Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Медийный рынок в зоне турбулентности

13 января 2020 18:05 Общество

Накануне Дня российской печати на вопросы главного редактора «Курской правды» Натальи Лымарь отвечает председатель комитета информации и печати Курской области Денис Михайлов.

Медийный рынок в зоне турбулентности

Фото с личной страницы Дениса Михайлова «ВКонтакте»

— Жизнь во всех сферах меняется стремительно, но в нашем сообществе особенно быстро…

— Прежде всего, хочу попросить, чтобы мои размышления здесь на эту тему считались не частью какого-то планирования, а экспертным мнением, анализом ситуации. Мы живем в эпоху стремительных технологических перемен, и они в значительной степени отражаются и на революционных изменениях по части информационных носителей. А поскольку эти изменения сопряжены с растущей ролью информации в современном обществе, этот ветер перемен на информационном, медийном рынке вызывает если не ураган, то продолжительную зону турбулентности. Для нас, для комитета, важно сохранить возможность оперативного получения информации для всех категорий населения в любой точке нашего региона, чем мы и занимаемся. Но вместе с тем влиять принципиально на естественный ход вещей, на сохранение каких-то форматов только ради их существования — путь неэффективный, никому не нужный, да ещё и довольно затратный.

— Какие изменения в этом году ожидают медийный рынок Курской области?

— Мы подстраиваемся под реалии рынка, ищем свои ниши в нем, наполняя их важным, на наш взгляд, содержанием, информируя об общественно важных событиях и процессах. Но мы готовы использовать для этого существующие каналы, благо, что их становится только больше, плотность потоков информации растет. Так что работы у нас прибавляется с каждым месяцем. Медиарынок для нас, для власти – это ведь, прежде всего, способ коммуникации с гражданами, с обществом. И если раньше это общение в большей степени напоминало монолог, в рамках которого визави власти в лучшем случае просто на какое-то время давали трибуну, то сейчас благодаря новым технологиям распространения информации, благодаря соцсетям и  интернету, это уже полноценный диалог. Причем диалог часто очень горячий, бурный, но, безусловно, полезный для обеих сторон.
И если раньше для этих коммуникаций использовались только традиционные СМИ: газеты, ТВ и радио, то теперь к этому пулу прибавился и интернет со всеми своими проявлениями – от интерактивных и конвергентных СМИ до соцсетей, телеграм-каналов, чатов и т.д. Мы есть везде. Мы работаем в режиме диалога, двухсторонней связи в режиме 24 на 7.

Безусловно, есть еще к чему стремиться, но наша аудитория в новых медиа, аудитория информационного блока администрации Курской области выросла только за год больше, чем в 2 раза. Только в социальной сети «ВКонтакте» мы занимаем второе место в ЦФО среди всех официальных сообществ региональных властей. Отдельно можно обратить внимание на аккаунты губернатора Романа Старовойта. По факту – он самый популярный блогер в Курской области, да в общем-то не только в Курской. Только в том же «ВКонтакте» – а сейчас это самая востребованная соцсеть России – его страница входит в первую тройку самых активных популярных страниц глав регионов.

Поэтому, возвращаясь к сути вопроса, могу сказать, что, может быть, мы бы и рады были ограничиться традиционными форматами – газетами, радио, выпусками теленовостей — и уходить с работы хотя бы в 19 часов и иметь два выходных в неделю, но жизнь меняется и меняет нас самих. Перемены начались задолго до ушедшего 2019-го. Но если раньше мы были свидетелями процесса перемен, сейчас, наверное, можно говорить о свершившемся факте. Тиражи печатных СМИ сокращаются, доля потребления информации через интернет стала приоритетной. Есть небольшие расхождения у исследователей рынка: по некоторым данным телевидение пока еще с небольшим отрывом занимает лидирующие позиции, в первую очередь, за счет глубинки. Такое лидерство наверняка будет сохраняться какое-то время, но интернет как один из самых популярных медианосителей – это уже данность, которая никуда от нас не уйдёт.

