Издание основано в июне 1917 года, выходит по вторникам, четвергам и пятницам

Ильковский кукленок и Горшеченская лялька меняют мир к лучшему

Газетный выпуск № 2020_30
19 марта 17:40 Культура

Март – месяц кукольный. Именно на старте весны – 9 марта – во всем мире принято отмечать День рождения куклы Барби, а 21 марта – День театра кукол. Но сегодня речь пойдет о куклах-прапрабабушках. В Центре народного творчества «Русь» корреспондент газеты встретилась с мастером тряпичных народных кукол Еленой Самохиной и многое от нее узнала об этом уникальном промысле

Маленький символ добра
В наше время в Курске растет и развивается большой и красочный культурный проект «Мир кукол». Идея – самая добрая. Во все времена, пожалуй, самой главной игрушкой для детей всего мира была кукла. И сегодня она имеет для подрастающего человека огромное значение, являясь своеобразным проводником во взрослую жизнь. Через роли, которые ребенок придумывает для своих кукол, он переживает свои.
Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и прочими. Куклы могут изображать людей разных возрастов – от младенцев до стариков. Они могут различаться по характеру, что, собственно, и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей – отражение образа человека. Для каждого ребенка кукла является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. По сути, тряпичное или фарфоровое создание рук человеческих воспитывает интеллектуально-нравственную личность.
В то же время куклы – это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, вызывая в душе самые нежные и светлые чувства. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства. Почему? А потому, что это часть души того или иного народа, часть эпохи. И, конечно, в кукле остается частичка души человека, который ее изготовил. История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека. Игра с куклой помогает ребенку познавать окружающий мир и различные явления культуры. Без сомнения, кукла, сопровождая детские игры, имеет огромное значение в развитии и воспитании ребенка.

Почему у куклы нет лица?

– Елена Ивановна, почему собранная вами экспозиция называется «После венца»?
– Это куклы для игры в свадьбу. Всего их 22. Такую коллекцию я создала под впечатлением от работ участников этнографического клуба «Параскева» из Санкт-Петербурга, руководит которым Ангелина Бобок. А информацию об этих куклах знаменитый этнограф Ирина Левина собрала еще в 1927 году в селе Покшеньга Пенежского уезда Архангельской губернии. Ирина Левина описывает, как во время своей экспедиции она наблюдала за игрой девочек-подростков. В этой игре все действа были как на настоящей свадьбе! Дети пели песни, причитали, воссоздавали диалоги. В этих играх выявлялись самые талантливые и певицы, и плясуньи.
– Почему на куклах разные наряды, но лиц у большинства нет?
– На куклах костюмы разных эпох. Например, две куколки-девушки одеты в платье, а куклы-женщины облачены в сарафаны и рубаху. На одних более ранний наряд – повязочниц, которые носили высокий платяной головной убор, головы других украшают кокошники – старинный русский головной убор в виде гребня, полумесяца или округлого щита вокруг головы, символ русского традиционного костюма. А лиц нет, потому что кукла без лица с древних времен считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него недобрых сил, а значит – и безвредным для ребенка. Хотя, возможно, вся проблема том, что мало кто тогда умел рисовать. Но, в любом случае, кукла должна была принести ее владелице благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. И даже без лица кукла остается многолика, она может смеяться и плакать.

 

Время защищать друзей
Понаблюдав за играми детей, педагоги заметили, что сюжет ролевых игр стал беден и однообразен. Современные куклы: Барби, Винкс и другие – вытесняют из игры традиционную куклу, но это не способствует развитию сюжета игры. Девочкам стало неинтересно играть с куклами- малышами, шить одежду куклам-голышам, придумывать интересный сюжет игры и интересные роли себе и своим куклам, снизилась игровая инициатива, уступив место бессюжетному манипулированию игрушками. А ведь мы знаем, что игра является для дошкольника ведущим видом деятельность, жизненной необходимостью и условием для его развития и осуществления тех поступков, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. И неизменным другом, спутником этих игр, будет, конечно же, кукла. Но не всегда родители грамотно подходят к выбору кукол, часто следуя тенденциям моды или ежеминутному желанию ребенка: «Хочу такую же, как у Кати», не задумываясь, какую игровую ценность несет эта игрушка.

Акция спасет традиции
В наше непростое время инициатива Центра народного творчества «Русь», по сути, является прекрасным инструментом приобщения детей и родителей к волшебному миру кукол. Акция, безусловно, послужит возрождению культурного наследия поколений, средством ознакомления с историей возникновения кукол. Поможет такой подход и изменению отношения родителей к выбору кукол, научит игре как средству общения с ребенком, активизирует использование игр в семейном воспитании.
Нынешняя работа Центра народного творчества «Русь» служит дальнейшему развитию проекта «Мир кукол». В рамках этой инициативы теперь уже традиционно проводятся персональные выставки мастеров-кукольников. Значится в ряду замечательных мастериц и Елена Самохина, которая более семи лет принимает активное участие в городских выставках, ярмарках, в том числе Коренской.
В собрании мастера представлены игровые традиционные народные куклы, бытовавшие в разных уголках России: куклы из собрания Российского этнографического музея, приобретенные в 1927 году в Архангельской области И.М. Левиной. Здесь же авторские реплики кукол конца XIX – начала XX века Вологодской области Вожегодского района – «Девка с косой» и «Баба в борушке». Имеются в этой кукольной компании и авторские реплики этнографических кукол Курской области: «Ильковский кукленок», «Горшеченская лялька», «Горшеченская столбушка», кукла Зоя, кукла Шурочка, игровые куклы Липецкой, Архангельской, Калужской, Тульской, Новгородской и других областей.
Елена ГАМОВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также