Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Неожиданная награда

Газетный выпуск № 89
25 июля 2019 11:59 Культура

Сергей Малихов:
Творчество – единственный способ перелететь на планету, где отсутствуют проблемы

Первое, что бросилось в глаза, когда я приблизилась к институту менеджмента, экономики и бизнеса – большой плакат за стеклом здания с надписью «Молодежный театр «3Д» (как я вскоре узнала, «3Д» означает «думай, действуй, добивайся»). Я вошла в институт и вскоре встретила известного в Курске актера и режиссера, художественного руководителя Молодежного театра, который к своим двадцати семи годам уже был удостоен звания лауреата в конкурсе «Человек года» на призы Курской антоновки. Как потом выяснилось, Сергей Малихов, с которым мне посчастливилось вести беседу, сначала не подозревал о своем участии в конкурсе. А когда узнал, и помыслить не мог, что станет лауреатом.

– Узнав, я подумал: «О, да ладно! Ну номинировали и номинировали. Для меня это ничего не меняет», – признался Сергей. – Я там был самым молодым участником конкурса. Кроме того, очевидно было, что достижения других номинантов превосходят мои, поэтому награда стала для меня совершенной неожиданностью.

Общаясь с Сергеем, я в очередной раз убедилась в том, что во многих случаях награды притягиваются к тем, кто стремится не к ним, а к добросовестному выполнению работы. Так, мой собеседник отметил, что получает призы только тогда, когда не они являются целью. Истинному деятелю искусства свойственно бескорыстное служение творчеству.

– Если художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного, – убежден режиссер.

История создания Молодежного театра «3Д»

Свой театр Сергей открыл в 2013 году, когда учился на третьем курсе колледжа культуры. Ему хотелось с кем-то поделиться знаниями, которые в него заложили педагоги: Юрий Валерьевич Бурэ, Любовь Анатольевна Ростова, Алексей Анатольевич Воронцов и другие. Наталья Свиридова (которая на нынешний момент является директором Молодежного театра) пригласила актера в МЭБИК, чтобы организовать там студию, которая помогла бы ему реализовать замысел – делиться знаниями. При первой встрече с учениками Сергей отметил, что хочет просто помогать им в саморазвитии, потому что актерское мастерство – это изучение человека.

– И нас очень сильно занесло – в хорошем смысле, – вспоминал Сергей, рассказывая мне о своих первых шагах в области режиссуры. – Планировалось сначала, что мы будем заниматься два дня в неделю по полтора часа, но возник вопрос: а почему только полтора? Давайте больше, давайте больше. И понеслось. Когда я закончил колледж и меня пригласили в драматический театр артистом, вся эта история со студией была уже так запущена, что мы понимали: останавливаться нельзя.

В чем особенность спектаклей в Молодежном театре?

Режиссерские работы Сергея были отмечены Гран-при фестиваля «Студенческая весна Соловьиного края», а также триумфом конкурса президентских грантов 2018 года. В чем же их отличие от других спектаклей?

Прежде всего Сергей создает спектакли в жанре пластической драмы. В пластическом театре вместо слова – жест. Благодаря жесту сознание зрителя порождает ассоциацию с неким словом, которое не произносится артистом. При этом в спектаклях Сергея, когда наступают наиболее важные моменты, могут присутствовать слова. То есть режиссер старается объединить русский психологический театр (школа Станиславского, в которой основное выразительное средство – слово) и пластический театр. Похоже, именно в этом заключается новаторство Сергея, за которое он был награжден в конкурсе «Человек года».

– Я знаю, что в Курске нигде больше не репетируется спектакль девять месяцев, как это происходит у нас, – сообщил мой собеседник. – И еще – открою один профессиональный наш секрет – когда у нас начинается спектакль, то радист, включив один раз музыку, больше к кнопке не прикасается, то есть спектакль сопровождается одночасовым музыкальным треком. Радист не останавливает музыку, не делает громче, не делает тише. Здесь все измерено до секунды. А артисты настолько часто репетировали спектакль, что они знают, в какую секунду что произойдет, и поэтому все делают вовремя. Мне кажется, что такого больше нигде не практикуют, возможно, даже во всей России, потому что везде, где мы об этом говорим, все очень удивляются: «Ничего себе! Это же сколько надо было репетировать!» Да, репетируем мы очень долго. Главная особенность наших спектаклей в том, что мы стараемся создать такую атмосферу, в которой зритель забудет, что он сидит в кресле. Чтобы он как бы влетел в обстоятельства, происходящие на сцене. Мы делаем спектакль не очень долгим – чтобы зритель не успел устать – и очень динамичным.

«Отсутствие сомнений – первый признак творческой смерти»

Если человек отдыхает во время усердной работы, то это почти наверняка означает, что он занят своим делом. Однако и при такой работе состояние человека зачастую может сопровождаться колебаниями: а что, если это все-таки не мое, возможно, я избрал неверный путь и пора остановиться? То же самое происходит с Сергеем. Как он признался, занятия в Молодежном театре приносят ему счастье, но сомнения случаются практически каждый день, и он к этому уже привык. По мнению режиссера, сомнения – неотъемлемая часть творческого процесса, в котором творческие муки должны присутствовать всегда и нужно быть готовым к тому, что со временем их давление может увеличиваться:

– Я прекрасно понимаю, что в следующем году должен буду создать спектакль, который окажется на голову выше предыдущих по всем параметрам. А вообще я часто думаю: «Господи, а что, если это не мое, что же я делаю?» На мне большая ответственность: я понимаю, что ко мне приходят взрослые люди, некоторые из них старше меня, и я отнимаю у них годы, причем лучшие годы. И начинаю задумываться: имею ли я право этих людей учить? Может, все это прикрыть? Однако я ни разу не поддался подобным мыслям. Я считаю, что сомневаться – это нормально. Если человек не сомневается – наверное, он решил, что безупречен. А это первый признак творческой смерти.

Итак, жизнь человека, занятого в сфере искусства, очень непроста. С одной стороны, работа приносит ему счастье, с другой – творческие муки сомнений. Но похоже, что положительный эффект все-таки склоняет чашу весов в свою пользу, о чем свидетельствует то обстоятельство, что для Сергея главное лекарство в случае неудач – это репетиция. Для него творчество – единственный способ перелететь на планету, где отсутствуют проблемы.

Чтобы узнать хоть немного о процессе подготовки к театральному представлению, я присутствовала на репетиции спектакля, который, возможно, будет вынесен на суд общественности лишь через девять месяцев. Я, будучи простым зрителем, удивлялась тому, как правдоподобно ребята играют свои роли, не произнося ни слова, но используя убедительные движения. Но Сергей Малихов – требовательный режиссер, все же находил недостатки работы своих воспитанников и заставлял их снова и снова повторять сцену, чтобы как можно сильнее приблизить игру актеров к совершенству. Целых девять месяцев этот человек и его команда готовы посвятить тому, чтобы люди, многие из которых почти не догадываются о трудном пути создателей спектакля, увидели полноценную картину, способную пробудить в сердцах зрителей лучшее, что в них только есть.
Дарья Хохлова Фото со страницы Сергея Малихова в «ВК»



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также