Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Оркестровое песнопение» Георгия Свиридова в отечественном кино

Газетный выпуск № 2020_62
28 мая 2020 13:37 Культура

В апрельском выпуске «Киноразворота» мы опубликовали статью звукорежиссера Курского кинофонда Александра Страхова «Легенда «Мосфильма»: новатор по фамилии Бабушкин». Имея на руках диплом учителя музыки, Александр Александрович часто обращается к научным изысканиям по теме теории музыки, в том числе музыки из кино.  На этот раз он расскажет о творчестве нашего земляка – великого композитора Георгия Васильевича Свиридова, мелодии которого также звучат в отечественном кинематографе.

Георгий Свиридов: «Я не знаю, как рождается музыка! Это чудо! Это Божественное дело – да-да, от Бога только такое может быть: как это черпается музыка из бесконечной материи жизни, материи звуков и становится, допустим, вальсом Шопена?! Не знаю!»

Хоровую музыку сильно обидели…
В одной из последних прижизненных телепередач о Георгии Свиридове у композитора спросили: «Почему в вашем творчестве преобладает хоровая музыка?», на что он ответил: «Я восстанавливаю справедливость, потому что хоровую музыку в свое время очень сильно обидели».
В 1923 году в Москве появилась вроде бы и независимая, но в то же время очень политизированная музыкально-просветительская организация РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов). Это черная страница в истории отечественной музыки. Члены ассоциации, являясь приверженцами Пролеткульта, были нетерпимы ко всему, что считали «непролетарским».
Первой от действий РАПМовцев пострадала Московская консерватория. Ее лишили статуса, сделав простой музыкальной школой, причем даже присвоив имя польского большевика-революционера Феликса Кона. Музыканты горько шутили, называя свою альма-матер «Конской школой».
Но больше всего досталось кафедре русской хоровой музыки и ее ведущим преподавателям: музыкальному философу Алексею Лосеву, который впоследствии провел 18 лет в сталинских лагерях, и хоровому дирижеру Павлу Чеснокову, на долгие годы оставшемуся без работы.
Лишь после 1932 года, когда деятельность РАПМа была остановлена, все вернулось на круги своя. Но урон, нанесенный хоровой музыке, еще долго сказывался на этом жанре отечественной музыкальной культуры. Свиридов называл эти действия «терроризмом» и всю свою жизнь восстанавливал справедливость.

Юный Георгий с мамой Елизаветой Ивановной и сестрой Тамарой

Через целину – к «Рубиновым звездам»

Отец Василий Григорьевич, почтовый служащий

В творческом багаже Георгия Васильевича присутствуют и камерно-симфонические произведения (особенно в ранний период творчества), и киномузыка. В кинематограф Свиридов пришел в 1939 году, молодым, но уже достаточно известным композитором, и это событие для него не было случайностью.
В 1930-е годы Георгий Васильевич уже являлся ярким представителем театральной жизни Ленинграда. Он сочинял музыку для спектаклей, делал аранжировки и музыкальное оформление к театральным постановкам. Эту деятельность Свиридова высоко оценил кинорежиссер Юлий Райзман и пригласил композитора написать музыку к своему фильму «Поднятая целина» – первой экранизации одноименного романа Михаила Шолохова.
Композиции Георгия Васильевича очень точно вплелись в сюжетную канву фильма. Среди музыкальных номеров присутствуют и аранжировки народных песен, и музыкальные иллюстрации природы русского юга, и эпичный финал с тракторами на полях – как пророчество деда Щукаря.
Вторым кинофильмом, к которому Свиридов написал музыку, стала картина «Веселей нас нет» (другое название «Рубиновые звезды») режиссера Александра Усольцева-Гарфа, снятая в 1940 году. Легкая музыкальная комедия с элементами водевиля рассказывала о путешествии русского паренька к невесте-туркменке в приграничный кишлак. Но, увы, фильму не суждено было выйти на экраны. Члены худсовета посчитали, что герои в фильме изображены карикатурно, артисты занимаются трюкачеством, а также примитивно показана дружба народов Советского Союза. Поэтому решением комиссии ЦК ВКП(б) «О запрещенных кинофильмах в 1940 и 1941 годах» фильм был запрещен к показу как «извращающий советскую действительность» и уничтожен.

