Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Доклад. Часть 5

Газетный выпуск № 2020_72-73
18 июня 2020 20:36 Документы

уполномоченного по правам человека в Курской области за 2019 год

5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Гарантированное частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из важнейших социальных прав человека и гражданина, а также залогом устойчивого социально-экономического развития общества. В связи с этим государство обязано создавать условия, необходимые для реализации гражданами названного права.
Доступность и качество медицинской помощи.
Вопросы качества и доступности медицинской помощи населению по-прежнему актуальны во всех муниципальных образованиях области, прежде всего для жителей сельской местности, которые постоянно сталкиваются с нехваткой медицинских учреждений, врачей и других медработников, медицинских материалов и оборудования, лекарственных препаратов.
В ходе личных приемов Уполномоченного по правам человека жители Курской области выражали беспокойство в связи с дефицитом врачей, сокращением койко-мест и закрытием специализированных отделений в районных больницах.
Судя по ответам в адрес Уполномоченного из органов власти, оптимизация системы здравоохранения – необходимая мера, и делается это в первую очередь для повышения качества медицинской помощи.
На практике непродуманная оптимизация и реорганизация медицины очень часто приводит к недовольству населения и конфликтам между руководством и сотрудниками медучреждений.
К примеру, с коллективной жалобой жителей Дмитриевского района на действия главного врача районной больницы пришлось разбираться на месте.
В ходе рабочего визита председатель комитета здравоохранения Курской области и Уполномоченный по правам человека встретились с коллективом медучреждения и внимательно выслушали мнения сотрудников. Главными темами стали отношения в коллективе, качество работы и перспективы. После состоялась встреча с жителями района, которые озвучили немало актуальных проблем, например перевод детского отделения на площади одного из взрослых, закрытие морга, из-за чего жителям приходится везти умерших родственников в Железногорск на собственном транспорте. Среди прочих был и вопрос кадров, которых не хватает в районной больнице. Собравшиеся пожаловались в том числе на отсутствие профессиональных хирургов. Со слов граждан, один из врачей ушел на пенсию, а молодой сотрудник еще не обладает достаточным опытом.
В целом, если говорить о результатах встречи, можно отметить, что по многим вопросам председатель комитета здравоохранения смогла дать пояснения. На сегодняшний день обстановка в больнице нормализовалась.
Около полугода Уполномоченный по правам человека в Курской области добивался обеспечения перевозки инвалидов-колясочников к месту прохождения процедуры гемодиализа именно специализированным транспортом.
Проблема обозначилась в мае 2019 года, когда к омбудсмену обратились двое инвалидов из города Курска, использующие кресло-коляску. В заявлениях граждане указали, что доставка их в лечебные учреждения для проведения гемодиализа осуществляется службой такси, услуги которой оплачиваются комитетом здравоохранения, однако используемые автомобили не оборудованы для потребностей инвалидов-колясочников, в частности в них отсутствуют пандус или подъемник. При этом один из заявителей сообщил, что в феврале 2018 года при неудачной посадке в автомобиль получил переломы обеих ног.
В интересах граждан Уполномоченный несколько раз обращался в комитет здравоохранения Курской области с ходатайством о решении проблемы, но конкретных мер со стороны облздрава принято не было. В ответах ведомства омбудсмену сообщалось об отсутствии финансирования и планах по закупке в будущем спецавтотранспорта для перевозки колясочников. Предложение Уполномоченного временно урегулировать вопрос путем организации перевозки указанной категории инвалидов службой «Социальное такси» центра обслуживания «Участие» города Курска поддержки у властей не нашло.
В надежде прекратить бессмысленную переписку с властными структурами и решить проблему Уполномоченный по правам человека обратился в адрес Губернатора Курской области.
