Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Доклад. Часть1

Газетный выпуск № 2020_72-73
18 июня 2020 20:13 Документы

уполномоченного по правам человека в Курской области за 2019 год

Введение
Доклад о соблюдении прав и свобод человека в Курской области в 2019 году (далее – Доклад) подготовлен в  соответствии со статьей 19 закона Курской области от 09.03.2005 №16-ЗКО «Об Уполномоченном по правам человека в Курской области».
В Докладе анализируются актуальные проблемы соблюдения конституционных прав и свобод человека в Курской области, приводится информация о рассмотрении Уполномоченным обращений граждан, представляются рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Также в Докладе представлены сведения о деятельности Уполномоченного по правам человека в сфере правового просвещения и повышения правовой культуры населения Курской области.
По своей структуре доклад состоит из введения, анализа поступивших обращений, одиннадцати глав и заключения.
Цель Доклада – привлечь внимание и консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по обеспечению прав и свобод граждан на территории региона в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
На основании закона Курской области от 09.03.2005 №16-ЗКО «Об Уполномоченном по правам человека в Курской области» настоящий Доклад представляется в Курскую областную Думу, его копия направляется Губернатору Курской области, председателю Курского областного суда и прокурору Курской области. Для устранения причин, способствующих нарушениям прав человека, и рассмотрению рекомендаций Уполномоченного Доклад доводится до сведения должностных лиц иных государственных органов.

Анализ обращений граждан
В 2019 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Курской области поступило 1218 обращений, что на 15 % больше, чем в 2018 году (1057).
Количество устных обращений составило 831, из них 472 обращения получены в ходе личного приема Уполномоченного по правам человека, 234 – на выездных приемах, 125 – по телефону.
Значительная часть обратившихся относится к социально уязвимым категориям населения: пенсионеры (344), инвалиды (148), безработные (42). Одна из самых многочисленных категорий заявителей – лица, содержащиеся под стражей и отбывающие наказание в виде лишения свободы (255).
Наибольшее количество обращений поступило из г. Курска (627), Курского района (74), Курчатовского района (45), г. Льгова (31), г. Железногорска (29), Глушковского района (24), Золотухинского района (21).
Самыми многочисленными в почте Уполномоченного по-прежнему являются обращения на социальную тематику: вопросы защиты материнства, семьи и детства, права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на труд, на социальное обеспечение и т.д. За отчетный период поступило около 300 таких обращений (25%). По сравнению с 2018 годом их количество практически осталось на прежнем уровне.
Одной из актуальных проблем нашего общества остается социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Жители Курской области обращались к Уполномоченному по поводу несвоевременного обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов (ТСР), выплаты компенсаций за самостоятельно приобретенные ТСР. Тем не менее доля таких обращений существенно снизилась по сравнению с прошлым периодом – с 28 до 10 заявлений.
Вопросы пенсионного обеспечения были подняты в 40 обращениях (в 2018 году – 49). В основном граждане жаловались на отказы в установлении пенсии, выражали несогласие с размером назначенных пенсий, просили оказать содействие в подтверждении страхового стажа.
По поводу социальной поддержки многодетных семей, малоимущих, инвалидов, иных льготных категорий граждан поступило 46 обращений.
На уровне прошлого года осталось количество заявлений по вопросам защиты семьи и детства – 31.
О нарушении трудовых прав и сложностях реализации права на труд сообщалось в 38 обращениях (в 2018 году – 46). Традиционно граждане просили Уполномоченного оказать содействие в трудоустройстве, жаловались на дискриминацию со стороны работодателей, невыплату заработной платы, незаконные увольнения.
В 2019 году увеличилось количество жалоб и заявлений по вопросам защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь – 64 (в 2018 году – 50). Из них примерно третья часть касается проблем в обеспечении бесплатными лекарствами и медицинскими изделиями льготных категорий граждан. Заявители также обращали внимание Уполномоченного по правам человека на отсутствие специалистов и диагностического оборудования в медицинских учреждениях, недостаточное лекарственное обеспечение стационаров, неудовлетворительное материально-техническое состояния зданий и помещений медицинских организаций.
