Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Коренная – благодать земле русской

Газетный выпуск № 2005_49
05 марта 08:33 Культура
Председатель Российского фонда культуры, известный кинорежиссер и общественный деятель Никита Сергеевич Михалков в ближайшее время будет, скорее всего, часто навещать Курск: он вошел в состав попечительского совета по возрождению Коренной пустыни. В конце февраля Никита Михалков знакомился с восстановлением православных святынь на курской земле. Архиепископ Курский и Рыльский Герман вначале показал гостю Сергиево-Казанский собор, затем Свято-Троицкий женский монастырь. Этот монастырь был открыт не так давно, но настоящая монашеская жизнь в нем пробудилась только в прошлом году, когда сюда приехала игумения Сусанна, а с ней 15 сестер, которые раньше подвизались при Московском Иосифо-Волоцком монастыре. Быстро прижившись в Курске, они активно занялись обустройством монастыря, в настоятельском и братском корпусах уже идут серьезные ремонтные работы.

– Никита Сергеевич, вы являетесь членом попечительского совета по возрождению мужского монастыря Коренная пустынь. Что должно быть сделано в первую очередь?- Самое главное – не остаться бы нам при формальном желании что-то сделать. Знаете, благими намерениями, как известно, выстлан путь в ад. Необходимо все время что-то созидать, необходимо, чтобы все время что-то происходило. Это очень известная национальная наша черта: мы часто что-то декларируем, но постепенно все сходит на нет. А энтузиазм, как известно, скоропортящийся продукт. Поэтому здесь необходима, безусловно, активная помощь власти.Восстановление монастыря Коренная пустынь не должно идти на самодеятельной основе, в этом случае никто не несет за это ответственности. Во-вторых, я считаю, что необходимо, чтобы куряне имели возможность достучаться до любого из членов попечительского совета и их мнение о ходе работ было услышано, ибо Коренная пустынь – это не исторический памятник, понимаете?! Это благодать, данная Господом курской земле. Вот это надо ценить, а не просто восстановить стены. А восстановить духовную составляющую можно только при сильном энергетическом влиянии веры и настойчивости православного человека, для которого созидание является не формальностью, а жизненной необходимостью.Надо понимать и еще одну вещь: восстановление древней обители – это не желание мирских людей, это жизненная необходимость для всей страны. Когда в разных концах России к подобному созидательному процессу будут относиться как к жизненной необходимости не только своего региона, но и всей страны, то произойдут удивительные, чудесные события, как возвращение на родину Тихвинской иконы Божией Матери. Думаю, что и чудотворная икона Богородицы «Знамение» Курская-Коренная, которая сейчас в Америке, тоже должна быть возвращена. Я, кстати, об этом уже говорил.- С кем?- Знаете, какая странная вещь: я однажды ехал в машине, и в это время по радио шла дискуссия о Курской-Коренной иконе Богородицы с кем-то из священнослужителей, приехавших из Америки. И я позвонил по телефону прямого эфира и включился в разговор. Получилась очень интересная дискуссия. «Вы сохранили ее для того, чтобы она не была предана поруганию большевиками, – сказал я своему собеседнику. – Вы сделали великое дело, и вам за это воздастся. Но уверяю вас, что она вам же больше принесет пользы, оказавшись на родине.- Возрождение монастыря Коренная пустынь и возрождение Знаменского монастыря – это же единое целое, так? В прошлом году хозяева завода «Электроаппарат», до сих пор использующие в своих производственных целях и территорию монастыря, и монастырские постройки – памятники истории и культуры федерального значения, попытались через арбитражный суд их приватизировать. Если бы не высокий профессионализм адвоката, защищавшего права Курской епархии, так бы и произошло. Подобная кощунственная попытка завладеть собственностью Церкви может повториться…- Не может! Это же нонсенс! Нужно исключить из нашего обихода словосочетание «Церковь хочет забрать». Она ничего не забирает, она только возвращает, забрали-то у нее, у Церкви. Как это принадлежало Церкви, так это автоматически должно быть ей возвращено. В этом есть искупление. В этом есть признание того, что было несправедливо.- Кто определит, что была допущена несправедливость?- Губернатор. Мы ведь молимся о воинстве и начальстве, над нами поставленном. Власть от Бога – так мы, православные, считаем. Раз власть от Бога, то эта власть к Богу должна относиться как к Тому, Кто ее поставил. А если это так, то губернатор должен понимать, что все так или иначе было освящено православием.Я не говорю, что есть другие веры и другие вероисповедания, которые всегда уживались в России, но православие здесь было всегда, мы воспитаны на нем, им вскормлены, по-другому жить не можем. Мы же не требуем, чтобы в Ташкенте или в Таджикистане православие превалировало.А в России православие должно быть основополагающим. Почему? Потому что корневая система – духовная, нравственная, идеологическая – строилась только на православии. Светская власть не должна вмешиваться в церковные дела, но она не имеет права не помогать, потому что только в этом случае она будет выполнять свою миссию – сохранение, собирание страны, а собрать страну без православного купола, без духовной жизни невозможно. Власть обязана быть с Церковью. Только в таком добром сотрудничестве могут существовать в благоденствии живущие в России люди.Точно так же должно быть и с преподаванием в школе курса «Основы православной культуры». Кто мешает, чтобы в Казани дети изучали ислам в своих школах? Никто же не мешает. А почему испугались намерению преподавать «Основы православной культуры» в российских школах? Да потому, что, когда дети начнут воспитываться на основах этой православной культуры, очень многое им станет ясно. Сегодня детей с раннего детства надо погружать в ту духовную атмосферу, которая была единой для всей страны в течение десяти веков.Трудно требовать от двухлетнего ребеночка, которого бабушка привела в храм, чтобы он понимал, что вокруг него происходит. Божественная литургия для него по смыслу проходит непонятной, но в его подсознание уже входит то, что он слышит. Ведь каждое слово, произнесенное во время Божественной литургии, содержит в себе энергию времени, энергию веры, энергию поколений. Через десять лет воскресное посещение храма для него станет таким же естественным, как зубы по утрам чистить. Это принципиально важно, это должно стать частью его жизни.Большое впечатление на Никиту Сергеевича Михалкова произвело знакомство со студентами и преподавателями иконописного отделения Курской духовной семинарии, их работами. Председатель Российского фонда культуры из бесед с семинаристами узнал, что будущие иконописцы не имеют материальной возможности съездить в столицу и увидеть воочию икону прп. Андрея Рублева «Святая Троица», Владимирский образ Божией Матери и другие православные святыни, хранящиеся в Третьяковской галерее. Он пообещал, что Российский Фонд культуры в ближайшее время организует такую творческую поездку в столицу для молодых курских иконописцев.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также