Вопрос был рассмотрен 13 ноября 2019 года в ходе рабочего совещания в областной администрации, на котором присутствовал и омбудсмен. Было принято решение о приобретении региональным комитетом здравоохранения в 2020 году 2 специализированных автомобилей для транспортировки инвалидов-колясочников. До этого перевозить их на гемодиализ в городе Курске решено автомобилями службы «Социальное такси» по договору, заключенному между ОБУЗ «Курская городская станция скорой медицинской помощи» и комитетом социального обеспечения, материнства и детства Курской области.
Остро стоит проблема лекарственного обеспечения стационаров лечебных учреждений Курской области.
Основная причина – несоответствие тарифов обязательного медицинского страхования (ОМС) размерам необходимых затрат медучреждений на оказание медицинской помощи.
Сегодня в структуру тарифа за фактически оказанную медицинскую помощь входят расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества и др.
Медучреждения пытаются уменьшить расходы за счет закрытия отделений и коечного фонда в стационарах, сокращения младшего медицинского персонала путем перевода сотрудников в разряд категории прочих работников, но это приводит к более тяжелым последствиям. В такой ситуации находятся многие лечебные организации в стране, которые работают в системе ОМС.
Принимая во внимание важность проблемы, Уполномоченный по правам человека в Курской области обратился к федеральному омбудсмену Т.Н. Москальковой с предложением инициировать рассмотрение органами государственной власти Российской Федерации вопроса об увеличении тарифов ОМС.
Программы «Земский врач» и «Земский фельдшер» были приняты с целью сокращения дефицита кадров в больницах небольших городов и поселений, амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах. Медицинским работникам, принимающим в них участие, положены 1 миллион и 500 тысяч рублей соответственно. Тем не менее у тех, кто решился переехать в глубинку, иногда возникают проблемы с получением выплаты. Приведем пример.
В конце 2019 года к Уполномоченному поступила жалоба фельдшера скорой медицинской помощи И. по поводу нарушения его прав на участие в программе «Земский фельдшер».
Как следует из заявления медработника, комитетом здравоохранения Курской области ему было отказано в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в рамках государственной программы «Земский фельдшер». В качестве причины комитет указал, что трудовой договор гражданина с ОБУЗ «Курчатовская ЦРБ» о приеме в отделение скорой медицинской помощи на должность фельдшера был заключен 02.02.2019, а Перечень вакантных должностей на 2019 финансовый год, при замещении которых осуществляются единовременные выплаты (Программный реестр должностей), утвержден приказом комитета позднее, а точнее 29.03.2019 года.
Изучив документы, представленные заявителем, и проанализировав действующее законодательство, Уполномоченный пришел к выводу, что право гражданина нарушено. Дата утверждения реестра должностей комитетом здравоохранения в данном случае правового значения не имеет, а значит, заявителем были соблюдены условия участия в программе.
Омбудсмен направил в комитет здравоохранения Курской области заключение о нарушенном праве гражданина. Тем не менее облздрав нарушение не признал, что стало поводом для обращения Уполномоченного в прокуратуру Курской области.
Надзорный орган подтвердил незаконность отказа комитета здравоохранения, указав, что несвоевременное утверждение им Перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2019 финансовый год, не может являться основанием для отказа заявителю в получении выплаты. В адрес председателя комитета здравоохранения Курской области прокуратурой было внесено представление.
К сожалению, на этот момент финансовый 2019 год уже закончился, поэтому прокуратурой И. было разъяснено, что признать его право на получение единовременной компенсационной выплаты и обязать комитет здравоохранения Курской области назначить ее возможно только в судебном порядке.
Сотрудником аппарата Уполномоченного заявителю было оказано содействие в подготовке искового заявления.
Обеспечение льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Несмотря на колоссальные объемы выделяемых средств, обращений по поводу нарушений при льготном лекарственном обеспечении из года в год меньше не становится. Особую озабоченность вызывают жалобы онкологических больных, ведь за каждой из них стоит не только нереализованное право гражданина на социальную помощь государства, но и фактически право человека на жизнь.
