Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Доклад. Часть 9

Газетный выпуск № 2020_72-73
18 июня 2020 20:46 Документы

уполномоченного по правам человека в Курской области за 2019 год

9. Соблюдение прав человека в местах принудительного содержания
Учреждения уголовно-исполнительной системы.
В 2019 году в адрес Уполномоченного по правам человека от лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в виде лишения свободы, поступило более 250 обращений (в 2018 году – 114).
В своих обращениях осужденные чаще всего поднимали вопросы медицинского обеспечения, прохождения МСЭ, применения взысканий администрацией ИУ.
Кроме того, в течение года заключенные обращались к Уполномоченному за юридическими консультациями по поводу пенсионного обеспечения, условно-досрочного освобождения, помилования. Иностранные граждане и лица без гражданства ходатайствовали перед омбудсменом о содействии в получении гражданства Российской Федерации, разрешения на временное проживание на территории Курской области после освобождения.
От лиц, содержащихся под стражей, в основном поступали жалобы на действия и решения судебных и правоохранительных органов.
За 2019 год в подведомственных учреждениях УФСИН России по Курской области отбывали наказание 13040 осужденных. Освободилось в течение года 2626 человек, из них условно-досрочно – 570.
Количество смертей среди спецконтингента увеличилось на 5 по сравнению с 2018 годом (19 против 14). Безусловно, это объясняется, прежде всего, крайне низкими характеристиками состояния здоровья лиц, поступающих в исправительные учреждения. Многие из них страдают тяжкими заболеваниями, требующими сложной диагностики и длительного лечения, в том числе в условиях специализированных лечебных учреждений.
По-прежнему остаются актуальными вопросы сокращения сроков по рассмотрению судами материалов, связанных с освобождением осужденных от дальнейшего отбытия наказания по болезни.
Ежегодно из мест лишения свободы освобождается около 20 осужденных, имеющих заболевания, препятствующие отбыванию наказания. К сожалению, в отдельных случаях судебное решение об освобождении может прийти в учреждение уже после смерти заключенного. В связи с этим требует дальнейшего совершенствования и сложившаяся система взаимодействия УФСИН с территориальными органами здравоохранения по вопросам направления узких специалистов для проведения консультаций в отношении больных, страдающих тяжкими заболеваниями и отбывающих наказания в исправительных учреждениях Курской области.
Несмотря на то, что в течение года в исправительных учреждениях области не допущено вспышек инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, случаев острых респираторных заболеваний, а также наметилась устойчивая тенденция по снижению заболевания туберкулезом, вопросы обеспечения доступности и своевременности оказания медицинской помощи осужденным стоят довольно остро.
Например, в ноябре 2019 года в ходе приема по личным вопросам к Уполномоченному обратились осужденные ФКУ ИК-3, которые заявили, что не могут попасть на прием к врачу-терапевту, работающему в медицинской части учреждения по совместительству.
Неоднократно с жалобами на своевременность и качество оказания медицинской помощи обращались осужденный К., отбывающий наказание в ФКУ ИК-2, и родственники осужденного Б., отбывающего наказание в ФКУ КП-8.
Во многом эти вопросы связаны с нехваткой в штате исправительных учреждений врачей узкой специализации, в результате чего обследование больных откладывается на неопределенный срок.
Остается нерешенной и проблема обмена медицинской документацией между территориальными учреждениями здравоохранения, в которых граждане обслуживались до их осуждения, и медицинскими учреждениями уголовно-исполнительной системы региона. Данное обстоятельство является не только серьезным препятствием в обеспечении преемственности процесса лечения осужденных, но и создает дополнительные трудности в работе медицинских работников системы ФСИН. Уполномоченный по правам человека видит решение этого вопроса в заключении соглашения об обмене медицинской документацией между комитетом здравоохранения Курской области и ФКУЗ «МСЧ-46» ФСИН России.
