Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Гражданский венок Николая Пахомова

Газетный выпуск № 2020_33
26 марта 2020 09:11 Общество

В 2013 году проводнику Российских железных дорог Николаю Пахомову вручен региональный знак общественного признания «Курская антоновка»
в номинации «Поступок». Какой удививший общественность поступок совершил он? К тому моменту Николай Павлович успел свыше 350 раз сдать свою кровь на нужды здравоохранения страны.

К слову сказать, чтобы получить звание почетного донора России, достаточно сдать кровь 40 раз, плазму – 60.
А нужна она в первую и основную очередь для спасения человеческих жизней. Скольким продлил земное существование Николай Пахомов, остается только догадываться. Точной и конкретной статистики не существует. А доноры по этому поводу не сильно озабочены. Может, напрасно?
В Древнем Риме, например, за спасение жизни гражданина награждали дубовым венком. Награду так и называли – «гражданская корона». Позже ею увенчивали римских императоров – в позолоченном исполнении, разумеется.
Вряд ли подобная деталь древнеримского быта известна обычному рабочему человеку, закончившему восьмилетку в Золотухинском районе, где он родился в селе Новоспасское, плюс ПТУ №18 при бывшем заводе тракторных запасных частей. От будущего слесаря по ремонту промышленного оборудования глубокого знания истории и не требовалось.
До службы в Вооруженных силах трудился там же, на КЗТЗ, в инструментальном цехе предприятия. Потом – три года в военно-морском флоте страны.
После увольнения в запас вернулся на завод, но в первый механический цех, хонинговщиком.
Джон Донн, английский священник, поэт XVI века:
«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством».
Первый раз сдал свою кровь ради беременной жены. Не лично ей, конечно, а в пополняемый постоянно запас на будущее. Подобного рода просьбы медиков будущие папы бегут выполнять, опережая собственную тень. Какие там 400 граммов, хоть литрами готовы отдавать! А потом последовали второй, третий, четвертый и дальше, дальше. Персонал станции переливания крови вскоре стал узнавать его в лицо.
– Приходил туда как на вторую работу – дважды в месяц, – с улыбкой рассказывает Николай Павлович сегодня. – И знаете, о мотивации думалось меньше всего. Мотивированные ситуации могу легко пересчитать по пальцам. У меня двое детей и пятеро внуков. А в остальных случаях просто важно лично для себя знать, что моя кровь помогла другим людям.
Между тем добровольно участвовать в гуманнейшем донорском движении ему было, мягко скажем, не очень просто. Семья прирастала, детей и тогда требовалось кормить, поить, обувать, ну и далее по списку. В 1986 году перешел на новую работу – машинистом резиносмесителя на завод РТИ. Можно было прекратить и смело считать свой человеческий долг перед обществом целиком и полностью исполненным. Достаточно сказать: первый цех, «горячая сетка» – и быть свободным.
– Работа действительно тяжелейшая. Не зря же на пенсию оттуда идут на льготных условиях в 50 лет, однако сдавать кровь как минимум дважды в месяц привык, да и молодой был, здоровья и силенок хватало, – признает Николай Павлович.
В 2010-м он ушел на пенсию. И хотя к званиям и наградам никогда не стремился, за четверть века на «горячей сетке» успел дважды стать лучшим региональным донором России и уже в звании пенсионера получил региональный знак общественного признания «Курскую антоновку». И так уж получилось, в должности проводника железных дорог. Хотя до РТИ действительно успел пару лет отработать проводником. Но теперь и РЖД, на взгляд Николая Пахомова, другие. Сам он числится в какой-то получастной фирме, занимается провождением вагонов на ремонтную базу. Жизнь проводит в прямом смысле на колесах. Семью видит по большим праздникам. Назвать работу высокооплачиваемой язык не повернется. Чтобы рассчитывать на 40 тысяч рублей в месяц, проводнику необходимо набрать 700 нормо-часов, что малореально.
Кровь уже не сдает: врачи запретили из-за типичных возрастных болячек, все-таки «горячая сетка» за плечами. Но общим состоянием донорского движения интересуется до сих пор. Тем более его замысловатые зигзаги напоминают историю страны. В СССР доноры за каждую сдачу получали по 25 рублей, по тем временам весомую сумму. Отметим, что с развалом СССР многие, в том числе и Николай Пахомов, сдавали кровь бесплатно. Разве что кормили обедом, который трудно приравнять к существенной форме материального или морального вознаграждения.
Одно время стимулом служило включение в список на звание «Ветеран труда». Теперь же Николай Павлович считает большой удачей, что успел вовремя как донор оформить документы. А вот его сосед, с которым вместе сдавали кровь, планировал оформить при выходе на пенсию.
– А ему отказали, поскольку эту категорию граждан успели, наверное, в ходе поправок из постановления вычеркнуть, – огорчается за товарища Николай Пахомов.
Возможно, какой-то чиновник решил, что включение в списки ветеранов труда заслуженных доноров будет слишком жирной формой поощрения.
И совершил действие, напоминающее контрольный выстрел в сердце добровольческого движения.
Борис КИРЯЕВ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также