
Стоит отметить, что Николай Асеев проявил себя и как талантливый переводчик украинских и зарубежных поэтов, и как публицист, и как литературовед. Им опубликованы литературно-критические статьи, очерки, рассказы и воспоминания. Именно они составили книги «Дневник поэта», «Работа над стихом», «Проза поэта», «Зачем и кому нужна поэзия», изданные в разные годы. Более 80 поэтических и прозаических сборников было издано при жизни Николая Асеева. 16 июля 1963 года поэта не стало.
В Курске именем поэта названа областная научная библиотека, нежно именуемая курянами «Асеевкой». В библиотеке ежегодно, в день рождения поэта, 9 июля, проводится Открытый поэтический микрофон, а в юбилейные даты – Асеевские литературные чтения.
Есть в Курске и улица имени Николая Асеева. А в городе Льгове по инициативе известного краеведа С.В. Лагутича создан и действует с октября 1988 года музей Асеева.
Не забывают о своем знаменитом земляке курские писатели и журналисты. Вновь и вновь они в своем творчестве обращаются к жизни и творческой деятельности Николая Николаевича. Если ранее это делали И. Баскевич, Т. Антипенко, Ю. Бугров, Н. Гетьман, Ф. Панов, М. Лагутич, то среди последних работ стоит назвать монографию А. Грачева «Поэт стали и соловьиной трели», поэму В. Рябинина «Асеев» и стихотворение И. Аникановой «Памяти Н. Асеева». Большая часть произведений этих авторов вошла в очередной выпуск литературного альманаха «Курские перекрестки», приуроченный к 130-летию со дня рождения поэта-земляка.
Николай Пахомов, руководитель Курского городского отделения Союза курских литераторов



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также