Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Курский кремль: фантазия или необходимость?

Газетный выпуск № 2020_40
09 апреля 2020 15:00 История

В последнее время все чаще в наших СМИ употребляется словосочетание «Курский кремль». Так сегодня обозначают место расположения старинной крепости-острога, не пережившей в нашем городе середины XVIII века. Однако древняя крепость оставила свои веские следы хотя бы в том, что сформировала нынешнее архитектурно-планировочное решение этой площадки и продолжает делать это по сей день. Дух старой крепости с ее драматической историей и памятью о доблести курян до сих пор витает над нашим акрополем.

Курская крепость в начале XVIII века. Чем не кремль? Художник Михаил Хилюк

Предлагаю поразмыслить на тему восстановления Курского кремля… Впрочем, термин «восстановить» кому-то может показаться неуместным. Дескать, что восстанавливать-то? Был ли кремль в нашем городе когда-либо и можно ли считать деревянную крепость XVII века предметом для воссоздания или хотя бы морально-исторической «лицензией» на проведение этой работы?
Начнем с того, что попытаемся определиться, что же такое кремль, и на самом деле существовал ли он в средневековом Курске. А кроме того – есть ли в истории России (в том числе и современной) аналоги восстановления кремля вдогонку многовековому прошлому?

Так мог выглядеть курский акрополь со стороны улицы Сонина. Фотокомпозиция Виктора Крюкова

Если суммировать все сказанное о русском кремле в словарях и справочниках, получается следующее: на Руси кремлем считали любую городскую крепость (как правило – каменную, но бывали и исключения), за стенами которой жители города могли укрыться от врагов. Отдельно стоявшую крепость, если она не исполняла административно-общественных функций, кремлем не величали. Курскую крепость XVI-XVII веков в документах именовали острогом и никогда – кремлем.

Вид на крепость и монастрь со стороны Торга (Красная площадь). Использован абрис Курского острога 1722 года.
Автор М. Хилюк

Острог, как правило, – это сравнительно небольшая деревянная крепость, пограничный форт, укрепленный пункт, обнесенный частоколом из заостренных сверху бревен (кольев) высотой 4-6 метров. Какой уж тут кремль… Но любой русский каменный кремль (даже такие мощные, как Московский или Смоленский) изначально был деревянной крепостью-острогом.
Но почему тогда курская крепость так и не стала настоящим кремлем уже после того, как город набрал силу, стал расти и развиваться? Дело в том, что после успешного для России завершения Северной войны прагматичный Петр поставил задачу: упразднить в центре страны те крепостные сооружения, которые потеряли реальный фортификационный смысл – хлопот слишком много. В этот список попал и курский острог, и про него забыли…
Впрочем, кремлем в России называли и некоторые укрепленные монастыри. Стоит вспомнить, что комплекс зданий Знаменского монастыря уже к 1680 году представлял собой как раз небольшой каменный кремль в рамках деревянной крепости. А после того как крепость окончательно потеряла свое значение как фортеция, каменный монастырь взял на себя некоторые ее функции…

Подворье Знаменского монастыря в 80-е годы XVII века. Автор М. Хилюк

Однако зададимся вопросом: можно ли говорить о восстановлении кремля, если даже крепостную стену (понятное дело – в камне) на месте древней деревянной не поставишь – ее место давно занято зданиями гораздо более поздних времен? Оказывается, что замкнутая стена (с башнями или без оных) – вовсе не обязательный атрибут кремлевского комплекса. Скажем, от стен знаменитого Рязанского кремля сохранился лишь фрагмент. В Суздальском стен нет вовсе, на их месте – крепостные валы и рвы. В Коломенском осталась лишь пара фрагментов каменной крепостной стены…

Курская крепость в середине XVII века. Выполнено по описи курского острога 1655 года. Автор М. Хилюк

Стоит вспомнить, что во времена царствования Екатерины II возник проект коренной реконструкции стен Московского кремля. Предполагалось значительную их часть заменить аналогичными по высоте зданиями общественного назначения, стоящими вплотную друг к другу. Но императрицу тогда что-то не устроило. При этом никто не собирался отказываться от термина «кремль». То есть «площадка» может быть обозначена по контуру необязательно замкнутой стеной, валом или рвом – можно и зданиями. Но ведь в Курске так оно и есть – вдоль линии расположения древней деревянной стены сегодня тянутся здания разных времен и архитектурных стилей, точно очерчивая территорию акрополя, а стало быть – кремля.