К примеру, страдающая онкологическим заболеванием гражданка Л. сообщила Уполномоченному по правам человека, что в течение 2 месяцев ее не обеспечивают лекарственным препаратом «Бусерелин», прием которого она не должна прерывать.
Заявитель указала, что при обращении в комитет здравоохранения Курской области ей в устной форме отказали в бесплатном обеспечении препаратом, сославшись на отсутствие в данный момент финансовых возможностей для закупки лекарств.
Нужно сказать, что с аналогичной жалобой Л. обращалась в адрес омбудсмена и в ноябре 2018 года, но тогда посредством обращения в комитет здравоохранения Курской области ее право удалось восстановить, что называется, в режиме «ручного управления».
В этом году заявителю, чтобы не прерывать курс лечения, было предложено приобретать лекарство на собственные средства и потом взыскивать затраты в судебном порядке.
Проблема ненадлежащего лекарственного обеспечения льготных категорий граждан не выделяет наш регион среди других субъектов Российской Федерации. Это только доказывает, что существующая система льготного предоставления лекарственных препаратов несовершенна и нуждается в реформировании.
В некоторых случаях задержки с обеспечением граждан медикаментами происходят по вине ответственных должностных лиц.
Например, в ходе проверки Уполномоченным по жалобе жительницы города Курчатова Г., являющейся инвалидом 1 группы, было установлено, что Медико-санитарная часть №125 не вовремя подала в комитет здравоохранения заявку на препарат, выписанный заявителю.
В 2019 году жители Курской области обращались к Уполномоченному по правам человека также по поводу нарушения их прав на обеспечение медицинскими изделиями, которые отпускаются по рецептам при предоставлении набора социальных услуг.
Так, мать ребенка-инвалида с диагнозом «Сахарный диабет 1 типа» просила омбудсмена оказать содействие в получении расходных материалов к инсулиновой помпе.
На запрос Уполномоченного комитет здравоохранения Курской области информировал (письмо от 09.07.2019 г. №08.2-03-22/481), что финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на льготное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, недостаточно, а дополнительного финансирования на закупку расходных материалов к инсулиновой помпе в регион еще не поступало.
Омбудсменом было направлено ходатайство в Правительство Российской Федерации о выделении денежных средств на указанные цели. В ответном письме сообщалось, что субвенции в объеме 7 368 тыс. рублей доведены в Курскую область 31 июля 2019 года.
А далее затянулись сроки проведения аукционов. В итоге медицинские изделия были получены заявителем только в конце 2019 года.
По информации комитета здравоохранения Курской области, тест-полоски были выданы по всем отсроченным рецептам за 2019 год, а расходные материалы к инсулиновой помпе – на 3 месяца 2020 года. Рецепты 2019 года так и не были обеспечены. Заявителю рекомендовано взыскивать затраты за приобретенные самостоятельно расходные материалы в судебном порядке.
Между тем в среднем семья с ребенком-инвалидом, больным сахарным диабетом, тратит на расходные материалы к инсулиновой помпе около 11 тысяч рублей в месяц, или 132 тысячи рублей в год. Помимо этого, приходится покупать лекарства от сопутствующих диабету заболеваний и тест-полоски для определения уровня сахара в крови, которые тоже своевременно не предоставляются.
Считаем, что на федеральном уровне должен быть упорядочен механизм предоставления регионам дополнительного финансирования на закупку расходных материалов к инсулиновой помпе. Очень важно, чтобы денежные средства поступали вовремя и в достаточном объеме.

Рекомендации Уполномоченного по правам человека
Комитету здравоохранения Курской области:
1. Продолжить работу по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения Курской области и комплектованию их квалифицированными медицинскими кадрами.
2. Регулярно осуществлять мониторинг качества и доступности медицинской помощи на территории региона.
3. Усилить значение ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, повысить его эффективность и беспристрастность.
4. Совершенствовать систему льготного лекарственного обеспечения населения.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также