Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Вы сами душка, профессор!

Газетный выпуск № 89
25 июля 2019 12:29 История

Совсем недавно куряне выбирали название для курского аэропорта.

Большинство предлагало присвоить аэропорту имя советского инженера-авиаконструктора Михаила Гуревича. Но мало кто знает, что есть еще один человек, который имеет непосредственное отношение как к Курску, так и к авиации в целом. Именно по его учебникам учились и учатся многие поколения авиастроителей и летчиков. Речь идет о Владимире Петровиче Ветчинкине – заслуженном деятеле науки и техники РСФСР, лауреате Сталинской премии, проложившем первые шаги к созданию отечественного авиастроения и внесшего значительный вклад в ракетно-космическую науку.

Владимир Петрович родился в 1888 году в семье царского офицера в городе Кутно (Польша). По роду службы отца семье Ветчинкиных пришлось переехать в Курскую губернию. Семья Владимира Петровича, родовитая и обеспеченная, жила в купленном у купца Хлопонина доме, который известен большинству курян как палаты бояр Ромодановских. Именно в этом старинном особняке, на нынешней улице Пионеров, жил будущий ученый. Не удивительно, что маленький Владимир очень рано проявил интерес к знаниям, превосходно учился в Курской классической гимназии и окончил ее с золотой медалью.

Хоть и дальнейший путь Ветчинкина, начиная с 1907 года, больше связан с Москвой, чем с Курском, Владимир Петрович еще не раз приезжал в город своего детства. В 1915 году он окончил Московское императорское высшее техническое училище (ныне МГТУ имени Н. Баумана), защитив дипломный проект «Тяжелый аэроплан типа «Илья Муромец».

К слову, Владимир Ветчинкин был любимым студентом Николая Егоровича Жуковского, выдающегося русского ученого-механика, именно его часто называют «отцом русской авиации». Жуковский заметил потенциал молодого ученого в науке и сразу занялся его раскрытием. Вместе они еще в 1913 году разработали и опубликовали теорию завихрения авиационных винтов, затем в 1916 году Жуковский и Ветчинкин организовали Бюро авиационных вычислений и испытаний. В 1918 году он был одним из первых помощников Жуковского при создании Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Занятно, что все разработки и испытания двух ученых оказались строго засекречены. Засекречена была и личность Ветчинкина. Наверное, именно поэтому о его разработках мало кто знал и знает сейчас.

Владимир Петрович окончил училище в 1915 году и стал первым в России дипломированным авиационным инженером. Молодой профессор вырос в крупного и значимого для России ученого. Уже в 39 лет он стал профессором, а в 46 лет, без защиты диссертации, доктором технических наук. В 1921-1925 годах Ветчинкин читал лекции по теории ракет и космических путешествий. Желающих попасть на его лекции было столько, что приходилось вызывать конную полицию во избежание давки. Именно он был первым, кто обосновал оптимальность межпланетных перелетов по эллиптическим траекториям. Данная идея очень часто ошибочно приписывается Вальтеру Гоману. В 1923 году В. П. Ветчинкин стал профессором Академии ВВС им. Жуковского, затем работал над задачами крылатых ракет и реактивных самолетов, а позднее принимал участие в деятельности Научно-исследовательского института реактивного движения.

Вернемся к истории преподавания Ветчинкина. Его коллеги и ученики часто вспоминали забавные истории, которые касались выдающегося профессора.

– Владимир Петрович читал превосходно. Лекции приходили послушать не только студенты, но и посторонние, которые интересовались авиацией всерьез. И не всерьез… Дело в том, что у него было много поклонниц: поклонниц его пения, его голоса (прим. – Ветчинкин был не только ученым, но и пел в церковном хоре), – вспоминает ученик Ветчинкина Андрей Николаевич Туполев, советский ученый и авиаконструктор. – Возможно, что милых дам аэродинамика вовсе не интересовала. Зато интересовал сам «аэродинамик». Они приходили на его лекции и, очарованные профессором, не отрывали от него глаз. Когда он как-то нарисовал на доске профиль крыла и, как было принято, назвал его дужкой, в аудитории вдруг раздался томный вздох: «О господи! Вы сами душка, профессор!»

Профессор, активно поддерживающий таланты своих студентов, первым заметил дар Юрия Васильевича Кондратюка, которого позднее, наряду с Циолковским, признали одним из основоположников создания теории космических полетов. История Ветчинкина тесно связана с еще одним нашим земляком, талантливым изобретателем Анатолием Георгиевичем Уфимцевым. Им принадлежит соавторство в разработке проекта ветроэлектростанции. «Ветряк» до сих пор возвышается в Курске на улице Семеновской как памятник первооткрывателям экологически чистого источника энергии. Уфимцев многого добился самостоятельно, но признавал Ветчинкина равноправным партнером и даже отправил в Главэнерго СССР необычный документ: «Настоящим удостоверяю, что профессор Ветчинкин Владимир Петрович является моим соавтором по отношению ко всем моим изобретениям и идеям… Объем его участия составляет 50 процентов, т.е. равный моему».

Если говорить о Ветчинкине как о человеке, то достаточно обратиться к воспоминаниям его коллег и сына, которые отзывались о нем только с положительной стороны.

«Он был человеком исключительной чистоты, доброты и доброжелательства. Его первым движением было всегда помочь людям, в чем бы они ни нуждались, – вспоминает об отце Николай Владимирович Ветчинкин, сын Владимира Петровича, доктор технических наук, академик Российской академии космонавтики имени Циолковского. – Люди не могли лгать при нем, а если они лгали, то они переставали существовать для отца. Он просто уходил от этого человека и, если был вынужден, то с ним связывали дальше только рабочие отношения».

О его характере и гражданской позиции можно узнать и от него самого. Он писал: «Моя миссия – повышать культурность и благосостояние России, уменьшать количество творящегося зла». Не многие способны на такие поступки: когда он получил Сталинскую премию в 1943 году за фундаментальные труды по аэродинамике и ветроэнергетике, то потратил на себя только малую часть и купил 10 мешков картошки, чтобы семья продержалась зимой, а остальные передал в фонд обороны СССР. 1943 год – в разгаре Великая Отечественная война.

Курская земля вырастила множество талантливых спортсменов, изобретателей, музыкантов и, конечно, ученых. Среди них есть и профессор, который не только был первооткрывателем в сфере аэродинамики и ракетно-космической науки, но и просто очень добрый и отзывчивый человек с большой буквы «Ч». Секретность, которой была пронизана вся деятельность Ветчинкина, много лет не давала в полной мере узнать про превосходного профессора, но теперь каждый курянин может гордиться, что живет на той земле, где когда-то рос и совершал открытия гениальный ученый и доктор наук Владимир Петрович Ветчинкин.
Екатерина Япырэ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также