— Находят ли себя в этом стремительном движении, к примеру, районные газеты?
— Пул районных газет тиражи не теряет, а за прошедший год даже немного, чуть-чуть, но удалось увеличить их по отношению к плановым показателям госзадания. Это произошло за счет стабильного спроса на эти издания на местах, в глубинке. Очевидно, что интернет там пока только набирает, причём, преимущественно среди молодых людей и людей среднего возраста. Не всем людям старшего возраста он пока нужен, не всем еще по разным причинам доступен. И районки там не просто старые добрые приятели, для многих — члены семьи. Кроме этого мы стремимся, чтобы муниципальные газеты были рупором для местной общественности, способом быть услышанными местными властями, а одновременно с этим – еще и общественными контролёрами. Я предвижу скепсис, который может вызвать эта фраза, поэтому не удержусь от примеров. Факт распашки прибрежного луга во Льговском районе подняла местная газета «Курьер». Это издание, кстати, уже по другим поводам цитировалось в федеральной прессе. Поныровская газета «Знамя Победы» держала руку на пульсе, когда решался вопрос по созданию мемориальной зоны в местах боев. И таких примеров достаточно. И это влияет на рост востребованности. Как результат – экономические показатели. В районки охотно идет локальная реклама, у читателей чрезвычайно востребован формат объявлений, как у нас в городах где-то на стыке девяностых и нулевых. Куплю, продам, поздравляю с годовщиной свадьбы, выражаем соболезнования. Это коммерческий контент, но одновременно это довольно человечный вид местной летописи, сельского жизнеописания. Эффект, на котором росла, например, даже европейская пресса, рассказывая о самых важных новостях для человека – о том, что происходит на соседней улице. В его населённом пункте, в его районе. У нас некоторые районные газеты по рекламным сборам опережают отдельные курские редакции, это не преувеличение! А с учетом того, что редакции имеют право использовать коммерческую выручку на оплату труда, наши сотрудники по сельским меркам более-менее сносно зарабатывают, и в значительной степени они обеспечивают себя сами. Но тем не менее и здесь, пусть гораздо медленнее, но тоже идет процесс постепенного смещения акцента на распространение информации через интернет. Именно поэтому сейчас мы занимаемся модернизацией сайтов районных изданий и, что, наверное, даже более приоритетная задача — усиливаем работу этого пула в социальных сетях. Уже сейчас у наших редакций одни из самых популярных на уровне районов страницы и сообщества.

— Не грозит ли в ближайшем будущем замена СМИ новостными агрегаторами?

— Новостные агрегаторы в любом случае обобщают и выдают материалы, произведённые в СМИ. Причем, если раньше у нас у всех были основания подозревать, что агрегаторы начнут забирать информацию из соцсетей, этого не произошло и, скорее всего, уже не произойдет. Причина проста – социальные сети наводнены не только фейками – это даже не самая большая проблема здесь, а непроверенной или часто неверно интерпретированной информацией. Агрегаторам, которые тоже конкурируют между собой, как минимум, нужна жесткая верификация контента. Пользователи соцсетей физически гарантировать это могут далеко не всегда, даже если речь идет об админах пабликов. По сути, это те же пользователи, которые к тому же работают с большим потоком предложенной информации. Конечно, администратор сообщества может привлечь помощников для проверки информации, а здесь уже один шаг до ее производства. Но чем это тогда не сетевое СМИ? Отличие только в получении соответствующей регистрации. А она для того же Яндекса – ключ к сотрудничеству, гарантия на экспортируемый продукт, спрос на который на фоне информационной «цыганщины» будет только расти. И это, на самом деле, здоровая тенденция. СМИ с регистрацией еще и ведь экономически тяжелее конкурировать с соцсетями из-за налогов, из-за каких-то других финансовых обязательств, из-за необходимости фактчекинга, что чревато проигрышем соцсетям по времени. Поэтому новостные агрегаторы, роль которых действительно растёт, в какой-то степени могут даже сыграть положительную роль не только для СМИ, но и для всего общества. Не случайно только за прошедший год несколько раз возникали дискуссии – не пора ли корректировать законодательство за распространение ложной информации в интернете и соцсетях? Я разделяю обеспокоенность этой проблемой, но не думаю, что сейчас нужно вводить дополнительные ограничения, принимать новые законы и придумывать наказания. Во-первых, это вызовет лишнее напряжение у граждан, лишнюю нервозность и спровоцирует ненужное недоверие между властью и обществом. Во-вторых, у нас и так есть достаточное количество механизмов для правового регулирования информационных потоков, нужно только, чтобы они эффективнее работали. Но я думаю, все идет к тому, что жизнь постепенно все расставит на свои места. И те же соцсети могут стать отличной платформой для СМИ, где проверенная, профессионально подготовленная информация будет конкурировать с сообществами, специализирующимися на вбросах и непроверенном хайпе. Мы уже знаем примеры довольно популярных СМИ и России, и региона, которые собирают аудиторию, формируют свою репутацию на платформе соцсетей, где мы их читаем и комментируем, но при этом почти не заходим на материнские сайты. Лиха беда начало. Есть еще одна довольно сложная задача, связанная с диверсификацией экономики СМИ, монетизацией ресурсов все в меньшей степени в офлайне и все больше в онлайне, но и она решаема, хоть эта задача не из простых. Но это отдельный большой разговор.

