Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Аркадий Каманин — самый юный летчик Великой Отечественной войны

В 15 лет совершал разведывательные полеты, добывая ценную информацию прямо из-под носа гитлеровцев, доставляя приказы командования командирам передовых частей и выполняя другие отнюдь не простые задания своего командования.

Послужной список летчика Аркадия Каманина насчитывает 283 часа общего налета, который был наработан более чем за 400 – а по некоторым данным более чем за 650 – боевых вылетов. За это время он получил 6 боевых правительственных наград. Это были: медали «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», два ордена Красной Звезды и орден Красного Знамени.

Родился Аркадий Каманин на Дальнем Востоке, где в то время служил его отец. Перед началом войны он с родителями оказался в Москве. Аркадий интересовался отцовской службой. Особенно — летным делом. Все каникулы пропадал на военном аэродроме, постигал нюансы и тонкости профессии механика. А в 1941 году перед войной он даже успел поработать по этой профессии на Московском авиационном заводе.

Впрочем, круг интересов мальчика не ограничивался военным делом и самолетами. Он занимался спортом, много читал, играл на аккордеоне.
В 1941 году служба отца Аркадия Николая Каманина продолжилась в Узбекистане, в Ташкенте. В феврале 43-го Николая назначили командиром одного из штурмовых авиакорпусов, и мальчик вместе с матерью переехал к отцу – к месту дислокации его воинского подразделения. Тогда Аркадию Каманину было всего 14 лет. На предложение отправиться в тыл мальчик упрямо заявил: «Не поеду!». Отец уступил. Аркадий был уже хорошим механиком, а воинское подразделение испытывало нужду в опытных профессионалах военного подразделения.

Мальчика зачислили добровольцем в ряды Красной Армии на должность механика спецоборудования (в 423-ю авиаэскадрилью связи Калининского фронта).

Однако останавливаться на достигнутом Каманин-младший явно не собирался. Он стал пробовать себя в качестве пилота — взрослые летчики помогли разобраться в теории и практике этого дела. Первым самолетом, на котором он поднялся в небо, стал учебный двухместный У-2. Сначала он летал на нем как штурман-наблюдатель и бортмеханик, но уже в июле 43-го получил официальный допуск на самостоятельные полеты. Вручил его Аркадию отец после сдачи соответствующих экзаменов. Требовательность и строгость генерала Каманина были хорошо известны, так что в профессионализме летчика связи Аркадия Каманина можно было не сомневаться.

Так юноша уже в 15 лет наравне со всеми получал боевые задания и совершал полеты.

— Есть у меня друзья по эскадрилье. Правда, они постарше меня. Я один среди них, как новобранец, пострижен под нулевку. Рядом со мной слева самые близкие друзья: Сашко Друма и Василий Осин. У самолёта стоит мой комэск майор Пётр Григорьевич Трофимов, — говорил Аркадий. — …Вот она, моя «адская машина в сто нечистых сил». Провожает меня в полёт инженер эскадрильи Василий Николаевич Рыбин.

Аркадий отличался потрясающим бесстрашием. Хорошо известен один из случаев, подтверждающих это. Возвращаясь на своем У-2 в расположение штаба эскадрильи, он увидел подбитый Ил-2, совершивший вынужденную посадку и лежащий на нейтральной полосе. Обратив внимание на то, что кабина самолета была закрыта, юный летчик понял: пилот внутри самолета и наверняка ранен. Не раздумывая ни минуты о риске и опасности такого поступка для себя лично, Аркадий посадил свой У-2 рядом со сбитым самолетом, перегрузил в него пилота и фототехнику со сбитого Ил-2 (задача, естественно, достаточно трудная, если учесть, что раненый был взрослым мужчиной, а Аркадий – всего лишь подростком, который, к слову сказать, не отличался особой рослостью или чрезмерной силой).

Подсуетившиеся с плановой контратакой артиллеристы и танкисты при содействии штурмовиков отвлекли внимание немцев от наглого кукурузника, и У-2, пританцовывая у воронок, удачно взлетел с нейтралки. Мальчику удалось добраться до своего штаба невредимым, да еще и спасти жизнь раненого советского офицера, которым оказался лейтенант Бердников. Именно за этот подвиг Аркадий Каманин получил свою первую награду – орден Красной Звезды

В 1944 году сержант Каманин заслужил второй орден Красной Звезды: при нападении на штаб фронта отряда бандеровцев он под обстрелом взлетел на своём У-2, забросал нападающих ручными гранатами и вызвал подкрепление.

Окончилась война. 16-летний Аркадий, отставший от своих сверстников в учебе, принялся догонять. Получив аттестат о школьном образовании, уже в 1946 году старшина Аркадий Николаевич Каманин был зачислен в Военно-воздушную академию имени Жуковского слушателем на подготовительный курс, программу которого он начал осваивать уверенно и основательно.

Дальше должны были быть годы учебы, затем служба в Советской Армии и, может быть, шанс стать членом отряда советских космонавтов, одним из руководителей которого впоследствии оказался его отец… Но судьба распорядилась иначе. В 18 лет Аркадий неожиданно заболел менингитом и 13 апреля 1947 года скоропостижно ушел из жизни. Похоронен самый юный в истории Великой Отечественной войны летчик на Новодевичьем кладбище в Москве.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также