Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Просыпайтесь, речка, сударыня-речка…

Газетный выпуск № 2020_58
21 мая 2020 14:06 Публицистика

Большинство русских городов «начинаются» с реки. Считается, что какова река, таков и город.

У любой из них много общего с человеком: может случиться атеросклероз, когда русло сужается и мелеет, а то и депрессия – если горожане перестают обращать внимание на ее проблемы. Очень часто город обязан реке своим названием. Так, по одной из гипотез, топоним «Курск» происходит от гидронима «Кур». К слову, издревле на Руси правый берег реки называли русским, а левый – татарским (или крымским).

Середина 30-х годов. Вид со стороны Стрелецкой слободы. Тускари не видно, зато на переднем плане одна из проток
левого берега. В слободе таких было несколько… Определить время съемки несложно: колокольные башни со здания бывшего Знаменского собора уже снесли, а шпиль с колокольни Николаевского храма все еще выглядывает

 

Бытует мнение, что Тускарь за последние десятилетия сильно обмелела – от полноводной в свое время реки остались лишь воспоминания и красивые открытки. Попробуем разобраться, почему так произошло.
Начнем с прорисовки планов реки Тускарь в черте Курска в разное время. Первый (слева) – 1782 год и раньше. Уточним, что в указанный год появился и начал воплощаться первый генплан коренной перестройки Курска. Об уровне полноводности реки того времени судить сложно, однако в хрониках сохранилось, что куряне уже тогда (и ранее) сетовали на мелководность Тускари в черте города в отдельные годы. Проблема стала мягче, когда в черте Курска построили Градскую мельницу с обширной плотиной, которая в активный период (с весны до поздней осени) ощутимо поднимала уровень воды.
Второй план, который обнаружили в московских архивах сравнительно недавно, можно датировать первой третью ХIХ столетия. Третий – со знаменитой военно-топографической карты 1863 года. Основой для четвертого стал план Курска 1934-1935 годов, когда городу вернули статус областного центра. Отметим, что в 1920 году глухая протока Кривец наконец прорвалась в Сейм, сформировав тем самым совершенно иную картину левого берега. Наконец, пятый – это прорисовка с немецкой карты Курска 1941-1942 годов.

Так выглядела (в плане) главная река нашего города Тускарь в разные годы и века. За этими контурами очень много интересного и, к сожалению, безнадежно забытого

 

Если уж выше пошла речь о мельницах (а стало быть, о плотинах), стоит отметить, что Градская была единственной мельницей в черте города. Выше по течению на Тускари мельницы были давно, скажем, одна из самых первых построена еще в 1597 году «…по Высочайшему дозволению (царя Федора Иоанновича (1584 – 1598)» – одновременно со строительством в Курске крепости. Она располагалась в районе села Знаменское (Кривцово).
Активное заселение левого берега Тускари в черте нынешних границ Стрелецкой слободы началось после 1782 года: местные жители, особенно после строительства Градской мельницы, начали устраивать каналы и копани, чтобы отвести излишек воды во время весеннего паводка и одновременно подвести воду к многочисленным огородам. Именно в те времена кто-то из гостей города назвал это место «Курской Венецией». К 1868 году в город пришла железная дорога через Ямскую, в 1978-м построили ветку, значительная часть которой пролегла через Стрелецкую и рядом, отрицательно повлияв на водосток.

Вышка на Боевке в 50-е годы

В начале 30-х годов ХХ века на правом берегу Тускари началось строительство крупной электростанции: срезали склон, от станции Курск-2 по берегу реки провели технологическую дорогу, за счет Тускари расширили строительную площадку. В результате река ниже по течению стала заиливаться, потеряла былую пропускную способность и большая часть воды пошла через Кривец.
Впрочем, заиливалась она и раньше. Об этом сообщает автор книги «Планировка города» (1935 год) А.Д. Томашевский: «Наносы уже к 1920 году подняли дно в основном русле Тускари настолько, что река значительной своей водной массой пошла через Старицу (Кривец) и, прорвав перешеек во время весеннего разлива, соединилась с Сеймом…».
И снова 1782 год или где-то рядом. Куряне, перестраивая свой город, начали по-другому смотреть и на главную городскую реку – Тускарь. Возник вопрос: а нельзя ли вместе с городом «модернизировать» и ее? И вот еще в начале ХIХ века появилось несколько проектов по увеличению полноводности основного русла Тускари. Тем более что именно тогда возник замысел перенести Коренную ярмарку в Курск, разместив ее неподалеку от места впадения Тускари в Сейм. Но для этого городская река должна была стать полноводной. Один из проектов заключался в том, что глухую в те времена протоку Кривец надлежало соединить с Сеймом, на котором несколько ниже планировалось построить плотину. Тогда вода из главной реки курского края самотеком пойдет в систему Тускари и поднимет там уровень воды.

