Прошлой осенью ко мне обратился Анатолий Смирнов из Донецка, приехавший навестить родных в Тимский район. Он попросил рассказать землякам о его дяде-краснофлотце, воевавшем в Заполярье. Эта встреча невольно напомнила мне и о других наших земляках, которым в годы Великой Отечественной войны пришлось защищать северные морские рубежи нашей страны.
От степной речки до северных морей
Со слов Алексея Ивановича Волкова, многие годы руководившего Советом ветеранов ВМФ областного центра, я знаю, что на Северном флоте воевало немало молодых парней, призванных из Курской области. Кстати, ярким примером этому может служить и сам Алексей Иванович, уроженец Рыльского района, который в 1943 году был призван в армию, попал на Север и воевал на минном заградителе «Юшар». Стоит ли говорить о том, что, имея на борту две сотни громадных морских мин, в случае попадания одной лишь бомбы (про торпеду уже и не заикаюсь) заградитель взлетел бы на воздух вместе со всем экипажем. Но им повезло: минзаг и экипаж в войну уцелели. Алексей Иванович вернулся в родные места: учился, работал в Курском морском клубе, затем трудился на одном из курских заводов. Я очень благодарен ему за то уважение, с которым он относится ко мне многие годы. Молюсь о его здоровье, чтобы жил еще не один год! Ведь фронтовиков ныне остались единицы.
Впрочем, в деле сохранения памяти о моряках-североморцах в нашем регионе сделано немало. Решающий вклад в это благородное дело внес писатель Александр Харитановский. В 2003 году в Курске вышла его книга «Матрос Стаханов и премьер Черчилль». В документальной повести автор рассказывает об уроженце деревни Раково Советского района Курской области – Алеше Стаханове. Учившийся плавать на степной речке Кшень, он и не думал, что судьба забросит его на Северный флот.
Будучи сигнальщиком сторожевого корабля (СКР) «Бриллиант», после попадания в корабль торпеды Алексей оказался в ледяной воде в полном одиночестве (СКР и экипаж погибли!), но сумел взобраться на спасательный плотик и чудом добраться до берега.
Из второй главы повести Харитановского «Соловьи» в Арктике» мы узнаем немало имен наших земляков, воевавших в 6-м дивизионе тральщиков. Тральщики эти были переданы нам по Лендлизу, строились в Америке по проекту «АМ», поэтому наши моряки именовали их ласково – «амики». На театре военных действий, о котором идет речь, действовали тральщики с номерами от Т-111 до Т-120. Как пишет Харитановский: «…На Т-120 сложилось целое землячество из курян – семеро, считай, каждый десятый член команды!..»
Здесь служили Егор Гуторов (из Курска) – рулевой тральщика Т-120, комендор Павел Каширин. Николай Фурманов (курянин) был электриком на Т-116… Этот тральщик потопил немецкую подлодку в районе острова Мона – рассчитался за потопленный транспорт «Марина Раскова».
Комендор тральщика Т-117
Одним из курян, воевавших на Северном флоте, был и дядя обратившегося ко мне дончанина – Илья Александрович Королев. Будущий матрос Северного флота родился в 1926 году в селе Быстрецы Тимского района Курской области. К сожалению, мы пока немного знаем о боевом пути юного моряка. Но у меня на руках есть копия Наградного листа (приказ №033 от 17.05.45 г., КСФ) на комендора зенитного 3-го класса ТЩ-117 6ДТЩ краснофлотца Королева Илью Александровича – представление на медаль Нахимова (флотский аналог медали «За боевые заслуги»). Флотская аббревиатура не всем понятна, поясню, что Илья Королев служил артиллеристом-зенитчиком на тральщике Т-117 в 6-м дивизионе тральщиков. В феврале 1945 года был отмечен еще и медалью Ушакова (флотский аналог медали «За отвагу»).
Из Наградного листа я узнал, что Илья Королев в РККА с 1943 года и ранее уже представлялся к медали «За оборону Советского Заполярья» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года).
Далее в изложении личных боевых заслуг читаем: «…В 1943 году призван в ВМФ на Северный флот. По прибытии на корабль в короткий срок изучил на отлично вооружение корабля и назначен командиром «Эрликона» (20-миллиметровой зенитной автоматической пушки). За период пребывания т. Королева кораблем выполнено 94 боевых операций, отконвоировано 222 транспортных единицы, кораблем пройдено 37990 миль.
При выполнении правительственного задания по выводу ледоколов «Иосиф Сталин» и «Северный ветер» из Карского моря в порт Молотовск в сложных метеоусловиях отлично содержал свой боевой пост и нес вахту по готовности 2.
20 января при оказании помощи и взятии на буксир эсминца «Разъяренный» в темноте расклепал якорь-цепь, что дало возможность взять миноносец на буксир и прибуксировать в порт, при этом т. Королев проявил мужество и отвагу. При тралении в паре с ТЩ-116 заметил след торпеды и доложил на ГКП (главный командный пункт корабля ), благодаря чему корабль отвернул и остался на плаву.
За мужество и храбрость, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, представляю краснофлотца Королева к правительственной награде – медали Нахимова.
Командир ТЩ-117 6 ДТЩ капитан-лейтенант Козлов. 10 апреля 1945 г.»
Вот так воевал на Северном флоте один из курян. Сражался он на корабле, который называли «рабочей лошадкой флота».
Тральщики (ТЩ), как и большие морские охотники, сторожевые корабли всегда постоянно участвовали в конвоях (охраняли транспорты), несли дозорную службу, искали и уничтожали подводные лодки противника. Тральщики производили также и боевое траление – обнаружение и уничтожение фашистских мин.
Чтобы понять, насколько трудна и опасна эта служба, достаточно прочитать только один из эпизодов из «Хроники Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре»:
«К исходу дня корабли, проходя район гибели транспорта «Марина Раскова» и тральщиков Т-114 и Т-118, наблюдали различные предметы с погибших кораблей (шлюпку, спасательные плотики, спасательные пояса, бочки, буйки, вехи, бескозырки, майки и т. д.), однако обследования района не произвели и продолжали следовать 13-14-узловым ходом (на зигзаге) к месту назначения…»
Вспомним же сегодня, в год 75-летия Победы, и тех курян, чьи бескозырки тоже остались на волнах северных морей, а могилой стали ледяные арктические воды, и тех, кто с победой вернулся с берегов северных морей к берегам Сейма и Тускари.
Вячеслав ЖИДКИХ
Обсуждение ( 2 комментария )