Особую тревогу вызывают факты суицидов и членовредительства среди осужденных. Статистика, связанная с этими проявлениями, складывается неутешительная и может свидетельствовать о серьезных недостатках в организации оказания психолого-психиатрической помощи осужденным. При этом определенные сомнения вызывает эффективность работы психологических служб учреждений в профилактике этих и других противоправных явлений среди осужденных.
Ярким примером такой ситуации может служить судьба освободившегося из ИК-2 гражданина В.
В период отбытия наказания он был признан злостным нарушителем, и за ним, в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ3, был установлен административный надзор. При этом В. являлся инвалидом 3 группы и страдал на момент нахождения в колонии шизофренией. Здесь возникает вопрос о законности и целесообразности применения к нему мер дисциплинарного воздействия, потому как он нуждался в этот момент, скорее всего, в психологической коррекции своего поведения и, возможно, активном медицинском лечении.
В начале ноября 2019 года В. обратился с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Курской области в связи с тем, что полицией в отношении него возбуждено уголовное дело по ст. 314.1 УК РФ, которая предусматривает ответственность за уклонение от административного надзора.
Из материалов, прилагаемых к заявлению, следовало, что после освобождения из мест лишения свободы гражданин В. проходил лечение амбулаторно, а с апреля 2019 года по октябрь 2019 года находился в областной психиатрической больнице, где ему решением бюро МСЭ вновь была установлена группа инвалидности. По сути, нарушение В. административного надзора в той или иной мере было предопределено спецификой медикаментозного лечения имеющегося у него психического заболевания.
Несмотря на то, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 мая 2016 г. № 21 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» прямо указывается, что «обстоятельства, послужившие основанием для установления административного надзора, а также для привлечения лица к административной ответственности по части 1 и части 3 статьи 19.24 КоАП РФ, иной статье главы 6, 19 или 20 КоАП РФ, не предопределяют выводы суда о виновности подсудимого в совершении преступления, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ, которая устанавливается на основе всей совокупности доказательств, проверенных и оцененных посредством уголовно-процессуальных процедур», надежды на то, что к В. будут применены меры медицинского характера, указанные в статье 101 УК РФ, практически нет.
Уполномоченный по правам человека был вынужден обратиться за помощью по этому вопросу в прокуратуру Курской области.
Серьезные недостатки имеются и в работе исправительных учреждений по подготовке осужденных к освобождению.
Например, в 2019 году к Уполномоченному по правам человека обратились граждане Украины Е. и Т., отбывающие наказания в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области, по вопросам их паспортизации и получения гражданства Российской Федерации. Нужно отметить, что на момент подачи заявления оба заключенных находились в исправительном учреждении достаточно длительный период и, несмотря на это, их судьба оказалась вне внимания должностных лиц ответственных за подготовку осужденных к освобождению. В лучшем случае после освобождения данные лица могут оказаться в Центре временного содержания иностранных граждан и содержаться там в течение длительного периода за счет средств федерального бюджета, в худшем – совершить на территории нашей страны новое преступление.
Данный пример свидетельствует о случаях формального отношения отдельных сотрудников УИС региона к исполнению своих должностных обязанностей, их безразличии к судьбам осужденных.
На недостатки в профессиональной подготовке личного состава указывает и рост количества отмененных судами и надзирающим прокурором постановлений начальников исправительных учреждений о привлечении осужденных к дисциплинарной ответственности и признании их злостными нарушителями. Так, только Льговским районным судом было отменено 5 подобных постановлений в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Еще несколько постановлений было отменено по решению надзирающей прокуратуры.
Озабоченность вызывают имеющиеся факты правонарушений среди личного состава учреждений УФСИН.
Так, в 2019 году в отношении 5 сотрудников УИС Курской области возбуждены уголовные дела, из них 4 сотрудника обвинялись по статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (Превышение должностных полномочий).
Не последней причиной этого является хронический некомплект личного состава, который достигает в отдельных подразделениях до 20% штатной численности.