 

От фильмов-биографий – к золотой эпохе
После Великой Отечественной войны, в период так называемого малокартинья, главным киножанром стал фильм-биография. Он отвечал цели воспитания нового положительного героя Советской страны на основе биографий великих личностей: поэтов, ученых, композиторов.
Поэтому, несмотря на сокращение кинопроизводства до минимума, значительная часть картин того времени – это фильмы-биографии: «Глинка» (1946), «Адмирал Нахимов» (1947), «Мичурин» (1949), «Жуковский» (1950).
В плеяде фильмов-биографий есть два, музыку к которым написал Георгий Свиридов: «Пржевальский» (1951 год, режиссер – Сергей Юткевич) и «Римский-Корсаков» (1953 год, режиссеры: Григорий Рошаль и Геннадий Казанский). Примечательно, что в титрах этих лент композитор указан как «Ю. Свиридов».
Широкого успеха, несмотря на качественную постановку, блестящую актерскую игру и хорошую музыку, эти фильмы не имели. Зритель к этому времени пресытился биографическими картинами и в кинотеатры на них шел неохотно. А позднее кинокритик Соломон Розен писал: «В 1953 году «Римский-Корсаков», наконец, появился в кинотеатрах. Его соседями были «Джамбул» и «Белинский», незадолго перед ними – вторая картина о Глинке. Кто помнит эти фильмы, тот знает, что биографический жанр в это время переживал жестокий кризис».
Золотой эпохой киномузыки Георгия Свиридова принято считать 1960-е годы: «Воскресение» (1960), «Русский лес», «Метель» (1964), «Время, вперед!» (1965). Содержание фильмов различно, но практически все они отражают разные периоды истории России через образы, характерные для определенного времени.
Фильм «Воскресение» режиссера Михаила Швейцера с музыкой Свиридова до сих пор считают самой «тонкой и тактичной» экранизацией Льва Николаевича Толстого. А еще фильм примечателен тем, что в главной роли снялась наша землячка Тамара Семина.
Кстати, снимаясь в фильме, она не смогла принять участия в дипломном спектакле, грозило отчисление, но председатель экзаменационной комиссии Вера Марецкая предложила зачесть вместо дипломного спектакля роль в фильме. В итоге Тамара Петровна получила «отлично» и была принята в труппу «Театра-студии киноактера».
Еще один фильм – «Русский лес» по роману Леонида Леонова в постановке Владимира Петрова, музыка Георгия Свиридова к нему состояла из нескольких музыкальных номеров лирико-пасторального и народно-жанрового содержания. На их основе композитор позже сочинит поэму «Маленький триптих», и она станет первым симфоническим произведением, написанным после большого перерыва. «Маленький триптих» музыковеды назовут «оркестровым песнопением», хотя «пение» музыкальных инструментов здесь является никак не копией голоса, а всего лишь его отображением.

Музыкальное сопровождение к фильму «Метель» – одно из самых удачных воплощений произведений Пушкина в русской музыке ХХ века. В главных ролях: Валентина Титова, Олег Видов.
Режиссер – Владимир Басов. Композитор – Георгий Свиридов

Басов. Пушкин. Свиридов
А теперь еще одна курская связь: Владимир Басов – Георгий Свиридов. Их совместная работа – фильм «Метель» (1964 год). «Не может быть!», – удивится читатель… Еще как может! Владимир Павлович Басов, да-да, тот самый Дуремар из «Приключений Буратино», строгий милиционер из «Операции Ы…», квартирный маклер из фильма «По семейным обстоятельствам»… Актер, кинорежиссер, народный артист СССР Владимир Басов родился в селе Уразово, что на Белгородчине. Но в 1923 году, когда будущий мэтр появился на свет, село это входило в состав Курской губернии. И поэтому во всех анкетах Владимир Басов указывал местом своего рождения Курскую область.
Басов, к 1964-му году снявший несколько фильмов на современную тематику, работал преимущественно с композитором Вениамином Баснером. Однако для экранизации произведения великого Александра Сергеевича Пушкина все-таки предложил написать музыку Георгию Свиридову, и это отнюдь не случайно.
К тому времени Георгий Васильевич уже неоднократно обращался к поэзии Пушкина. В 1935 году композитором был написан цикл романсов на стихи Пушкина, а в 1955 году создана оратория «Декабристы». Создавая музыку к «Метели», Свиридов исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX столетия: марш, вальс, романс, перезвон бубенцов. Но использованы они были без прямой стилизации, а очень творчески, и как результат – красивейшее музыкальное сопровождение к фильму «Метель», одно из самых удачных воплощений произведений Александра Сергеевича в русской музыке ХХ века. Спустя 10 лет композитором была составлена сюита из 9 номеров «Музыкальные иллюстрации к повести «Метель» – музыка, изначально написанная к фильму, зажила самостоятельной жизнью. Свиридов вернется к поэзии Пушкина еще раз, но уже в конце 1970-х, написав концерт для хора «Пушкинский венок».