Первая половина 50-х годов, площадь Добролюбова (Барнышевка). Вид с колокольни Свято-Троицкого храма. Деревянный мост через Тускарь. Его предшественник был сожжен осенью 1941 года. Сама река в этом месте выглядит заметно шире нынешней

 

Однако осуществить эту задумку помешали серьезные затраты на строительство Мариинского водного пути по Сейму, позже – Крымская война, строительство Московско-Курской железной дороги. В начале ХХ века к этой задумке вернулись снова, но грянула Первая мировая, потом – революция, разруха… Тем не менее в середине 20-х, уже после самостоятельного прорыва Кривца к Сейму, «модернизацию» речки решили-таки продолжить. На этот раз – перегородить русло Кривца плотиной рядом с тем местом, где он вытекает из Тускари. Но плотину очень скоро прорвало – в первый же серьезный паводок. А вскоре, в 1928 году, Курск перестал быть областным центром, и его финансовые возможности соответственно снизились. Потом случилась война…
У послевоенного Курска было много других забот – про городскую реку как-то забыли. И Тускарь в ожидании лучших времен как бы впала в летаргический сон.
И лишь в середине 90-х возник проект, который во многом повторял задумку 20-х годов: перегородить русло Кривца, попутно создав небольшое водохранилище для устройства водного стадиона и зоны отдыха. Но опять же – времена были не те… Одним словом, «разбудить» Тускарь не удалось и тогда.
В последнее время появились новые планы и уже предпринимаются попытки реанимировать городскую речку, придать ей стимул к жизни. Активно ведется расчистка русла. Но работать надо и в другом направлении. Речь о Курском водохранилище, которое должно сделать Тускарь полноводной – хотя бы в верхнем течении. Для реализации этого «долгоиграющего» проекта нужна федеральная поддержка.
И еще малоснежные зимы и слабые весенние паводки. Раньше половодье случалось едва ли не каждый год, весенние потоки воды (например, как в 1970-м или в 1979-м годах) поднимали донный ил и распределяли его по всей площади разлива, отсюда, кстати, и хорошие урожаи на огородах в Стрелецкой. А ближе к нашим временам ил на дне наслаивался год за годом, уменьшая пропускную способность Тускари и других рек. Может ли человек конструктивно вмешаться в эту ситуацию? Судя по всему – нет.

Тускарь в начале ХХ века неподалеку от Свято-Троицкого храма. Примерно в два раза шире нынешней речки в том же месте

 

Здесь в самый раз обратиться к воспоминаниям краеведа и писателя Владимира Ковалева, который мог сравнивать Тускарь довоенную и нынешнюю:
«В тридцатые годы Тускарь была рекой полноводной. Из нее пили и люди, и животные, в ней купались, ловили рыбу, стирали белье, плавали на лодках и катерах. Почти в каждом дворе на берегу Тускари были свои лодки. В разливы на них перевозили людей и домашний скарб, а летом из леса на Солянке и с полей – заготовленные на зиму дрова и сено. От пристани на Боевой даче до Шумов на Солянке по Тускари и Сейму ходил речной трамвай. Шумами куряне называли место на Сейме, где вода падала в открытые створы с семиметровой высоты плотины Рышковской мельницы, построенной еще графом Клейнмихелем. Теперь на месте плотины Сейм можно перейти вброд… Речной трамвай представлял собой небольшой уютный для пассажиров катерок. Всего за час он пробегал свой маршрут в один конец. Приятная поездка из города на Солянку с обязательной остановкой у так называемого Дворянского купалища (городского пляжа), располагавшегося на Сейме неподалеку от впадения Тускари, обходилась пассажиру в один рублевик…».
Согласитесь, очень трудно представить, что даже самый миниатюрный речной трамвайчик пройдет тем же маршрутом сегодня. Это еще одно подтверждение того факта, что городская река с 30-х годов прошлого века сильно обмелела.
Сможем ли мы с вами разбудить свою любимую речку хотя бы к 1000-летию Курска? Очень хотелось бы.
Виктор КРЮКОВ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также