В 2019 году большое количество жалоб поступило к омбудсмену в защиту осужденных и лиц, содержащихся под стражей, которые являются сторонниками запрещенной в России религиозной организации «Свидетели Иеговы» и осуждены (обвиняются) по статье 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации за участие в деятельности этого религиозного объединения. Как свидетельствует практика рассмотрения таких обращений, они, скорее, являются средством для привлечения общественного внимания, в том числе внимания зарубежных правозащитных организаций, к уголовному преследованию лиц, пропагандирующих идеи запрещенного в России религиозного сообщества, поэтому работа с данной категорией осужденных требует особой подготовки личного состава исправительных учреждений.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Курской области также продолжили поступать жалобы от лиц, содержащихся в следственных изоляторах, по поводу отказа органами предварительного расследования в предоставлении им свиданий с близкими родственниками, в том числе детьми и престарелыми родителями. Такая ситуация явно противоречит нормам международного права. Это архаизм, который не красит нашу правоприменительную практику.
Существующие опасения о том, что отмена разрешительного порядка предоставления свиданий с родственниками повлечет за собой снижение эффективности расследования, являются безосновательными. Ведь адвокатам не нужно никаких дополнительных разрешений на свидания с лицами, находящимися в следственных изоляторах, хотя потенциальные возможности для «развала уголовного дела» у юриста намного выше. К тому же адвокат может передать устно любую информацию родственникам арестованного.
К сожалению, следователи и дознаватели продолжают использовать свое право на предоставление свиданий с родственниками как способ давления на подследственных. Реализация права на свидание ставится в зависимость от дачи необходимых следствию показаний. Бывают случаи, когда родители приезжают издалека, чтобы увидеть сына или дочь, а следователь отказывает им в свидании лишь потому, что подследственный активно сопротивляется необоснованному обвинению.
За отмену разрешительного порядка предоставления свиданий родственников с лицами, находящимися в следственных изоляторах, неоднократно выступали Министерство юстиции Российской Федерации, адвокатское сообщество, общественные наблюдательные комиссии.
В конце 2017 года в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации был даже внесен проект федерального закона № 352309-7 «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», предусматривающий исключение разрешительного порядка реализации права подозреваемых и обвиняемых на телефонные разговоры и свидания с близкими родственниками. Тем не менее по причине отрицательных заключений Правительства Российской Федерации и профильных комитетов Государственной Думы законопроект был отклонен.
На сегодняшний день было бы целесообразным вернуться к его рассмотрению, в том инициировать общественное обсуждение данного законопроекта. С таким предложением Уполномоченный в Курской области обратился к федеральному омбудсмену Т.Н. Москальковой.
Есть определенные проблемы, связанные с деятельностью изолированного участка при ФКУ КП-8, функционирующего как исправительный центр.
С учетом того, что на территории многих субъектов таких учреждений так и не было создано, а суды всех регионов с 1 января 2017 года стали активно применять новый вид уголовного наказания – принудительные работы, в исправительный центр УФСИН по Курской области стали поступать осужденные из соседних регионов, в которых таких центров нет (Рязанская, Тамбовская, Владимирская, Липецкая, Саратовская, Орловская области и др.).
Одновременно администрации исправительных колоний стали активно и совершенно оправдано применять предусмотренную статьей 80 УК РФ замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания, включая принудительные работы. В связи с этим в исправительный центр стали поступать осужденные, многие из которых имеют богатый криминальный опыт и страдают различными заболеваниями, например, являются ВИЧ-инфицированными.
С учетом этих обстоятельств Уполномоченный обратился к директору ФСИН России с просьбой о временном ограничении направления осужденных к принудительным работам в исправительный центр Курской области из других регионов. Эта просьба продиктована не только наметившимся перелимитом в учреждении, но и трудностями трудоустройства на территории конкретного муниципального образования.
