Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Большая часть неплательщиков – частный сектор

Газетный выпуск № 137
14 ноября 2019 10:01 ЖКХ

Недавно в российских СМИ появилась информация о том, что долги юридических лиц за вывоз мусора или, как это принято называть, твердых коммунальных отходов (ТКО) составляют 65-70 процентов, а населения – от 20 до 35 процентов.

Большая часть неплательщиков – частный секторОб этом заявил гендиректор «Российского экологического оператора» Денис Буцаев – компании, отвечающей за реализацию в стране мусорной реформы.
Предупреждения для частного сектора
Как обстоит дело у курских региональных операторов? С этим вопросом «Курская правда» обратилась к руководителю АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» Андрею Зинатулину. Напомним, на этом посту он находится с конца сентября.
По словам Зинатулина, долги по вывозу ТКО действительно есть как у физических, так и у юридических лиц. Цифра не критичная – 5-10 процентов от количества выставленных счетов – и по большей части это задолженности, накопленные за прошлые годы. Одна из самых крупных сумм – порядка 400 тысяч рублей – числится за одной из управляющих компаний Курска, материалы по ней уже переданы в суд. У населения долги куда скромнее, максимум на десятки тысяч рублей, но и здесь готовятся иски.
– Большая часть неплательщиков – это в основном частный сектор. После месяца неоплаты рассылаем досудебные предупреждения, – прокомментировал ситуацию Зинатулин.
Как сказано на сайте предприятия, в октябре сотрудники САБ вручили вышеупомянутые предупреждения жителям частного сектора Курска, задолжавшим за вывоз мусора. В них – напоминание, что в случае неоплаты долга в течение 10 дней предприятие готовит и передает документы в суд. После вынесения судом соответствующего решения с потребителей взыскивается сумма задолженности, а также пеня и госпошлина.
Как рассказал Андрей Зинатулин, юристы Спецавтобазы ежемесячно передают в суд сотни исков. Впрочем, параллельно с этим практикуются и другие методы. Предприятие тесно взаимодействует с администрациями округов и города, а те, в свою очередь, проводят разъяснительные беседы с юрлицами и населением. По словам Зинатулина, положительный эффект уже заметен.

«Физики» платят, «юриков» заставят
Второй региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – ООО «Экопол» – досудебную работу с населением не проводит, сразу передавая документы в суд. По словам заместителя директора по правовым вопросам Романа Салова, 85 процентов физических лиц (или «физиков», как называют их юристы) оплачивают выставленные счета, по оставшимся 15 процентам вопросы решаются через суд – практика здесь уже наработана и решения выносятся в пользу оператора.
Куда хуже обстоит дело с юридическими лицами – большая часть из них (порядка 70 процентов) вообще не имеет договоров с «Экополом», поскольку считает, что не мусорит и платить за это не должна. При этом отходы своей деятельности подбрасывает в общие контейнеры, заставляя платить за это население. Или же складирует, а потом вывозит «в леса», пополняя, а то и создавая те самые несанкционированные свалки. Отчасти в этом, по мнению Салова, кроется корень всех проблем, связанных с мусорной реформой: пока отношение к накоплению и вывозу коммунальных отходов коренным образом не изменится, реформа будет пробуксовывать. Что подразумевается под этими изменениями? Если без лишних умствований, то осознание того факта, что мусорят абсолютно все и за собой надо убирать. А если это за тебя делает кто-то другой, то его услуги нужно оплачивать в полном объеме.
Пока же, для того чтобы убедить «юриков» добровольно заключить договор на вывоз мусора, «Экопол» намерен выставить им счета и претензии за период с 1 января 2019 года – с момента запуска мусорной реформы. По закону право на такие действия у регионального оператора есть, считает Роман Салов.

Реформа должна быть в головах
Трудно не согласиться с представителем «Экопола» в том, что мусорная реформа будет постоянно спотыкаться, пока отношение к ней в обществе не изменится. Проще говоря, пока она не пройдет через головы людей, оставив там четкое осознание того, что пакет с мусором необходимо доносить не до ближайшего дерева, а до контейнера и после – заплатить за его вывоз и переработку. И не нанимать для уборки хлама с дачи машину, которая выбросит его где-нибудь по дороге на узаконенной свалке.
Норматив по накоплению ТКО в Курской области – один из самых низких в стране, однако и тут находятся те, кто не платит. Как видно из статистики, в большей степени это касается юридических лиц – представителей малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей и многих других. Гендиректор «Российского экологического оператора» Денис Буцаев считает, что необходимо ужесточить законодательство, чтобы региональные операторы «не бегали за каждой компанией». В качестве примера он привел ряд европейских стран, где договор на вывоз мусора заключается с муниципалитетом, который сам и подсчитывает объем этого мусора. И если юрлицо по каким-то причинам не платит по счетам, то его имущество арестовывается безо всяких обращений в суд.
Конечно, нужно время, чтобы люди привыкли обращаться с мусором по установленным правилам. В Израиле, например, мусорная реформа идет уже 20 лет. За это время был внедрен раздельный сбор мусора – этим занимаются сами жители, на каждой контейнерной площадке установлены емкости разных цветов для пластика, бумаги, пищевых отходов, стекла и батареек. Все это потом отправляется на переработку. Между тем еще несколько лет назад проблема свалок для страны была весьма болезненной: достаточно сказать, что одна из них находилась рядом с главным аэропортом страны Бен-Гурион. После ее закрытия высота накопленного мусора составляла 60 метров. Теперь на этом месте разбит парк.

Тарифы посчитают по-новому
В конце октября было подписано постановление Правительства РФ, исключающее из тарифа на ТКО налог на прибыль и плату за негативное воздействие на окружающую среду. Постановление также уточняет подход к определению амортизации основных средств и нематериальных активов организаций, работающих в этой сфере.
В Федеральной антимонопольной службе (ФАС), разработавшей этот документ, считают, что такой подход позволит снижать тариф. Его снижение должно произойти за счет того, что теперь расчетная предпринимательская прибыль будет рассчитываться из меньшей базы: из нее исключены налог на прибыль и величина платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Впрочем, Денис Буцаев считает, что говорить о снижении тарифов до полноценного анализа расходов региональных операторов некорректно. По его словам, из-за неплатежей у последних есть «кассовые разрывы», которые покрываются из разных источников, в том числе за счет региональных субсидий. Буцаев считает, что, если проблема сохранится на второй и третий годы, это будет говорить о том, что экономическая модель неэффективна и ее придется дорабатывать. Пока же из двухсот с лишним региональных операторов о банкротстве не объявлял никто – двое просто отказались от работы, однако экономические трудности испытывают многие. Так что, несмотря на оптимистичные прогнозы ФАС, речь пойдет не о снижении тарифов, а, скорее, о росте последних. По мнению Президента РФ Владимира Путина, если этот рост неизбежен, он «не должен быть галопирующим» и нужно, чтобы «регионы не хулиганили, а вовремя, своевременно и взвешенно принимали решения».
Татьяна Ласточкина

 



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также