Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Хранит усадьба шепот веков… Едем в Марьино!

Газетный выпуск № 2020_47
23 апреля 13:23 История

Дворец-усадьба Марьино в селе Ивановском под Рыльском – родовое имение князей Барятинских – снискало поистине мировую известность.

С какой стороны мы бы ни приближались к усадьбе, прежде всего перед нашим взором предстанет огромный зеленый массив парка, который издали вполне можно принять за вековой лес. Здесь растет около 180 видов деревьев, в том числе лиственница, южная катальпа, сибирский кедр, бархат амурский – пробковое дерево. Некоторым исполинам более двух столетий. Есть в дивном парке и самое древнее дерево Курской области – дуб, уже шесть раз «отпраздновавший» вековой юбилей. И вот в окружении могучих деревьев перед нами предстает здание великолепного дворца на берегу обширного пруда. Эта жемчужина из жемчужин дворцово-парковых ансамблей древней курской земли родилась в начале XIX века по прихоти князя Ивана Ивановича Барятинского, задумавшего построить дворец с роскошным парком и прудами, ничем не уступающий известным усадьбам близ Санкт-Петербурга и Москвы.
Огромное богатство, знания и личное деятельное участие в строительстве помогли князю осуществить свой замысел в очень короткий срок. Строительство длилось всего девять лет и было окончено в 1820 году.
Первое название усадьбы – «Избицкий дом» (здание стояло на берегу реки Избицы). Когда началось строительство, князь женился. Это был его второй брак. Первая супруга – Мария Франческа Деттон, внучка лорда Шерборна – умерла через два года после свадьбы. Второй женой князя стала графиня Мария Луиза фон Келлер, дочь прусского посла в Вене Христофора Людвига фон Келлера. Супруга князя была лютеранкой (позже она приняла православие). Своей молодой жене князь и сделал столь щедрый подарок – «Избицкий дом». А крестьяне назвали его по имени барыни «Марьин дом», а потом и «Марьино».
Парадная лестница дворца перестраивалась неоднократно – практически при каждом новом владельце имения. А окончательно ее перестроили после революции. Сохранились старые оригинальные дубовые двери, которым уже более 200 лет. В центре широкой лестницы – бюст князя Ивана Ивановича Барятинского, основателя усадьбы.
Примечательно, что в 1918 году сокровища и реликвии дворца были спасены местными крестьянами от разграбления и вывезены в центральные и местные музеи.
В самом «Марьино» сохранились почти все хрустальные и бронзовые люстры и многочисленные бра – поистине подлинные украшения каждого из помещений. Особенно красива большая люстра круглого зала. В некоторых гостиных первого и второго этажей люстры украшены кобальтовым и рубиновым стеклом.
На втором этаже – бальный зал, имеющий форму круга, вписанного в квадрат. По углам квадрата – овальные ниши, раньше в них стояли диванчики, на которых дамы отдыхали в перерывах между танцами. Великолепно сохранился паркет, которому более двухсот лет. Основа – дуб, а украшен паркет различными сортами драгоценных древесных пород. Все двери центрального корпуса – сандал, карельская береза или грушевое дерево. Причем дверные петли, замки и ручки – тоже оригиналы.
Девять мраморных каминов, украшенных бронзовыми и мраморными барельефами, князь привез из Италии. Сейчас мраморные камины сохранились только в Голубой гостиной. Названа она была так потому, что была обита голубым шелком и штофом как дань моде того времени. В настоящее время зал украшен гипсовыми бюстами Барятинских: Ивана Ивановича, Марии Федоровны, их старшего сына – генерал-фельдмаршала Александра Ивановича, на втором камине – бюст Александра Сергеевича Пушкина. Это не случайно. Поэт состоял в родстве с Барятинскими через Головиных, Пушкин часто бывал в салоне Марии Федоровны в Санкт-Петербурге.
– В 20-30 годы XX века молодая Советская республика ставила памятники героям-революционерам, а для этого требовался вечный материал – мрамор, – рассказывает заведующая музеем санатория «Марьино» Наталья Ситникова. – Своего мрамора в России нет, покупать дорого, вот и был отдан приказ разбирать мраморные изделия в старинных усадьбах. Видимо, в те годы «Марьино» лишилось своих каминов, парадной лестницы и фонтанных чаш… Прежние мраморные камины были заменены гипсовыми, тонированными под мрамор. Но все же два мраморных камина, паркет и великолепная лепнина потолка и стен остались в Голубой гостиной…
Паркет, лепнина, старинное зеркало сохранены и в Розовом зале, расположенном тоже на втором этаже. Во времена Барятинских здесь стоял большой (от камина до камина) стол, за которым размещалось многочисленное семейство князя и приглашенные гости. Двери из зала вели в гостевые комнаты и в спальню князя. Через маленькую дверцу, задекорированную в стене, входили горничные и вносили блюда к столу.
А на четвертом этаже в кабинете князя сохранились книжные шкафы из мореного дуба. Их делали крепостные крестьяне из села Ивановского.
Популярное у туристов место во дворце – комнаты для шептания. Кстати, таких было несколько, но они переделаны под номера для отдыхающих, и показать можно только две. В этих комнатах – интересный акустический эффект, который физики называют «эффектом стоячей акустической волны», или эффектом коридора. Люди, находящиеся в разных углах помещения, слышат шепот друг друга, а те, кто находится в середине комнаты, не ощущают никаких звуков. Так придумал князь Барятинский, чтобы развлечь своих гостей.
Пруд создавали крепостные крестьяне и приглашенные из Белоруссии мастера. Были сооружены насыпные острова. На одном из них Иван Иванович приказал выстроить для молодой жены лютеранскую церковь – кирху, которая впоследствии станет местом уединения княгини.
Была в имении и домовая православная церковь.
Жемчужина курского края «Марьино» охраняется законом как ценнейший памятник архитектуры и культуры.
Елена Гамова
Фото Александра Малахова



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также