Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Встречи на «Бульваре Капуцинов»

Газетный выпуск № 116
26 сентября 2019 13:02 Культура

Фильм «Человек с бульвара Капуцинов» вышел на экраны в 1987 году, за год проката его посмотрели 60 миллионов зрителей. Недавно «Курскоблкиновидеофонд» подарил курянам встречу с режиссером этого фильма – Аллой Суриковой. Алла Ильинична сняла более 20 кинокартин, среди которых «Будьте моим мужем», «Суета сует», «Ищите женщину», «Искренне ваш…». Алла Сурикова – автор идеи создания знаменитого детского журнала «Ералаш».

Встреча состоялась 27 августа, в День российского кино. У старшего поколения курян с фильмами Аллы Суриковой связаны лучшие воспоминания, с удовольствием их смотрит и молодежь. Сегодня мы хотим рассказать веселые и грустные истории рождения гениального «суриковского» кино.

Стихи для Данелии
Фильмы Аллы Суриковой добрые и смешные.
– Юмор и смех лечат больше, чем что бы то ни было, – говорит режиссер. – Когда люди смеются, жизнь становится добрее. В этом году картине «Не горюй!» исполняется 50 лет. В ноябре на фестивале «Улыбнись, Россия!» (ежегодный кинофестиваль музыкальных и комедийных фильмов, президент фестиваля Алла Сурикова) состоится вечер памяти Георгия Николаевича Данелии. В 1973 году под его руководством я закончила Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров, отделение режиссеров-постановщиков детских фильмов. Поработав на студии Довженко, уехала в Москву, там Данелия дал мне возможность снять первую картину у себя на Мосфильме, эта картина называлась «Суета сует».
… «Воздвигнусь ли, паду ли, своей судьбе дана ли я, плевать, пойду под пули я, коль поведет Данелия», – стихи, которые посвятила Алла Сурикова своему учителю, Георгию Николаевичу Данелии.
Почему не Гурченко и Басилашвили, или «Суета сует»
Фильм «Суета сует» вышел на экраны в 1979 году. В нем – история о любви и измене со счастливым финалом. Марина Петровна заведует ЗАГС, каждый день напутствует молодоженов. Оберегая чужое счастье, теряет свое: муж ушел к другой. Он потом вернулся. Трогательную супружескую пару, проверяющую свои чувства на прочность, сыграли Фрунзик Мкртчан и Галина Польских. «Марина, я пропал, я, можно сказать, – погиб, мне понравилась посторонняя женщина», – зритель влюбляется в главных героев в самом начале фильма с этих слов героя Мкртчана.

Легко с талантливыми детьми. Они становятся профессионалами
на третий день съемок. В картине «Солдатик» Андреев Андрей начал сниматься, когда ему было шесть лет. Он работал наравне со взрослыми актерами

– Когда я пригласила Фрунзика в эту картину, Эмиль Брагинский – замечательный сценарист, автор Рязанова на многих картинах, сказал: «Я не смогу выговорить пять согласных подряд – Мкртчан!» – рассказывает Алла Ильинична. – Но когда он увидел кинопробы артиста, милого, ироничного, – он согласился с моим выбором. И написал для Фрунзика такую фразу. Когда героиня Галины Польских говорит ему: «Сколько лет живешь в Москве и до сих пор не научился правильно говорить по-русски, Фрунзик отвечает: «Русский язык такой богатый, а я человек бедный». Когда он находился в столице, вся армянская диаспора Москвы хотела с ним выпить. А отказать он не мог! И когда на следующий день надо было его снимать, не был готов к съемке. Тогда можно было еще немного растянуть съемочное время, дать возможность артисту прийти в себя. И мне приходилось заходить в буфет, где сидел Фрунзик, а вокруг него – компания, и когда он уже тянулся к этому стакану, я его забирала и… выпивала. Как молодая и в принципе непьющая, я потом долго приходила в себя. Эта пара – Галина Польских и Фрунзик Мкртчан – сделала картину! Хотя пробовались на эти роли Люся Гурченко и Басилашвили. Тоже шикарная пара! И Басилашвили в это время уже вроде бы выехал ко мне. Но мы никак не могли его дождаться.

И тут я интуитивно поняла, что он находится сейчас у моего учителя Данелии, который снимал картину «Осенний марафон». Картина тогда называлась «Горестная жизнь плута». И действительно, Басилашвили был в это время у него. Я поняла, что мне его не получить, хотя пробы мы уже сняли. Но, как говорила моя бабушка, судьба, она не глупее нас с тобой. Картина получила приз за лучшую режиссуру на Молодежном фестивале.

