Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Где б мы ни были, с нами Россия…

Газетный выпуск № 2020_16
13 февраля 2020 14:38 Общество

На этой неделе, 15 февраля, отмечается День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

За плечами десять лет войны
Дата памяти о россиянах, сражавшихся за Россию за пределами Отечества, была выбрана не случайно. Именно в этот день, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. Вся страна тогда видела по телевизору, как командующий Ограниченным контингентом генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов, спрыгнув с бронетранспортера, пересек мост, символизируя этим, что он последним перешел пограничную реку Амударью (г. Термез).
Как уточняют авторитетные источники, в реальности последними Афганистан покинули подразделения пограничников и спецназа, прикрывавшие вывод войск и вступившие на территорию СССР только во второй половине дня 15 февраля. Это событие ознаменовало для Советского Союза окончание Афганской войны, которая продлилась почти десять лет и унесла жизни более 15 тысяч советских граждан.
В 2010 году День памяти воинов-интернационалистов приобрел официальный статус (подобный день отмечается на Украине). Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №320-ФЗ в статью 1.1 Федерального закона №32-ФЗ от 13.03.1995 «О днях воинской славы и памятных датах России» внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 года.
Согласно приложению к Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» советские и российские военнослужащие в период с 1936 по 2008 год участвовали в 47 зарубежных конфликтах на территории 22 стран (не считая Великой Отечественной войны, а также боевых действий, которые велись исключительно или преимущественно на территории РСФСР, СССР, России).

Наш земляк Вадим Алексеевич Кирпиченко был одним из немногих людей в нашей стране, которые неоднократно встречались с семью (!) директорами Центрального разведывательного управления США

Еще долго не снимут гриф «секретно»
Многих знаменитых воинов – защитников Отечества породила курская земля. В Курске память о бойцах, павших в Афганистане, вечно хранится в одном из центральных скверов города. Их имена высечены в граните. Традиционные встречи у памятника скорбящей матери вновь и вновь напоминают нам о долге, патриотизме, любви к Родине. Но, конечно, не только в Афганистане нашим землякам довелось сражаться за интересы родной страны. Были они и на Кубе, и в Египте, и в Анголе, и во Вьетнаме, и в Корее. Особое место в этом строю воинов-интернационалистов занимает наш земляк, стоявший у истоков организации зарубежных операций против врагов страны. Имя генерал-лейтенанта Вадима Кирпиченко долгие годы знали лишь единицы. А многие строки биографии Вадима Алексеевича еще долго останутся под грифом «секретно».

Один из курян
Уже будучи на пенсии, Вадим Кирпиченко стал чаще приезжать в родной город и всегда на встречах старался подчеркнуть, что он «один из нас». Сам факт рождения 25 сентября 1922 года в Курске предопределял нелегкую судьбу. Но люди тогда были полны патриотических чувств, верили в свою страну и, преодолевая разруху, работали, учились, мечтали.
«В предвоенные годы мы, выпускники школы, мечтали стать военными летчиками, моряками, танкистами. Тогда не могло быть и речи о том, чтобы уклониться от призыва в армию, таких молодых людей просто презирали, а девушки не хотели с ними дружить, – вспоминал Кирпиченко. – Время было суровое, в Европе уже полыхала Вторая мировая война. В 1940 году я добровольно вступил в Красную Армию, служил в десантных войсках и воевал в составе 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии».
За солдатские подвиги украсили грудь будущего генерала и первые боевые награды: высоко ценимая среди фронтовиков медаль «За отвагу» и орден Отечественной войны I степени.
После демобилизации Кирпиченко выбирает для себя нелегкий путь – поступает на учебу в Московский институт востоковедения (отделение арабского языка), затем обучается в специальной разведшколе №101, которая в настоящее время является Академией внешней разведки.