— Власть и СМИ. Как сегодня развивается этот роман?

— За исключением отдельных периодов влюбленностей устойчивые романы между СМИ и властью вообще-то вещь какая-то подозрительная. Идеальные отношения – партнерские, и это вполне вероятная схема работы, к которой, как минимум, нужно стремиться. Власть заинтересована в трансляции социально важной информации, в разъяснении каких-либо решений и событий. СМИ, в свою очередь, заинтересованы в получении достоверной оперативной информации. Поэтому основания для нормального сотрудничества есть всегда, мы к этому стремимся, и это главный принцип нашей работы. Мне кажется, у нас это получается. Примеров – множество. Самый яркий, может быть, не самый показательный, поскольку демонстрирует пример эффективного сотрудничества с ГосСМИ разного уровня — это программа «Открытый разговор с Романом Старовойтом», который мы показали с помощью объединённой команды в интерактивном формате в прямом эфире сразу трех телеканалов. Но есть и множество других совместных проектов. В том числе с коммерческими компаниями. В целом, для нас это главный принцип – мы открыты для всех СМИ и журналистов и даже медиаактивистов в соцсетях. У нас нет никаких стоп-листов и каких-либо ограничений по взаимодействию, власть открыта и доступна для всех без исключения СМИ и, смею надеяться, это доверие взаимное. Отдельно хочу подчеркнуть, что мы нормально относимся и к критике. Не скрою, иногда это бывает болезненно, но часто это довольно полезно, поскольку критика позволяет нам не застаиваться, помогает развиваться, работать над ошибками и стараться не повторять их впредь.

— Кто сегодня определяет новостную повестку, нужны ли людям хорошие новости?

— СМИ бывают разными, но успешны те проекты, для которых новостную повестку определяет их аудитория, формирует запрос, это непреложный закон профессии. И даже государственные СМИ могут и должны подавать информацию, например, о принимаемых законах, решениях, о деятельности органов власти так, чтобы это было интересно и полезно читателям, в этом профессионализм и заключается. И это не бином Ньютона и не трудно решаемая теорема Пуанкаре. Людям в первую очередь нужны яркие, привлекательные новости, вызывающие любопытство и эмоции. Так устроен человек, что чернуха просто быстрее и легче задевает за живое, пробуждает те самые эмоции. Но это не самый лучший способ для завоевания читательской любви, поскольку отношение к СМИ, специализирующимся на таких новостях, очень быстро остывает. Это все равно, что есть только острую пищу и с каждым глотком отправлять в пищевод кусочек чили. Неизбежно захочется воды. А потом потянет на сладкое. Поэтому качество информационной картины определяется не плохими или хорошими новостями, а объективностью, правдивым и компетентным отображением жизни, в которой есть место и позитиву, и, увы, неприятностям. Более того, мир даже не черно-бел. Он цветной. Он яркий. Читателю нужны все краски жизни.

— Что пожелаете курским СМИ в преддверии праздника?

— Яркости красок в личной жизни, чтобы в этой палитре все-таки было больше светлых тонов. Хочу пожелать, чтобы все перемены, которыми всегда был наполнен медиарынок и которых стало сейчас еще больше, были только к лучшему. И, конечно, желаю стабильных доходов редакциям, высоких гонораров сотрудникам и всем без исключения самого крепкого здоровья и благополучия для родных и близких.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также


Курских журналистов приглашают на учебно-методические курсы «Бастион»
09 апреля 11:07
Курских журналистов приглашают на учебно-методические курсы «Бастион»

Курсы спецподготовки предназначены для журналистов, работающих в экстремальных условиях.