Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Самое дорогое – когда звание получаешь от учеников…

Газетный выпуск № 121
04 октября 2019 12:17 Праздничное

Эльза Алексеевна Кожанова – человек в Курске известный: заслуженный учитель, обладатель премии общественного признания «Курская антоновка», почетный гражданин Курской области.

Званий столько, что не хватит пальцев на руках. Несколько десятилетий она преподает химию, за это время через ее уроки и сердце прошло не одно поколение школьников – в следующем году, к слову, исполнится 45 лет ее первому выпуску в лицее №6 Курска, где она работает до сих пор. Накануне самого главного праздника, Дня учителя, мы встретились с ней в кабинете химии. Только что закончился урок у восьмиклашек, за дверью отшумела и стихла перемена, а мы с Эльзой Алексеевной сидим за первой партой и говорим – о школе
и многом другом…

О мудрости и опыте
– Понятие «мудрость» очень трудно расшифровать. Наверное, мудрость моя заключается в том, что я уважительно отношусь к детям, родителям, коллегам и стараюсь использовать тот опыт, который предшественники наши и современники в области педагогики накопили. Взять оттуда рациональное зерно, которое я могу применить к себе, к своему предмету и методам преподавания, которыми пользуюсь, чтобы интереснее рассказать детям, лучше довести до их сведения… Иногда думаешь над очень сложной темой – не вяжется она как-то, не лежит к ней душа. И вдруг – читаешь какую-то статью ученого или коллеги, и одно слово буквально тебя озаряет, и ты понимаешь: вот это можно объяснить вот так, и сразу становится легко и детям понятно… Ну а в жизни (смеется) я не очень мудрый человек.
А опыт, он, конечно, с годами приходит. В школе многие методики внедряли и от учителей требовали, что вот так надо работать, по этому методу, а потом выясняется, что есть метод еще лучше. Поэтому я думаю, что каждый учитель должен свой метод потихонечку нарабатывать, чтобы из этого многообразия выбрать рациональное зерно… Проработав в школе много лет, я пришла к выводу, что основная задача учителя заключается в том, чтобы доступно объяснить материал, а для этого ты сам должен проникнуться темой и четко понимать, о чем ты говоришь. А потом – хорошо спросить. Если на скорую руку спрашиваешь, ученики так же наскоро отвечают, а когда копнешь чуть глубже, можешь наткнуться на молчание. Я недавно проводила урок в 8 классе, изучали строение атома – спрашиваю: «Дети, почему атом электронейтрален, если содержит заряженные частицы?» И пауза… А потом кто-то робко говорит: «Потому что количество электронов равно количеству протонов». Как тогда они поймут, если не спросить об этом? И спросить так, чтобы дети не просто воспроизвели текст учебника, а чтобы могли это применить.
Я не понимаю, когда говорят, что роль учителя – только руководить, а дети должны сами добывать знания. Но иногда в учебниках материал изложен так, что они элементарно не понимают, о чем идет речь. И если учитель сказал прочитать параграф, то должен обсудить с учениками тему и посмотреть, каков уровень познания, что они поняли из прочитанного. Он не консультант – учитель – и не менеджер, который услуги оказывает, – он именно воспитатель и человек, несущий детям знания. Я думаю, в этом роль учителя. А после уже и результаты будут…

 