Кадр из фильма «Время, вперед!». Музыку Свиридова никак нельзя назвать чисто прикладной. Визуальный ряд можно представить, даже не глядя на экран

О личной трагедии и сюите «Время, вперед!»
В кинематографической среде существует такой термин «датское кино». К Дании он, правда, не имеет никакого отношения, это киноленты, посвященные определенным историческим датам. Таковым стал фильм Михаила Швейцера с музыкой Георгия Свиридова «Время, вперед!», снятый по повести Валентина Катаева в 1965 году к 50-летию Октябрьской революции и 45-летию начала изыскательных работ у Магнитной горы с последующим строительством там города Магнитогорска. В фильме режиссер воссоздал картины созидательного труда, человеческого энтузиазма, показал суровость трудовых будней, сопровождаемых холодом, голодом, грязью. Красной строкой в фильме проходит тема победы революции и трудовой подвиг во имя лучшей жизни в будущем.
Тема Октябрьской революции, Гражданской войны и первых лет Советской власти, не новая для композитора, была связана прежде всего с личной трагедией – гибелью отца. Василий Григорьевич Свиридов, фатежский почтовый служащий, был сторонником большевиков. И, как это ни парадоксально, погиб он от рук красноармейцев. Представители «новой» власти приняли отца композитора, одетого в почтмейстерский мундир, за белогвардейского офицера и без разбирательств расстреляли.
Все драматические события того времени отложились в душе композитора, а затем были отражены в вокальных циклах на стихи Александра Блока, Сергея Есенина и Владимира Маяковского, раскрывающих дух революционного и постреволюционного времени. Музыка к фильму «Время, вперед!» и последующая симфоническая сюита – это логическое продолжение той темы.
В фильме 6 музыкальных номеров: «Уральский напев» – символизирующий Урал как стык Европы и Азии, «Частушка» и «Маленький фокстрот» ¬– изображающие народ в моменты отдыха, «Марш» – воспоминание о недавних событиях революции и Гражданской войны, «Ночь» – короткое время отдыха перед новым трудовым днем… И конечно же, главная тема: увертюра в фильме и финал в сюите «Время, вперед!» – как воплощение советского авангарда 1920-х годов и безостановочно бегущего времени. Недаром уже более 50 лет эта музыкальная тема является заставкой главной новостной телепередачи нашей страны.
Всего в фильмографии Георгия Свиридова 13 композиторских работ. Последний фильм, для которого композитор написал музыку, – вторая часть дилогии «Красные колокола» режиссера Сергея Бондарчука (1982). Сюжет основан на революционных событиях 1917 года. Но революция здесь показана совсем не так, как было принято в СССР до этого. Ведь литературным первоисточником фильма стала книга американского писателя и журналиста Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». Джон Рид приехал в Петроград в середине октября 1917 года и стал свидетелем тех дней. От его имени и ведется повествование.
…Музыка Георгия Свиридова к кинофильмам – это маленькие симфонические шедевры. Ее никак нельзя назвать чисто прикладной, только лишь сопровождающей визуальный ряд. Даже не глядя на экран, можно увидеть все то, о чем хотел поведать автор. Представить картины природы, жизненные обстоятельства и даже заглянуть в души героев. Призываю вас в очередной раз испытать это неповторимое удовольствие – «посозерцайте» музыку нашего великого земляка Георгия Васильевича Свиридова!
Александр СТРАХОВ, звукорежиссер
ОБУК «Курскоблкиновидеофонд»



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также