«Ищите женщину», или… уберите ее от камеры

– Миша, а ты хотя бы фотографию Софико, чтобы показать пробы актрисы, сделал? – А я фотографировать не умею, и вообще уже темно

Картина «Будьте моим мужем» снималась на юге. В ней – Андрей Миронов, Елена Проклова, Нина Русланова.
– Миронов – в кадре и, конечно, все отдыхающее побережье пыталось к нему пробиться, – рассказывает Алла Сурикова. – Особенно женщины! Я кричала оператору: «Уберите женщин от камеры!» Андрюша оттуда мне кричал: «Всех не перевешаете!»
Это был удивительно остроумный человек. И абсолютно чуткий, точный, готовый сниматься, знал тексты, всегда стоял рядом с режиссером. Особенно в картине «Человек с бульвара Капуцинов» – это вторая наша совместная работа. Тогда он уже был моим другом на все съемки. Олег Павлович Табаков сыграет гениально свой эпизод, и тут же – спать. Андрей был рядом всегда!
В фильм «Ищите женщину» великолепную Софико Чиаурели, оказывается, утвердили не сразу.
– Руководитель студии, на которой мы снимали кино, хотел, чтобы в этой роли я снимала его жену, – рассказывает Алла Сурикова. – Но мы поехали в Тбилиси, я, оператор Миша Агранович, оператор Толя, целая компания, – пять человек, на выбор одной актрисы. Вся картина «Ищите женщину» снималась в одном павильоне. Мы сошли с самолета, тут нас встретили друзья Миши, Толи и повели… В то время Грузия была такой: шагнул на землю – ты гость, тебя приглашают, кормят и поят. Когда через пять дней мы уезжали, я спросила: «Миша, а ты хотя бы фотографию Софико, чтобы показать пробы актрисы, сделал? Он говорит: «А я фотографировать не умею, и вообще уже темно». Мы вернулись в Москву, там с календаря советских фильмов пересняли фотографию Софико и таким образом представили ее. Но поскольку я, как говорит Аня Варпаховская в фильме «Будьте моим мужем», была «непокобелима» – Софико утвердили.

Картина, кроме прочих, получила призы «За лучшую драку между советскими актерами» и «За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства»

Приз за лучшую драку
Картина «Человек с бульвара Капуцинов» получила много призов. «Золотой Дюк – 1987» в Одессе, «Женщина в кино» в Лос-Анджелесе.
Но были еще призы – «За лучшую драку между советскими актерами» и «За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства».
– Именно на съемках «Человека с бульвара Капуцинов» мы впервые встретились с Николаем Караченцовым. Эта дружба была до последнего дня его жизни! Николай Петрович пришел на пробы картины. Я его планировала на другую роль. А он сказал: «Я хотел бы сыграть Билли». В сценарии Билли Кинг – крупный, а Караченцов – небольшой. Я предложила Николаю Петровичу «побить немного» Александра Иншакова (индеец Джонсон). И он так его отметелил, что все сомнения отпали. В фильме он многие трюки делает сам.
По результатам опроса журнала «Советский экран» за роль Мистера Ферста Андрея Миронова признали лучшим актером 1987 года.

Со звездами легче работать?
В Курске во время творческой встречи Алле Ильиничне из зала поступил вопрос: «Вам легче работать с начинающими артистами или со звездами? В «Капуцинах» вы собрали 17 знаменитых артистов. Как вы ими руководили?
– На первой картине, когда я пробовала Басилашвили и Гурченко, в основном они пробовали меня – это была моя первая работа. Легко с талантливыми детьми. Они становятся профессионалами на третий день съемок. В картине «Тайна «Волчьей пасти» снимались дети 10-12 лет. И когда один из взрослых актеров долго не мог запомнить текст, мой десятилетний герой сказал: «Вы не волнуйтесь, я вам подскажу». В картине «Солдатик» Андреев Андрей начал сниматься, когда ему было шесть лет. Он работал наравне со взрослыми актерами.
Что касается взрослых… В «Человеке с бульвара Капуцинов» – Андрей Миронов, Олег Павлович Табаков, Боярский, Польских, Семен Фарада, Наташа Фатеева… Все звезды первой величины, с ними не было проблем. Иногда бывали проблемы с теми, кто считал себя звездой, а на самом деле таковой не являлся… Чем больше звезда, тем легче с ней работать!
Елена ГАМОВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также