Требует решения и проблема обеспечения раздельного содержания лиц, впервые осужденных к принудительным работам и освободившихся из мест лишения свободы в порядке, установленном статьей 80 УК РФ. По нашему мнению, для этого в каждом регионе должно быть как минимум по два исправительных центра. В одном будут отбывать наказание ранее судимые граждане, в другом – несудимые. Такая сепарация позволит в определенной степени ограничить распространение преступного опыта.
Более того, вступивший в силу с
1 января 2020 года Федеральный закон от 18.07.2019 №179-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» позволяет создавать участки (филиалы) исправительных центров практически на всей территории субъекта Российской Федерации.
Основная масса осужденных иностранных граждан после освобождения из исправительных учреждений подлежит депортации за пределы России. По мнению Уполномоченного, это тоже серьезная проблема, ведь у многих из них имеются семьи, которые проживают на территории нашего государства.
С просьбой оказать содействие в решении данного вопроса и инициировать внесение соответствующих изменений в миграционное законодательство Уполномоченный обратился к Т.Н. Москальковой.
Среди проблемных вопросов – социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Многие из них за время отбывания наказания теряют социальные связи и остаются без жилья. Устроиться на работу вчерашним заключенным, чтобы хоть как-нибудь обеспечить себя, тоже очень непросто. Эти проблемы зачастую толкают освободившихся лиц на новые преступления.
Так, в ноябре 2019 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Курской области из УМВД Курской области поступила жалоба гражданина П., который в настоящее время находится под стражей в СИЗО-1 УФСИН по Курской области.
В своем обращении П. сообщил, что в 2010 году был осужден к 10 годам лишения свободы. При этом решением Горшеченского районного суда на администрацию сельского поселения Горшеченского района Курской области были возложены обязанности по охране его имущества.
Тем не менее в 2017 году, когда П. отбывал наказание в ИК-2 УФСИН России по Курской области, то узнал, что его дом полностью сгорел.
Как указывает гражданин, после условно-досрочного освобождения в 2018 году он неоднократно обращался в различные государственные и муниципальные органы с просьбой предоставить ему хоть какое-нибудь жилое помещение, но везде отказали.
Человек просто оказался на улице. Неудивительно, что в сложившейся ситуации, не имея средств к существованию, он совершил несколько преступлений, за что вновь был привлечен к уголовной ответственности.
Уполномоченный обратился в прокуратуру Горшеченского района с ходатайством о проведении проверки исполнения органами местного самоуправления решения суда. Однако нарушений действующего законодательства со стороны должностных лиц муниципалитета прокуратурой выявлено не было. Вероятной причиной возникновения пожара в соответствии с заключением специалиста назван переход огня от горения сухой травы.
В этой связи требуется тщательный анализ и оценка исполнения Приказа Минюста России от 30.12.2005 №262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы», в котором прямо указано на то, что одна из главных задач этой службы – подготовка осужденных к освобождению. Возникает справедливый вопрос, каким образом эта помощь оказывалась освободившемуся из ИК-2 гражданину П., в отношении которого было известно, что он остался без жилья? Нельзя обойти вниманием и безразличное отношение муниципальных властей, которые также ничем не помогли человеку.
Изоляторы временного содержания УМВД России по Курской области.
На сегодняшний день в структуре УМВД России по Курской области функционирует 14 изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых.
В 2019 году Уполномоченный по правам человека и сотрудники его аппарата самостоятельно и с представителями Общественной наблюдательной комиссии посещали изоляторы временного содержания УМВД. В ходе таких визитов омбудсмен проверял соблюдение законодательства при обеспечении условий содержания, медицинского обслуживания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, подвергнутых административному аресту.
При относительно благополучной ситуации в этих учреждениях имеет место целый ряд проблем, требующих разрешения.
В частности, необходимо строительство нового здания ИВС УМВД по городу Курску. Действующий изолятор расположен в полуподвальном помещении и не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода сооружениям, несмотря на меры, принимаемые сотрудниками этого учреждения.
