Каждый день тысячи курян пользуются общественным транспортом. Нередко, долго выстаивая на остановке, а потом мучительно – внутри душного микроавтобуса.
Иногда (вероятно, во время или после рейдов) водители запрещают провоз «стоячих» пассажиров, а те возмущаются: ехать-то надо. Можно, конечно, сказать, что желание уехать, пусть и стоя у самой двери, настойчиво рекомендуя всем остальным пройти в середину салона, – свободный и осознанный выбор.
Однако есть ли у него альтернатива? Муниципального транспорта в Курске мало. И дождаться автобуса, троллейбуса или трамвая хватает терпения, как правило, лишь у пенсионеров.
Как показал проведенный Центром регионального развития опрос, 48 процентов респондентов чаще всего ездит на частных маршрутных такси. Это и неудивительно: их много, их маршруты разнообразны и благодаря им – с разной степенью комфорта – можно доехать практически до любой точки города. Однако и к этому безотказному виду транспорта есть множество вопросов.
Во-первых, маршрутки недоступны маломобильным гражданам. Подняться на пару ступенек в пазике старикам, как и маленьким детям, крайне сложно. Зайти туда с коляской – невозможно. То же самое следует сказать о микроавтобусах и трамваях. К сожалению, и последние закупленные для Курска экземпляры не соответствуют современным требованиям доступности. Дружелюбны к маломобильным пассажирам пока только троллейбусы.
Во-вторых, у быстрого прохождения маршрута нашими «пассажирскими такси» есть обратная сторона – опасное вождение. Увы, водители маршруток часто не соблюдают ПДД. Безусловно, они могут протиснуться даже между двумя близко стоящими КамАЗами, от чего у водителей соседнего транспорта захватывает дух, а у пассажиров порой возникают травмы. Кто не становился свидетелем резких торможений («Не картошку везешь!»), неожиданных перестроений без поворотника, а то и откровенных проездов на красный? И это не говоря о том, как сильно отвлекаются водители на передачу денег, а порой и на разговоры по телефону или курение. Удивительно, что при этом маршрутки не так часто, как могли бы, попадают в ДТП.
Видимо, у остальных участников дорожного движения выработалось правило держаться от них подальше, чему, кстати, даже стали учить в автошколах.
Конечно, аварии все же случаются, и порой очень страшные. Повышение культуры вождения следовало бы сделать приоритетом. И чтобы мотивировать водителей, необходимо снизить градус гонки за прибылью.
И сделать это, видимо, может лишь более качественная организация движения. Именно проработкой схемы оптимизации транспортной сети занимались специалисты ЮЗГУ. Она уже была презентована главе региона Роману Старовойту. Среди предложений – использование автобусов большей вместимости и создание транспортных хабов, на которых пассажиры смогут пересесть в другой транспорт, чтобы миновать перегруженные улицы. При этом им не придется платить дважды: они будут путешествовать по единому проездному билету.
Появятся ли в Курске такие пересадочные пункты, пока неизвестно, зато уже готовится заявка в Министерство транспорта о получении субсидии на покупку низкопольных автобусов большой вместимости. Об этом рассказал председатель комитета транспорта и автодорог Курской области Владимир Муравьев.
Задачи по совершенствованию работы транспорта поставил и мэр Курска Виктор Карамышев. Новому директору департамента пассажирского транспорта Григорию Богачеву он поручил ужесточить контроль организации работы пассажирского транспорта, не оставлять без внимания ни один факт нарушения и наказывать нерадивых перевозчиков.
К таким нарушениям можно отнести и отключение системы «Глонасс» водителями автобусов, движение которых в результате нельзя проконтролировать. А ведь в помощь любому жителю города создано приложение «Яндекс. Транспорт», чтобы видеть, какой автобус, троллейбус, трамвай или маршрутка подъезжает к его остановке. Эта система значительно повышает удобство планирования поездки.
Еще один существенный шаг навстречу пассажирам – введение безналичной оплаты проезда. Многие куряне сейчас снимают наличные с карты для оплаты. И сталкиваются с неприятностями, если не успели или забыли вовремя это сделать. В муниципальном транспорте такой проблемы больше нет. Здесь имеются терминалы бесконтактной оплаты. Также они появились на некоторых частных маршрутах №14, 44, 49, 78, 83, 93, 202, 246 и в автобусах большой вместимости по маршруту №99.
До конца месяца такими аппаратами планируют оснастить еще 250 автобусов и микроавтобусов Курска.
Одной из самых проблемных улиц в плане движения транспорта остается улица Ленина – через нее проходит более половины всех маршрутов. И автобусы часто выстраиваются по выделенной полосе как на параде. Открывают двери порой еще на подъезде, и чтобы попасть в маршрутку, пассажирам приходится иногда даже выходить за ограждение. Если действовать по правилам и ждать на месте, можно никуда не уехать – маршрутка либо заполнится, либо водитель просто закроет двери и уедет.
Когда наши подписчики предложили обсудить эту тему на странице «Курской правды» в «ВКонтакте», туда обрушился шквал комментариев.
Так, люди обратили внимание на то, что в маршрутках не объявляют остановки, из-за чего, например, слепым и слабовидящим пассажирам, а также гостям города трудно сориентироваться. Разглядеть номер быстро подъезжающего автобуса и путь его следования бывает проблематично даже людям с хорошим зрением. Жалобы поступили на несоблюдение ПДД. Наши подписчики также обратили внимание на нехватку транспорта после 20.00 и его практически полное отсутствие после 22 часов.
Наш читатель Михаил Ракушкин подготовил целую подборку предложений:
– Тема, поднятая вами, – очень важная для города. В рамках комфортной городской среды предлагаю городу: 1. Создать приличную транспортную компанию; 2. Оснастить ее электробусами, которые бы ходили по четкому расписанию; 3. Водителей маршруток трудоустроить в эту новую транспортную компанию; 4. Такой подход даст возможность избавиться от проводов троллейбусов в городе; 5. Пробег электробусов без подзарядки – 200 км. Технологии не стоят на месте, подзарядка в Москве таких автобусов осуществляется достаточно быстро; 6. В Москве по этому пути идут уже 4 года. Для изучения опыта направить специалистов в командировку в Москву. Колесо давно изобретено, не стоит в Курске изобретать новое; 7. Учитывая, что в нашем городе есть аккумуляторный завод, следует задуматься о производстве зарядных устройств для электробусов в Курске. Это новые рабочие места. Все равно мир пойдет по этому пути.
Как и обещали, передаем эти предложения в департамент пассажирского транспорта Курска. И надеемся, что проведенная по анализу маршрутов работа станет основой формирования новых, более рациональных путей перемещения по Курску. И, быть может, в будущем в городской транспорт захотят пересесть даже те, кто ездит на личном. А тогда и пробки исчезнут сами собой.
Мария Конева
Обсуждение ( 0 комментариев )