Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Все началось с козы Манюни…

Газетный выпуск № 61-62
30 мая 2019 11:45 Культура

Юрий Куклачев пытался поступить в цирковое училище несколько раз. Театр кошек начался с мокрого голодного котенка, а в школах надо ввести уроки доброты. Об этом народный артист РСФСР, недавно отметивший 70-летие, рассказал «Известиям». Беседа состоялась в преддверии большого гастрольного турне по Краснодарскому краю и Крыму, которое стартует 25 июня.

Фото из открытых источников

– Любовь к животным у многих начинается с домашнего питомца – друга детства. Как это было у вас?
– Моя история дружбы с животными началась с козы Манюни и петуха Гриши, живших в деревенском доме моей бабушки. Манюня давала нам молоко, и так много, что его хватало даже на козий сыр, на ее молоке я и вырос. А Гриша был самый красивый и самый удачливый боец, выходивший победителем из всех схваток с деревенскими петухами. А еще я запомнил лошадок. Их было много в колхозе, более 50. В те времена кони были и транспортом, и тягловой силой в поле. Наш сосед-конюх часто брал меня с собой в конюшню, и там я впервые почувствовал запах цирка.
И, конечно, для меня был важен контакт с живой землей. Все мальчишки в деревне бегали босиком, я один городской ходил в сандалиях, снять которые оказалось не так просто. Ногам, не привычным к скошенной траве, было больно, но только первые два дня. Потом я забывал про обувь. Помню земляной пол в доме моей бабушки. Каждое утро, вставая с постели, я испытывал ни с чем не сравнимое чувство контакта с живой землей. Зимой бабушка каждое утро затапливала печь, земля оттаивала и становилась мягкой, подвижной под ногами, как живое существо.
– А когда вы решили стать клоуном?
– В цирковом училище, поступить в которое я пытался несколько раз, мне сказали, что между мной и профессией клоуна нет ничего общего, я зря трачу время и обманываю сам себя. Я не поверил в этот приговор, пошел в народный цирк, а в 16 лет стал лучшим клоуном Советского Cоюза в народной самодеятельности. О моей победе рассказали в телевизионной программе, и с этого момента начался подъем к вершинам циркового искусства. Уже в 16 лет, создав свой собственный стиль, я стал клоуном, владевшим всеми цирковыми жанрами, даже акробатикой и эквилибристикой. Конечно, после такого успеха проблем с поступлением в цирковое училище больше не было.
– Расскажите о вашей первой кошке.
– Началось все с маленького мокрого голодного котенка, которого мы с супругой принесли домой. Отмыли, накормили, он оказался очень милым и пушистым существом. Появилась идея – почему бы не выступать с кошками. Начали работать, быстро появилась вторая кошка, третья…
Пришлось работать и над собой. Если хочешь найти контакт с кошкой, просто необходимо убрать всякую вспыльчивость, громкие слова. Если на нее закричать, она прижмет ушки, спрячется, и можно забыть о результате. Мы начали выступать, и появилось желание попасть в московский цирк. Стоило мне только попросить об этом в молитве, как пришло приглашение.
И когда я попал в столичный цирк, на мое представление пришел Леонид Брежнев. После выступления меня пригласили в ложу, где Леонид Ильич сказал, что никогда так не смеялся. Это было начало
70-х годов. Я быстро приобрел известность, цирковые импресарио начали мной торговать, как советским шампанским, и мы объехали полмира: Бельгия, Япония, Канада, США, Южная Америка. Нас называли русским чудом. Наверное, потому что видели единственного в мире клоуна с кошками.
– С чего начался Театр кошек?
– Решением Московской мэрии в 1990 году нам передали бывший кинотеатр, предоставили финансовые льготы, и начался новый этап моей жизни – Театр кошек. Сначала он существовал на частной основе. Мы опять начали много ездить, но уже в формате театра.
Это был интересный этап, но сложный. В стране был страшный кризис, который ударил и по нашему предприятию. Собственно, всем было плохо. Многие учреждения культуры сдавали свои площади коммерсантам, но мы решили сохранить театр в первозданной чистоте, и никогда ни один метр у нас не использовался для какой-либо коммерции. Но пришел час, и нас лишили финансовых льгот. Собрать деньги на аренду большого помещения было нереально. Однако решение нашлось.
Наш Театр кошек стал государственным. Я вообще считаю, что любое искусство, приносящее радость людям, не может существовать без государственной поддержки. И это крайне важно. Сейчас я уверен, что кошки голодными не останутся, зарплату наши сотрудники получат. Нам сделали уникальный свет, купили высококачественную звуковую аппаратуру. Мы можем тратить серьезные деньги на костюмы. Для кошек построен хрустальный дворец. В театре витражи красоты необыкновенной, по-домашнему уютный зал. Приходя к нам, вы попадаете в сказку.
– Не было ли у вас планов и предложений уехать за границу и работать там?
– Мне предлагали контракт на пять лет в Лас-Вегасе. И я с ужасом думаю о том, что действительно мог уехать из своей страны. Сегодня я иду по улице, а мне каждый прохожий сразу улыбается и говорит: «Здравствуйте». И в этом одном слове столько душевной искренности и человеческой теплоты, что мое сердце радуется.
– Что вы считаете своим главным достижением?
– Я создал династию Куклачевых с единственным и неповторимым Театром кошек. Мы много работаем, недавно закончил работу над новым спектаклем «Мяугли». Мои дети выпустили новые постановки «Котобум», «1001 ночь». Мы ездим по всей стране, иногда даже пересекаясь из-за несогласованности действий наших импресарио, конкурирующих на имени Куклачевых. А 15 октября много наших друзей придет в Цирк на проспекте Вернадского посмотреть грандиозное шоу Театра кошек династии Куклачевых. И это будет символично. Ведь мы уже 30 лет не выступали на цирковой арене. Я вышел из цирка, и спустя много лет мы возвращаемся на столь любимую всеми нами арену.
Наталья Эллер  «Известия»



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также