Вызывает озабоченность и положение дел в ИВС ОМВД России по Рыльскому району, где периодически возникают проблемы с размещением задержанных, арестованных и осужденных, так как в результате ошибок проектирования и недостатков строительных работ в здании протекает кровля. Это не только создает угрозу жизни и здоровью лиц, содержащихся в ИВС, но и вынуждает руководство учреждения периодически этапировать их в изоляторы временного содержания соседних районов, что ведет к дополнительному расходованию бюджетных средств на перевозку и ущемляет права родственников задержанных, арестованных и осужденных.
В целом, несмотря на удовлетворительное состояние ИВС территориальных ОМВД, некоторые их них требуют ремонта.
По информации УМВД России по Курской области, в 2019 году денежные средства из федерального бюджета на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт специальных учреждений полиции УМВД не выделялись. В 2020 году государственные контракты на проведение ремонтных работ изоляторов временного содержания заключать также не планируется.
В числе проблемных вопросов можно отметить организацию медицинского обслуживания в изоляторах временного содержания.
На сегодняшний день в 4 ИВС УМВД по Курской области отсутствуют медицинские кабинеты (ИВС МО МВД России «Щигровский», ИВС Отд. МВД России по Советскому району, ИВС Отд. МВД России по Дмитриевскому району, Отд. МВД России по Мантуровскому району), в 9 – нет процедурных кабинетов (ИВС МО МВД России «Щигровский», ИВС МО МВД России «Курчатовский», ИВС МО МВД России «Фатежский», ИВС ОМВД России по Обоянскому району, ИВС Отд. МВД России по Советскому району, ИВС Отд. МВД России по Касторенскому району, ИВС Отд. МВД России по Солнцевскому району, ИВС Отд. МВД России по Дмитриевскому району, ИВС Отд. МВД России по Мантуровскому району).
Должности медицинских работников (заведующая медицинской частью) имеются только в ИВС МО МВД России «Рыльский», «Железногорский» и ОМВД России по Суджанскому району.
При этом лицензия на осуществление медицинской деятельности имеется только в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по городу Курску (в штате 4 медицинских работника).
Исходя из требований Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 «О лицензировании медицинской деятельности», возможность получения лицензии имеется в ИВС МО МВД России «Железногорский», МО МВД России «Рыльский», ОМВД России по Суджанскому району.
Этот вопрос планируется разрешить в рамках реализации Концепции развития первичной медико-санитарной помощи в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации на период 2019 — 2024 годов, утвержденной приказом МВД России от 24 сентября 2018 года №615, по мере выделения финансирования на ремонт помещений, приобретение необходимого оборудования и лекарственных препаратов, а также оформление в штат ИВС квалифицированных медицинских работников.

Центр временного содержания иностранных граждан.
В течение года Уполномоченный по правам человека осуществлял контроль за соблюдением прав человека в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Курской области (далее – ЦВСИГ, Центр). В ходе визитов в ЦВСИГ омбудсмен проводил рабочие совещания с сотрудниками учреждения, приемы иностранных граждан, инспектировал материально-бытовые условия.
При посещении Уполномоченным ЦВСИГ находящиеся там лица жаловались на длительные сроки ожидания депортации и выдворения.
Дело в том, что многие иностранные граждане, помещаемые в ЦВСИГ, не имеют документов, удостоверяющих личность, в связи с чем на реализацию процедуры их возвращения на родину уходит значительный временной интервал (от 2 до 6 месяцев и более).
Еще одной причиной длительных сроков содержания иностранцев
в ЦВСИГ зачастую является недостаточное и несвоевременное выделение финансирования на приобретение проездных документов в государство гражданской принадлежности лиц. В связи с этим в УФССП России по Курской области возникают затруднения, связанные с приобретением проездных документов. Взаимодействие с национальными диаспорами и родственниками содержащихся граждан по вопросу самостоятельного приобретения проездных документов существенных результатов не приносит.