Сохранилась тенденция роста числа обращений в жилищно-коммунальной сфере. В отчетном году поступило 183 обращения, что на 14% превышает показатель 2018 года (161).
По-прежнему остро стоит вопрос обеспечения жильем отдельных категорий граждан – 66 (в 2018 году – 41). Это обращения о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, переселении из аварийного и ветхого жилья, невыполнении судебных решений по предоставлению жилых помещений вне очереди.
Количество обращений по поводу жилищно-коммунального обслуживания составило 98. Жители Курской области указывали на неудовлетворительную работу управляющих компаний по эксплуатации, содержанию и ремонту многоквартирных домов; отключение электро- и водоснабжения; предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества; завышенные начисления платежей по ЖКУ, необходимость срочного проведения капитального ремонта.
43 обращения были связаны с использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды. В них поднимались вопросы защиты прав на землю и рассмотрения земельных споров, а также проживания в неблагоприятных условиях.
По сравнению с 2018 годом более чем в два раза увеличилось число обращений по вопросам защиты прав личности в уголовно-правовой сфере – 86 обращений (в 2018 году – 42). В основном это жалобы на решения органов предварительного следствия и органов дознания, принятые ими на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
В 118 обращениях гражданами затрагивались вопросы осуществления правосудия, большинство из них содержали просьбы об оказании содействия в обжаловании судебных актов.
В течение года поступило 39 обращений по поводу принудительного исполнения судебных актов и иных документов. Граждане жаловались омбудсмену на окончание исполнительных производств без фактического исполнения, неудовлетворительную работу судебных приставов-исполнителей; обращались с ходатайствами о содействии в уменьшении размеров удержаний по исполнительным документам, а также о возвращении незаконно удержанных сумм.
Лица, содержащиеся под стражей, а также отбывающие наказание в виде лишения свободы, обращались к Уполномоченному по правам человека более 250 раз.
Осужденные чаще всего поднимали вопросы медицинского обеспечения, прохождения МСЭ, применения взысканий администрацией ИУ. Кроме того, заключенные обращались к Уполномоченному за юридическими консультациями. От лиц, содержащихся под стражей, в основном поступали жалобы на действия и решения судебных и правоохранительных органов.
Доля жалоб и заявлений, по которым были полностью или частично приняты положительные решения, составила 18% от общего количества поступивших.

1. Право на жилище
Обращения по вопросу реализации права на жилище по-прежнему доминируют в почте Уполномоченного по правам человека в Курской области.
Одна из наболевших проблем – обеспечение жильем малоимущих граждан.
Органами местного самоуправления строительство муниципального жилья для очередников практически не ведется, потому даже судебные решения о предоставлении жилья во внеочередном порядке не исполняются годами.
На рассмотрении Уполномоченного по правам человека находится обращение гражданина Б. по вопросу неисполнения администрацией города Дмитриева Курской области решения суда о предоставлении ему вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма.
Исходя из полученной Уполномоченным информации службы судебных приставов, меры административного воздействия к администрации города Дмитриева применяются: вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, должник привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение требований исполнительного документа, но проблема не сдвигается с мертвой точки.
Указанное решение суда надлежащим образом не исполняется администрацией города Дмитриева уже два года.
Омбудсмен обратился в прокуратуру Дмитриевского района с ходатайством о принятии мер прокурорского реагирования, а также просил Губернатора Курской области подключиться к решению проблемы.
Районная прокуратура установила, что ОСП по Дмитриевскому, Хомутовскому и Конышевскому районам какие-либо исполнительские действия, направленные на реальное исполнение решения суда, не осуществлялись. В связи с этим Главному судебному приставу Курской области было внесено представление об устранении нарушений закона.
Заявление находится на контроле Уполномоченного.
Трудности в реализации права на жилище испытывают также проживающие в регионе молодые семьи. Многие из них не могут себе позволить улучшить жилищные условия без помощи государства, но ждать ее приходится годами, порой напрасно.