В этом ракурсе (примерно с верхушки ТЭЦ) очень хорошо заметна архитектурная завершенность структуры курского акрополя под формат кремля

Получается, что кремлевский комплекс в нашем славном городе давно уже существует? Выходит, что так. Но куряне почему-то не особенно замечали этот факт, мало того – втиснули в рамки городского акрополя-кремля промышленное предприятие. Кстати, единственный случай в России.
Впрочем, кремль – понятие, которое имеет отношение, скорее, к историческим и духовным регалиям, чем к особенностям архитектурного пространства. Много общего со старинными храмами, места расположения которых часто называют намоленными. А уж регалий у курского акрополя-кремля очень много, и он вполне заслуживает, чтобы сюда приходили люди (в первую очередь молодежь) почерпнуть у давних предков любовь и уважение к своей родине и способность самоотверженно ее защищать.
Тогда так ли уж нужен сам титул «кремль»? Думаю, что все же не помешает. Он еще раз подчеркнет наше с вами отношение к истории родного города, а может быть, повлияет на выбор архитектурно-градоустроительных решений как внутри кремля, так и окрест.
К слову, в некоторых промежутках между нынешними зданиями внешнего контура акрополя-кремля крепостную стену можно и восстановить – в стиле каменных российских фортеций XVII века. Но опять же – это больше в духовном, чем в архитектурном смысле. Скажем, от старинной монастырской башни на улице Сонина до здания филармонии (в прошлом Дом офицеров). По той же линии, на месте монастырских ворот, соорудить (в камне) копию Проездной (или Тускарной) башни, что красуется на абрисе 1722 года.

XVII век. Курские воины выезжают из ворот Пятницкой башни. Рисунок В. Крюкова

Как вариант: крепостную стену с парой башен – Красной и Тускарной – можно возвести между транспортной частью улицы Сонина и откосом к Тускари, а того лучше – на террасе, несколько опустив ее по склону от уровня асфальта, чтобы не закрывала для обозрения затускарные дали. К слову, нынешняя зеленая полоска между проезжей частью и откосом к Тускари могла бы стать неотъемлемой частью Курского кремля – с памятниками, которые там уже стоят или будут установлены.
Аналогично в промежутке между зданиями краеведческого музея и бывшей мужской гимназии. И ближе к повороту улицы Луначарского обозначить крепостную Никитскую башню, которая когда-то стояла именно там. Подчеркну, именно обозначить как декоративный элемент кирпичной крепостной стены, а не строить в полный размер…
Но главным «новоделом» Курского кремля должна стать Пятницкая башня – главная в былой крепости, которую стоит поставить, несколько выдвинув от Знаменского собора к Красной площади. Башня тогда окажется в центре транспортного круга, и внимание к ней будет обеспечено. К тому же на ней можно установить часы (традиционные для Знаменского монастыря).
В истории есть еще одна заслуженная крепостная башня, упоминающаяся в курских хрониках. Когда-то она называлась Меловой (или Белгородом) и стояла неподалеку от того места, где сегодня Кур впадает в Тускарь. Башня эта принимала на себя первые удары пришлых недругов. Понятное дело, она, будучи восстановленной или обозначенной, не впишется в тот Курский кремль, о котором шла речь выше – уже в XVII веке Меловая стояла несколько на отшибе. Но скромный памятник ей, выполненный из мергеля, как и сама башня в былые времена, логично замкнул бы геометрию нового кремля…
Стоит добавить, что в процессе формирования Курского кремля можно вполне обойтись и без перечисленных выше новоделов, поскольку внешний контур кремля очерчен и без них.
Кстати, вот несколько примеров восстановления и реконструкции кремлевских комплексов в старинных русских городах. Скажем, в Тобольске это происходило аж до конца XIX века: кремль строился и перестраивался в камне, постоянно видоизменяясь и обновляясь…
Самый небольшой кремль России приютился на скалистом берегу реки Туры, в 300 км от Екатеринбурга, дождался реконструкции только в XXI веке. Здесь до сих пор восстанавливают стены, башни и другие постройки…
В 2009 году в центре Йошкар-Олы, на месте давно утраченного деревянного острога, возвели Царевококшайский кремль – самый новый и самый спорный в России. В крепости-новоделе установили единственный в России памятник царю Федору Иоанновичу – отцу-основателю Царевококшайска и других городов Поволжья. К слову, именно этот царь в 1597 году распорядился возобновить старую курскую крепость, к тому времени давно лежавшую в руинах. А с крепостью возродился и сам Курск. И воевода Иван Полев четко выполнил его приказ… Еще одна историческая личность, благодаря которой ушел в прошлое Курск сплошь деревянный, хаотичный по планировке и провинциальный по сути, – это императрица Екатерина II. Памятник ей в Курском кремле был бы очень уместен…
Изложенное выше представление о Курском кремле (в случае его воплощения) предполагает неспешную (времени до 1000-летия еще много) поэтапность и сравнительно небольшие расходы, поскольку в новых капитальных сооружениях потребности нет. Но даже если удастся реализовать хотя бы что-то, это будет иметь смысл и логику отдельного и вполне завершенного памятника. Спешить не стоит, как и откладывать на потом…
«Начинается земля, как известно, от Кремля…», – утверждал Владимир Маяковский. Удастся или нет восстановить кремль в нашем городе – все равно начинаться курская земля будет с того самого небольшого по площади акрополя, о котором и шла речь выше…
Виктор КРЮКОВ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также