Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Смартфон в школе: друг или враг?

Газетный выпуск № 117
27 сентября 2019 10:04 Общество

Накануне нового учебного года торговые сети Курска отметили рост продаж не только тетрадок и ручек, но и смартфонов. Отправлять ребенка в школу со старым электронным устройством некоторые родители уже считают просто неприличным. Но совместимы ли школьные занятия со смартфонами?

Всю вторую половину августа в обществе активно обсуждали информацию относительно запрета на использование смартфонов в школах. Речь сначала шла о рекомендациях для всех школ и образовательных учреждений в стране. Сразу несколько российских ведомств, в число которых входят Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования, выступили с предложением ввести новые рекомендации по использованию мобильных устройств.
Отмечалось, что длительное использование мобильных устройств приводит к проблемам со здоровьем, а именно к нарушению психики у детей и подростков. Именно поэтому чиновники сразу из нескольких ведомств решили защитить молодых граждан РФ, чтобы таким образом, по сути, спасти будущее страны, дабы сократить количество людей, имеющих какие-либо нарушения психики. Всем школам в стране предлагают создать специальные места для хранения телефонов школьников, а также оборудовать места для того, чтобы дети могли звонить своим родителям в случае необходимости.
Если идти по такому варианту, то школьник сдает мобильное устройство перед первым уроком, то есть сразу после прихода в школу, а затем забирает его из специального места уже после окончания учебных занятий. Следует отметить, что такие меры носят лишь рекомендательный характер. Кто будет нести ответственность в случае, если смартфон, например, украдут, когда он находится в этом самом специальном месте для хранения, не уточняется. Если никто, то и обязать людей сдавать свои телефоны в такие места никто не сможет, потому что, по сути, это все равно что оставить его на улице.
В качестве альтернативы предлагается порекомендовать родителям, учителям и ученикам переводить при входе в школу смартфон в беззвучный режим. Но опять же, нужно понимать, что это лишь рекомендации, а вот будут их придерживаться школы или нет – вопрос спорный. Для хранения телефонов нужно оборудовать специальное помещение, и кто-то должен выдавать мобильные устройства из него, а для этого нужен отдельный человек. В некоторых школах и так не хватает кадров, поэтому полная реализация всех этих рекомендаций пока что сомнительна.
Проблема, конечно, более глубока, чем поиск специального помещения или назначение ответственного лица.
Можно напомнить, что накануне Среднерусского экономического форума подробно говорил по этому поводу глава региона Роман Старовойт:
«Педагогические, медицинские работники, физиологи России считают, что работу детей с гаджетами и информационными сетями нужно держать под строгим контролем, как родительским, так и педагогическим, поскольку отмечается их негативное влияние при нерациональном использовании.
Это отрицательно влияет на здоровье и физическое развитие ребенка: если ребенок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или на экран телефона или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Снижается и творческая активность, т.к. игры и приложения замещают спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребенок фантазирует: вырезая и склеивая, лепя и раскрашивая, он комбинирует материалы и цвета, находит самые неожиданные решения. Виртуальное же пространство предлагает творчество только в рамках опций, предусмотренных производителем программы. Также происходит вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство. Ребенок, интересы которого сосредоточены только на виртуальном мире, буквально «выпадает» из реальной жизни, отказываясь от других развлечений. В этом случае можно говорить о формировании зависимости и даже о психических расстройствах.
Дети, проводящие много времени за играми и просмотром мультфильмов, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма».
Кстати, отвечая на вопрос, сколько времени ваши дети проводят в интернете, Роман Владимирович заметил, «не столько, сколько им хотелось бы, конечно. Мои дети активно занимаются творчеством, спортом».
Что же касается курских учителей и врачей, то, как удалось выяснить корреспонденту «КП», никаких крайностей по поводу смартфонов в их позиции не наблюдается.
Татьяна Дервук, учитель начальных классов школы №19 г. Курска:
– Дети должны постоянно находиться на связи с родителями, потому без телефона не обойтись. Мне приходилось слышать такие мнения: пусть ребенок пользуется кнопочным, он не так отвлекает, как смартфон. Но смартфон уже прочно вошел в нашу жизнь, он – всего лишь новая модель, пришедшая на смену кнопочному аппарату. Как я могу запретить родителям покупать его детям, если сама пользуюсь именно таким аппаратом. А если кнопочный снимут с производства? О том, чтобы ребенок сдавал телефон на время занятий, или вообще приходил в школу без него, не может быть и речи. В нашем классе собственно никакой проблемы с телефонами нет. Дети просто не достают их из портфелей во время урока. На перемене они звонят родителям. Играть «в телефон» им некогда, – перемена 10-20 минут. У нас в запасе много мини-проектов активного отдыха на перемене. Стараюсь организовать ее так, чтобы ребятам было интересно. Ведь тогда детям будет не до виртуальных игр.
Лариса Кондратьева, заведующая отделением функциональной диагностики БСМП
– Постоянно в течение рабочего дня нахожусь за компьютером, – это моя профессия. Исключить его, а ведь смартфон, – это и есть компьютер, – из жизни невозможно. Ведь именно с помощью такого телефона родители могут не только постоянно быть на связи с ребенком. Если случится беда при помощи специальных программ, именно смартфон поможет в поисках. Но есть и другая сторона – огромный поток информации, возможность ее получать в любую минуту, – рассеивают внимание, отрицательно влияют на нервную систему неокрепшего организма. Учитывая особенности физиологии подростка, конечно, надо особенно тщательно соблюдать правила пользования телефоном: во время работы делать паузы, читая лучше, используя электронную книгу, чем смартфон. На уроках телефон должен быть в портфеле. Лучше если это запрет учителя, а осознанное решение подростка. Объяснить ему мы должны вместе – родители, педагоги, врачи.
Примерно в таком же ключе рассуждали и другие участники опроса. Что же, спокойная и рассудительная позиция способствует тому, чтобы не впасть в крайности и, как говорится, не наломать дров. Запреты еще ни в одном деле не помогали.
Елена Гамова



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также