Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Мой отец был фронтовым хирургом…

Газетный выпуск № 2020_33
26 марта 2020 09:03 75 лет Великой Победе

Сыновья и дочери фронтовиков. Сегодня их воспоминания составляют особый жанр публикаций, в которых в полной мере отразились вся боль и подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Сам я не помню войны, но всегда жадно слушал рассказы отца. Неизгладимы в моей памяти и послевоенные годы, во время которых нашему поколению пришлось пережить трудности и трагедии, которые вполне сопоставимы с потерями военных лет.

Подарок летчика
Среди других вещей, которые отец привез с фронта, были очки военного летчика. Я знал, что отец был фронтовым хирургом, так почему же он хранит у себя эту чисто авиационную реликвию? Как я потом узнал, у этих очков, в которых вместо стекол в качестве защиты от солнца была вставлена красная прозрачная слюда, поистине драматическая история. Однажды госпиталь отца передислоцировался ближе к фронту. И вот машину, перевозившую госпитальное имущество, в которой находился и мой отец, в открытом поле атаковал фашистский самолет. Фашист уже заходил на второй круг, когда его самого атаковал советский самолет. Завязался воздушный бой, и фашисту пришлось забыть о госпитальном автомобиле. Защитив товарищей на земле, наш пилот, однако, вскоре сам пострадал. Его самолет был подбит, и ему пришлось прыгать с парашютом. Отец первым пришел к нему на помощь. Достав перочинный нож, он разрезал голенище сапога и штанину комбинезона раненого. По окровавленной ноге и торчащим из раны костям стало понятно, что у летчика открытый перелом. Наложив жгут и подвязав шину, оказавшиеся в госпитальном имуществе, отец с товарищами аккуратно на парашюте перенесли летчика в кузов грузовика и довезли до госпиталя.
А на следующий день, уже отстояв не одну операцию, отец вновь встретился с летчиком. Вердикт консилиума, которым на этот раз руководил прибывший с проверкой ведущий хирург армии Владимир Александрович Жмур, был однозначный: необходимо произвести высокую ампутацию бедра. Выполнить столь сложную операцию в присутствии высокого медицинского светила, ученика самого академика Бакулева, поручили самому молодому из хирургов – моему отцу. И он, прокручивая в уме все, что писали на эту тему в учебнике оперативной хирургии, успешно справился с нелегкой задачей. А через несколько дней летчик, переводясь в тыловой госпиталь, пригласил отца и подарил ему те самые красные очки, которые потом хранились в нашей семье как память о подвиге людей того легендарного поколения.

Жестокое эхо войны
Вернувшись с фронта, мой отец был направлен в районную больницу главным врачом и одновременно хирургом. При больнице жила и наша семья. Это было очень тяжелое, но удивительное время, когда люди старались помочь друг другу. Война оставила многих детей без родителей. Один из таких сироток долго жил при больнице, стал своего рода ее воспитанником. Помню, что в благодарность за внимание к себе этот мальчик сам соорудил маленькую новогоднюю елку и украсил ее самодельными игрушками.
Жизнь в больнице тогда была неспокойная. Война кончилась, а в то же время нередко за стеной слышались стоны раненых – трактористов и сцепщиков, подорвавшихся на оставшихся в полях снарядах. Чаще всего подрывались именно сцепщики, так как они сидели на прицепленном к трактору плуге, который задевал оставшуюся в земле мину или снаряд. Помню, как часто в те годы отца поднимали среди ночи и потом до утра шла операция по извлечению осколков, а порой, и ампутации конечностей.
Техники в полях недоставало, тракторы работали в две смены, даже ночью. Однажды напарник тракториста приехал на смену, трактор был на другом конце поля. Уставший механизатор прилег и заснул в борозде. Свет от фар трактора был слабый, и, не заметив сменщика, тракторист переехал ему ноги.
Всю ночь отец пытался сохранить конечности этому трактористу, но кости были раздроблены, а мягкие ткани, мышцы смешались с землей, пришлось ампутировать обе ноги. Мы с матерью, когда засыпали, слышали команды отца хирургической медсестре: «Скальпель! Шьем!». Порой бывало так, что вдруг отключался свет. Тогда временно зажигали свечи, а санитарку посылали за Яшкой. Яшка был одновременно сторожем и запускал мотор, который вращал динамо-машину. Всю ночь стучал движок, не давая нам с матерью спать. С фронта отец привез немецкий так называемый «солдат мотор», это рама обычного велосипеда, а педали крутили динамо-машину, Яшка садился и крутил до изнеможения, крича отцу: «Владимирович, заканчивай!».
Особенно жестоко прокатилось эхо войны в виде неразорвавшихся боеприпасов по детям. Мальчишки гурьбой бегали по полям, собирали снаряды и пытались их взорвать, бросая в костер. Нередко такие эксперименты заканчивались трагически.
Особенно меня потряс один случай. Было это ранней весной. Более взрослые дети, играя с неразорвавшимися снарядами, собрали вокруг себя своих маленьких братьев и сестер. После того, как в огонь бросили снаряд, никто не успел разбежаться. Произошел взрыв, и все 14 малышей погибли.
Похоронная процессия началась со школьного двора, что напротив, и больницы и растянулась по всей улице. Вдоль центра деревни пролегал шлях, дорога. Маленькие красные гробики были закрыты, их несли на белых полотенцах, по двое с каждой стороны четыре человека, наперевес за каждым гробиком шли родители, матери рыдали. Люди были в сапогах, так как шли по центру дороги, где была весенняя распутица.
Весь персонал больницы и больные, которые могли ходить, прильнули к ограде больничного двора и провожали это шествие, пока оно совсем не скрылось из поля зрения на сельском кладбище.
Вот такими впечатлениями запомнилось мне детство, отголоски той Великой Отечественной войны и того времени.
Юрий Москалец


Пишет Александр | 27 Мар 2020 07:56
Самый главный проблемный вопрос ХХ века: каким непонятным Чудом 190-миллионный (в 1941 году) СССР смог победить 350-миллионную объединённую Ад.Гитлером западную Европу, учитывая, что в 1941 под фашистскую оккупацию попали 70 миллионов граждан СССР, и учитывая колоссальное многовековое научно-техническое превосходство запада, массовую грамотность (многочисленным университетам западной Европы более 1000 лет!) и милитаризацию всей западной Европы начиная с Древней Римской Империи, ведь заводы например Solingen существуют тысячелетия, Bayer и Höchst работают столетия, в отличие от отечественных построенных в период «индустриализации» 1930-х годов, а США постоили 300 заводов в фашистской Германии в 1930-х включая всемирно-знаменитый FORD. Обязательно необходимо учесть, что западный европейский капитализм с частным предпринимательством, и даже культовую книгу Ад.Гитлера «Моя борьба» (Mein Kampf, 1925) выгодно продавали, что принёсло автору миллионы прибыли! Кроме того учесть, что 350-миллионная западная Европа объединённая Ад.Гитлером в «Евросоюз» фанатически преданная нацизму, поработив часть нашей Родины в 1941 году отправила на работы в Германию 20 миллионов Zwangsarbeits – рабов на самые тяжёлые работы, подобное было только в истории США!

Обсуждение ( 1 комментарий )

Читайте также