Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Дух сирени и аромат свиных окороков

Газетный выпуск № 2020_50
30 апреля 2020 17:21 Общество

Серию своеобразных экскурсий, организованных на страницах «Курской правды» в период самоизоляции, предлагаем продолжить в усадьбе поэта Афанасия Фета

Изгибы Тускари Фет называл маленькой Волгой

Доступ приостановлен, время поразмышлять

На время санитарных ограничений музей «Усадьба А.А. Фета» закрыт для посещения. «Во исполнение приказа Министерства культуры РФ от 16.03.2020 №357 «О деятельности находящихся в ведении Минкультуры России организаций в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ» приостановить доступ посетителей…» – говорится на сайте заведения.
Но вот интересно: сам этот факт возвращает нас к противоречию, которое буквально разрывало на две, казалось бы, несовместимые части самого Афанасия Фета. Будучи тонким лириком в душе, Афанасий Афанасьевич на практике должен был стать скрупулезно выполняющим свой долг чиновником и хозяйственным, ведущим прибыльное дело помещиком. До последнего времени музей Фета в Воробьевке, в восстановление которого вложены немалые деньги спонсоров, настойчиво шел по пути коммерциализации. Все виды экскурсий здесь расписаны по строгому прейскуранту и, судя по отзывам, опубликованным на сайте музея, весьма востребованы.

Торг вполне уместен
Кстати, само по себе содержание этих отзывов убедительно демонстрирует, что большинство посетителей скорее практики, чем лирики. О поэзии и каких-то тонких ощущениях там почти ничего, а вот практические замечания по поводу материальных удобств, выгод и даже чисто коммерческие советы вы здесь найдете в большом количестве. К примеру, говорят об устройстве стоянки для машин и велосипедов, советуют побольше торговать сувенирами, рассуждают о стоимости тех или иных экскурсий. Особенно интересны замечания сразу нескольких посетителей, судя по всему весьма состоятельных. В их отзывах проскальзывает очевидное удивление, что у помещика дом был так мал по размеру и скромен по убранству. Что же, Фет – помещик и чиновник – ведь действительно всю жизнь боролся с материальными трудностями и в нелегком труде, но все же их преодолевал.
Афанасий Фет оказался умелым хозяином. Спустя годы он с удовлетворением писал своему товарищу-однополчанину: «Я был бедняком, офицером, полковым адъютантом, а теперь, слава богу, орловский, курский и воронежский помещик, коннозаводчик и живу в прекрасном имении с великолепной усадьбой и парком. Все это приобрел усиленным трудом, а не мошенничеством».
Курское имение в селе Воробьевка – один из примеров успешно развивающейся помещичьей усадьбы второй половины XIX века. Купив красивую, но запущенную барскую усадьбу, центр которой представлял собой дом с мезонином, поэт сразу же приступил к перестройке. Он достраивает второй этаж, где впоследствии расположились бильярдная, комнаты для гостей, а также «верхний» кабинет Афанасия Афанасьевича. Первый этаж главного дома усадьбы Фета был разделен коридором и сенями на две части: в жилой находились спальня, кабинет и комната жены, а в парадной – столовая и гостиная для приема гостей. Все было сделано по вкусу поэта – удобно и комфортно. Мебель, а также кактусы и домашнюю утварь перевезли из орловской усадьбы, которую Фет продал без сожаления, стараясь оставить там все свои обиды. Отделочный материал доставляли из Москвы. Весной в дом переносили из устроенной оранжереи цветущие растения, делавшие его уютнее и красивее.
В усадьбе Афанасия Фета было успешно развивающееся хозяйство, приносящее доход. Большое поголовье свиней позволяло каждую осень отправлять на продажу в Москву окорока. Также здесь держали до ста голов овец, которые давали мясо и шерсть. Кроме того, на левом берегу реки Тускари к югу от поместья был построен хутор, которому рачительный помещик Фет придавал большое значение. Местное население, оценив в нем практичного хозяина, относилось к нему с уважением. Особенно полюбилась жителям Воробьевки супруга Афанасия Афанасьевича. Не имея собственных детей, она была крестной матерью многим ребятишкам села, помогая им всем, чем могла. Буквально до наших дней у местных жителей сохранилась память о помещике, который, нанимая работников, всегда сытно их кормил. Особенно почему-то запомнилось, что тем, кто трудился в хозяйстве, хлеба за обедом давали столько, сколько человек мог съесть.

Был тихий вечер. В воздухе пахло. Соловей пел во всю ивановскую. Деревья шептались. В воздухе, выражаясь длинным языком российских беллетристов, висела нега… Луна, разумеется, тоже была. Для полноты райской поэзии не хватало только г. Фета, который, стоя за кустом, во всеуслышание читал бы свои пленительные стихи.

Выбор за нами
Примечательно, что организаторы музея постарались тщательно восстановить все особенности успешной помещичьей жизни. Экскурсантам предлагают обязательно посмотреть подвалы усадьбы, где в свое время хранились знаменитые фетовские копченые свиные окорока. Когда смотришь на эти помещичьи закрома и читаешь рациональные замечания посетителей, невольно появляется мысль, а не кормить ли (за сходную цену) туристов фетовским хлебом и салом? Заодно и на вынос продавать. В какой-то степени часть этой идеи уже реализовали на кулинарной карте Курской области. Как показывает практика, пойдет не хуже, чем томики стихов и виды на маленькую Волгу – Тускарь с высот барского дома – маленькой Швейцарии.
Впрочем, неожиданно установившаяся в мире самоизоляция наводит уже и на мысль о приоритете духовного над материальным. Но тут уж каждый вправе выбирать, что ему ближе: аромат сирени или запах копченых окороков… Некоторые скажут, что желали бы и то и другое, и опять же приведут в пример Фета – великого лирика и рационального помещика в одном лице.
Елена ГАМОВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также