На сегодняшний день особенно остро стоит вопрос с осужденными лицами без гражданства. В большинстве случаев еще в период отбывания уголовного наказания в отношении них выносятся решения о нежелательности пребывания на территории России, однако документы для выезда им не оформляются, поэтому прямиком из исправительных колоний апатридов помещают в ЦВСИГ, где они должны длительное время ждать депортации.
Указанные факты могут стать причиной обоснованных жалоб и обращений иностранных граждан в органы прокуратуры, правозащитные организации, Европейский Суд по правам человека, что в свою очередь негативно отразится на имидже Российской Федерации, а также повлечет за собой значительные затраты федерального бюджета при компенсации морального вреда.

Рекомендации Уполномоченного по правам человека
УФСИН России по Курской области:
1. Разработать и реализовать комплекс организационно-технических и иных мероприятий, направленных на создание новых рабочих мест для осужденных и сокращение производственного травматизма.
2. Принять дополнительные меры по улучшению материально-бытовых условий в подведомственных учреждениях, в том числе по ремонту зданий и сооружений, замене устаревшего оборудования и инвентаря.
3. Исключить случаи невнимательного отношения к жалобам и заявлениям осужденных прежде всего по вопросам медико-санитарного обслуживания, прохождения медико-санитарной экспертизы, обеспечения лекарственными средствами, предметами первой необходимости, продуктами питания.
4. Принять меры по повышению эффективности работы психологических служб и групп социальной защиты исправительных учреждений, в том числе по подготовке осужденных к освобождению, снижению рецидивной преступности и профилактике асоциального поведения осужденных.
5. Проанализировать практику установления административного надзора за лицами, освобождающимися из мест лишения свободы, в том числе находящимися в пограничном психическом состоянии и нуждающимися в оказании специализированной медицинской помощи.
6. Рассмотреть вопрос о необходимости заключения специального соглашения об обмене медицинской документацией между комитетом здравоохранения Курской области и ФКУЗ «МСЧ-46» ФСИН России в целях обеспечения преемственности в организации лечения осужденных.
7. Принять дополнительные меры по сокращению сроков подготовки медицинской и иной документации осужденных, заболевших после совершения преступления иной тяжкой болезнью, препятствующей отбыванию наказания.
8. Разработать и реализовать комплекс воспитательных, оперативно-режимных и иных специализированных мероприятий, учитывающих национальные, религиозные особенности осужденных из числа иностранных граждан и направленных на профилактику экстремистских и иных противоправных проявлений.
9. Принять меры по сокращению некомплекта личного состава, повышению его профессионального уровня; по предупреждению нарушений служебной дисциплины, совершения должностных преступлений и преступлений коррупционной направленности.
УВМ УМВД России по Курской области:
1. Продолжить работу по устранению имеющихся недостатков в деятельности ИВС и приведению условий содержания граждан в соответствие с требованиями действующего законодательства.
2. С целью сокращения времени содержания иностранных граждан в ЦВСИГ обеспечить межведомственное взаимодействие по вопросам оформления им документов, необходимых для реализации процедуры административного выдворения, депортации.
Комитету социального обеспечения материнства и детства Курской области
1. Проанализировать с позиций доступности предоставляемых услуг для освобождающихся из мест лишения свободы, работу центра социальной адаптации лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.
2. Рассмотреть вопрос о создании аналогичного центра в городе Железногорске, в том числе с использованием материальных ресурсов хозяйствующих субъектов (в Воронеже таких центров – 3).
Главам муниципальных образований Курской области совместно с руководителя территориальных ОМВД:
1. Проанализировать состояние рецидивной преступности на территории муниципальных образований с уточнением причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами, освободившимися из мест лишения свободы.
2. Внести коррективы в имеющиеся планы по профилактике правонарушений на территории муниципальных образований, предусмотрев в них дополнительные меры содействия гражданам, освобожденным из исправительных учреждений, в трудовом и бытовом устройстве.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также