Мотивация как двигатель прогресса
– Вы столько поколений воспитали – можете сказать, в чем разница между ними?
– Есть такое слово – «мотивация». Вот в ней, пожалуй, разница. Сейчас не все дети мотивированы на учебу… К сожалению, общество наше разделено по материальным условиям: одни имеют больше возможностей, другие – меньше. Те, у кого меньше возможностей, не рассчитывают на бесплатное высшее образование, и если ребенок от природы не одарен или неусидчив, то к старшим классам он понимает, что возможности поступить нет и незачем себя утруждать. А денег в семье, чтобы оплатить вуз, нет. А если деньги есть, тоже не надо особенно утруждаться, поступишь и так – на коммерческой основе… Мне кажется, раньше дети ставили себе цель получить образование – правда, тогда в почете было и среднее профобразование. А теперь у нас непрестижно иметь рабочую специальность. Это очень сложный вопрос, и решают его, конечно, родители – не дети. У них опыта нет, они привыкли к тому, что их постоянно подстраховывают, пылинки сдувают. А жизнь – очень жестокая штука, и когда они из школы переходят, что называется, в окружающее пространство, то чувствуют, что никому не нужны. И вот в этом социуме себя найти – невероятно сложно. Но они еще этого в школе не знают, а мы пытаемся каким-то образом помочь, требуем, чтобы дети не только знали то, что выучили, но и участвовали в олимпиадах, больше читали, готовили проекты, развивались. А встречаем сопротивление, потому что ученики уверены: меньше сделал – комфортнее жить. Приходится это преодолевать и даже ругать их – с единственной целью: не потому, что хотим унизить, а потому, что хотим сделать так, чтобы, выходя из школы, ребенок мог получить то, о чем мечтает. И добиться этого с первого раза. Потом, когда вчерашние школьники начинают учиться в институтах, они понимают, что для них школа сделала. Я часто об этом слышу, когда встречаюсь со своими выпускниками – в следующем году будет 45 лет с момента моего первого выпуска в этой школе. Мои тогдашние выпускники пережили перестройку, когда перечеркнуто было все, что можно, но они нашли в себе силы получить вторую специальность и заново выстроить свою жизнь. И теперь говорят, что школа научила их главному – умению работать.
Учеба – это работа, а не развлечение, как это иногда пытаются преподнести. Если ребенок не научился в школе трудиться, то дальше будет сложно. А школа – это сплав воспитания и обучения, после которого ученик должен выйти хорошим человеком.

Как говорить, чтобы тебя слушали
– У вас своя авторская методика преподавания, проверенная годами…
– Внук говорит: «Бабушка, издай книгу с конспектами своих лекций». А что издавать – это же не мое личное, я собираю по крупицам отовсюду, все это объединяю, и получается вроде как бы мое. Своя методика, как и всякая наука, на пустом месте не возникает – это обобщение всего предыдущего и выбор самого главного, самого нового, самого оригинального. Я все время читаю дополнительную литературу. Меня часто спрашивают: «А зачем вы к урокам готовитесь, ведь столько лет уже работаете?» Но я все равно каждый день к каждому уроку обязательно готовлюсь – пересматриваю свои материалы, читаю что-то новое, будь то научные статьи или просто любопытная информация. К сожалению, я наблюдаю еще одно отличие: раньше дети задавали вопросы, а сейчас практически перестали их задавать. Конечно, я тешу себя мыслью, что это я так хорошо объясняю, поэтому вопросов не возникает. А когда я только пришла в школу, их задавали даже не потому, что не понимали, а так экзаменовали учителя – проверяли. Я никогда не говорю, что все знаю. Если я чего-то не знаю, я честно в этом признаюсь и готова предоставить слово ученику, если он осведомлен лучше меня. Когда возникают вопросы, не стесняюсь спрашивать…
– До сих пор возникают вопросы?
– Да, потому что сейчас появляются новые темы, которые раньше не изучались, и мне необходимо в них ориентироваться. И это не только вопросы по химии в чистом виде, многие связаны и с высшей математикой, и с физикой, и с биологией…
– Эльза Алексеевна, есть ли у вас какой-то секрет, как сделать так, чтобы ученики тебя слушали?
– Как говорил Макаренко: «Если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне…» Еще один важный момент – взаимное уважение учителей и учеников. Оно должно передаваться из поколения в поколение.
– У вас много наград и званий, а какое для вас самое дорогое и ценное?
– Самое дорогое – когда звание получаешь от учеников. Встречает меня чья-то мама на улице и говорит: «Мы с дочерью молимся за вас…» Это ли не высшая награда? С какой государственной наградой это можно сравнить? Я сейчас это говорю, а у меня слезы… А иногда, знаете, бывшие ученики тебя узнают со спины, обгоняют и здороваются. И то, что дети в своем сердце носят эту память о тебе, дорогого стоит…
Беседовала Татьяна Ласточкина



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также