В Египет не по путевке
После окончания разведывательной школы в 1953 году Кирпиченко недолго засиделся в Москве в Восточном отделе внешней разведки. Уже на следующий год молодой разведчик успешно справлялся с обязанностями заместителя резидента в Египте. Тогда перед каирской резидентурой стояла задача разобраться в том, что представлял собой новый режим Гамаля Абдель Насера. Необходимо было также регулярно информировать Центр о политике США, Англии и Франции в отношении Египта и об их действиях в арабском мире и Африке в целом.
В Москву по различным каналам поступала информация о том, что у Насера не сложились отношения с главами западных держав, отказывавшимися продавать ему оружие и финансировать сооружение высотной Асуанской плотины. В мае 1956 года в Каир прибыл секретарь ЦК КПСС Дмитрий Шепилов и в настоятельной форме потребовал от посольства срочно организовать ему встречу с новым египетским лидером. Эту задачу удалось решить Кирпиченко, который задействовал свои связи среди участников организации «Свободные офицеры», приведшей Насера к власти.
Новая заслуга Кирпиченко состояла в том, что для каирской резидентуры не стала неожиданностью тройственная агрессия Англии, Франции и Израиля против Египта, развязанная 29 октября 1956 года вслед за национализацией Суэцкого канала. В апреле-мае 1958 года именно он сопровождал президента Гамаля Абдель Насера в его поездке в нашу страну, переводил его беседы с советским лидером Никитой Хрущевым.
Новый успех пришел к разведчику через два года на земле Туниса, где Кирпиченко выполнял задачи по поддержанию связей с Временным революционным правительством Алжира, руководившим национально-освободительной борьбой своего народа против французских колонизаторов. И снова встречи, контакты, бессонные ночи, телеграммы в Центр.
В 1967 году Вадим Кирпиченко назначается руководителем Африканского отдела внешней разведки. А в 1970 году вновь направляется в Египет, уже в качестве резидента. И на этот раз ему предстояло пережить еще одну арабо-израильскую войну. Вторая командировка в Египет была также весьма успешной. Основываясь на разведанной информации, резидентуре удалось предупредить Москву о подготавливаемом Анваром Садатом разрыве дружеских связей с СССР, переориентации внешней политики Египта на США, подготовке к войне с Израилем.

Руководитель суперсекретного управления
После завершения командировки в Египет в 1974 году Кирпиченко назначается руководителем суперсекретного управления нелегальной разведки. Одновременно он становится заместителем начальника советской внешней разведки.
В 1979 году Вадима Алексеевича вновь повысили в должности. Он становится первым заместителем начальника внешней разведки и служит на этом посту до 1991 года. С началом службы Кирпиченко на новой должности совпала и его командировка в Афганистан. В 1979 году его пригласил к себе начальник разведки Владимир Крючков и сообщил, что в этой стране назревают важные события. Кому-то из руководителей главка необходимо было выехать в Кабул для тщательного изучения обстановки, проведения подготовительной работы, связанной с предстоящим изменением ситуации у южного соседа СССР.
Кирпиченко вылетел в Кабул в начале декабря 1979 года. «Не думал, что когда-либо еще после демобилизации я встречусь со своей дивизией, – рассказывал он. – Но это случилось 26 декабря 1979 года в Афганистане, куда я был направлен в качестве представителя КГБ для изучения обстановки накануне ввода советских войск. Было принято решение взять штурмом дворец афганского диктатора Амина. На кабульском аэродроме высадилась воздушно-десантная дивизия. Я выехал туда вместе с командирами разведывательно-диверсионных групп «Каскад», которые прикомандировывались к дивизии. При встрече командир дивизии представился по всей форме:
– Командир 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии генерал-майор Рябченко.
Познакомившись с комдивом, я спросил у него, почему он не назвал свою дивизию полным титулом: «Краснознаменная, ордена Кутузова II степени». Рябченко удивился:
– А вы-то откуда это знаете?
– В этой дивизии мне пришлось воевать и закончить военную службу».
Так – 33 года спустя – состоялась встреча разведчика с молодостью.
В 1991 году в связи с преобразованием разведслужбы КГБ в Службу внешней разведки России Вадим Кирпиченко назначается руководителем группы консультантов СВР. Он автор многих статей и очерков по проблемам разведки, опубликованных в российских и зарубежных средствах массовой информации, трех книг мемуаров, переведенных на ряд иностранных языков.
3 декабря 2005 года этого легендарного человека не стало. Но память о нем навсегда останется в истории. За особые заслуги перед внешней разведкой его имя занесено на мемориальную доску Службы внешней разведки Российской Федерации.
Подготовил Петр ГУСЕВ


Пишет Александр | 14 Фев 2020 20:57
Вот что удивляет : относительное малое количество погибших за 10 (ДЕСЯТЬ) лет войны в Афгане, а сколько американцев погибло во Вьетнаме? (в десятки наз больше) - это надо всем ЗНАТЬ и ПОМНИТЬ : наша Советская Армия СССР была самая сильная во всём Мире!!! Кстати, В.Кирпиченко воевал в 103-й дивизии, а мой отец воевал в 104-й дивизии.......

Обсуждение ( 1 комментарий )

Читайте также