Например, гражданин Н. обратился к омбудсмену, в том числе по поводу неудовлетворительного софинансирования органами местного самоуправления поселка Медвенка Курской области мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Семья заявителя с 2010 года признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и с 2011 года включалась в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей муниципальной программы поселка Медвенка, принятой в целях реализации госпрограммы Российской Федерации. В последние несколько лет субсидия на покупку (строительство) жилья предоставляется только 1 семье в год. В 2020 году семья Н. будет в очереди под №2, при этом один из супругов достигает предельного возраста участия в программе (35 лет).
В ходе рассмотрении этого заявления Уполномоченный обратил внимание на то, что с момента реализации на территории муниципалитета указанной жилищной программы количество молодых семей, получающих субсидию, ежегодно сокращалось, пока не достигло минимума.
По ходатайству омбудсмена прокуратурой Медвенского района была проведена проверка, по результатам которой председателю собрания депутатов поселка Медвенка была направлена информация для рассмотрения вопроса об увеличении размера софинансирования государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с целью предоставления в 2020 году социальной выплаты семье заявителя.
В остальных муниципальных образованиях Курской области ситуация не лучше. В предыдущем докладе Уполномоченный уже отмечал, что многие из них, ссылаясь на отсутствие возможности софинансирования, вообще не подают заявки на региональный конкурсный отбор для участия в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей вышеуказанной государственной программы.
Не теряет своей актуальности проблема обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В качестве причины ненадлежащего исполнения действующего законодательства по обеспечению на территории Курской области жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа уполномоченный орган называет не столько недостаточность финансирования, но прежде всего – отсутствие готового для приобретения жилья в муниципальных образованиях и земельных участков с подведенным коммуникациями, переданных в аренду под строительство.
Из-за этого в 2019 году не были исполнены судебные решения об обеспечении жилым помещением на территории Глушковского, Железногорского, Курского, Кореневского, Курчатовского и Рыльского районов.
Большая доля изношенного жилого фонда – больной вопрос для всех российских регионов. Поэтому нередко признание дома аварийным зависит не от его реального состояния, но и от количества средств, выделяемых на расселение. Приведем один показательный пример.
69-летняя жительница города Курска П., являющаяся инвалидом 2 группы, обратилась к Уполномоченному с жалобой на бездействие органов власти, вследствие которого она длительное время вынуждена проживать в аварийной квартире, расположенной в доме №23 по улице Гайдара.
При изучении представленных документов Уполномоченным было установлено, что гражданка П. с 2014 года обращается в межведомственную комиссию администрации города Курска о признании своего жилого помещения непригодным для проживания.
В августе 2015 года ОБУ «Курскгражданпроект» было проведено очередное обследование. Эксперты оценили техническое состояние квартиры как аварийное, при котором присутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Тем не менее в 2016 году региональным оператором за счет средств ежемесячных взносов собственников был проведен капитальный ремонт жилого дома на общую сумму 2 407 403 рубля.
После этого, в августе 2017 года, ОБУ «Курскгражданпроект», с целью оценки технического состояния основных несущих конструкций перекрытия квартиры, в очередной раз провело обследование. Техническое состояние квартиры после капитального ремонта эксперты снова оценили как аварийное, указав на необходимость срочного проведения мероприятий по усилению или замене отдельных конструкций.
Постановлением от 09.04.2018 года №745 Администрация города Курска все же признала квартиру П. непригодной для проживания, но мер по предоставлению ей жилого помещения маневренного фонда не приняла, рекомендовав женщине провести в квартире ремонтно-восстановительные работы, а всем собственникам – обеспечить выполнение капитального ремонта дома. И это спустя 2 года после его проведения.
Уполномоченному по правам человека далеко не с первой попытки удалось сдвинуть вопрос с мертвой точки. Для этого понадобилось трижды обратиться к Губернатору Курской области, а также к Главе города Курска, в областную прокуратуру и Главное управление МЧС России по Курской области.
Омбудсмен настаивал, чтобы органы власти либо приняли незамедлительные меры по устранению аварийного состояния жилого дома и расположенной в нем квартиры заявителя, либо, в случае нецелесообразности проведения капитального ремонта основания и несущих конструкций, признали дом аварийным и предоставили его жителям квартиры.
Комитетом ЖКХ города Курска наконец-то было заказано заключение специализированной организации, которая провела обследование всего дома. Выводы эксперта оказались неутешительными: дом №23 по улице Гайдара города Курска действительно является аварийным. Остается решить только технические вопросы, а именно признать его таковым межведомственной комиссией и решить вопрос с переселением людей.
Таким образом, можно констатировать, что органы власти недостаточно серьезно отнеслись к ситуации. Во-первых, комитет ЖКХ города Курска своевременно не принял мер по признанию дома №23А по улице Гайдара аварийным, хотя, судя по заключению проектной организации, мог сделать это еще в 2014 году. Во-вторых, региональный оператор фонда капремонта, потратив взносы собственников, не устранил главную проблему – разрушение дома. В итоге все это привело к угрозе жизни людей.
В отчетном году жители Курской области сообщали Уполномоченному о нарушении их прав на приватизацию занимаемого жилья. В большинстве случаев жилые помещения выделялись гражданам по ордерам государственными предприятиями или учреждениями в связи с трудовой деятельностью. При этом нередко под жилье определяли 1-2 комнаты прямо в здании, где человек работал. С тех пор кардинально изменилось законодательство и правоприменительная практика, поэтому сегодня гражданам приходится доказывать в судах, что их помещение является жилым или что оно не относится к специализированному жилому фонду, не подлежащему приватизации.
На личном приеме к Уполномоченному по правам человека обратилась гражданка К. с просьбой об оказании содействия в приватизации жилого помещения.
При изучении документов было установлено следующее.
На основании ордера от 09.07.2004 года заявителю как работнику Курского районного почтамта выделили жилое помещение в деревне 1-я Моква Курского района в здании, которое ранее являлось общежитием при местном отделении почтовой связи. В указанной квартире женщина была зарегистрирована и проживала с 1990 года.
В мае 2016 года гражданка К. обратилась в Управление федеральной почтовой связи по Курской области – филиал ФГУП «Почта России» с заявлением о заключении договора приватизации жилья, однако ей отказали.
Тогда женщина подала в Курский районный суд иск к ФГУП «Почта России» о признании права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение. В судебном заседании было установлено, что спорная квартира состоит на балансе ФГУП «Почта России», но право собственности на нее не зарегистрировано. Ввиду отсутствия заключенного между истцом и органами местного самоуправления договора социального найма, суд пришел к мнению, что квартира относится к специализированному жилищному фонду, поэтому в требованиях К. отказал.
Заявитель обратилась в ФГУП «Почта России» (далее – Предприятие) по вопросу передачи жилой квартиры в муниципальную собственность с возможностью ее дальнейшей приватизации.
В полученном ответе сообщалось, что правоустанавливающими документами на жилое помещение Предприятие не располагает, поэтому не имеет права им распоряжаться, в том числе передавать в муниципальную собственность.
ФГУП «Почта России» рекомендовало гражданке К. обратиться в органы местного самоуправления для постановки квартиры на учет в ЕГРП как бесхозяйной и последующего оформления права на нее в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
После обращения женщины по заявлению администрации Моковского сельсовета Курского района Курской области объект (квартира) была зарегистрирована в ЕГРП как бесхозяйное имущество.
В 2018 году администрация обратилась в суд о признании права муниципальной собственности на квартиру в деревне 1-я Моква, где проживает заявитель.
Однако в связи с возражениями представителя УФПС по Курской области – филиала ФГУП «Почта России», который в том числе указал, что решается вопрос об оспаривании регистрации спорного объекта в качестве бесхозяйного, суд постановил, что есть спор о праве и отказал сельсовету в требованиях.
Таким образом, из-за несогласованности позиций ФГУП «Почта России» и его филиала в Курской области разрешение вопроса затянулось.
В интересах гражданки К. Уполномоченный обратился в Центральный офис АО «Почта России» (г. Москва) с письмом, в котором ходатайствовал о снятии спорного жилого помещения с баланса в целях признания на него права муниципальной собственности и дальнейшей приватизации заявителем.
Обращение остается на контроле.

Рекомендации Уполномоченного по правам человека
Комитету социального обеспечения материнства и детства Курской области:
1. Своевременно решать вопросы обеспечения жильем детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Исключить случаи нарушений прав данной категории граждан.
2. Обеспечить правовое информирование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и их законных представителей по вопросам осуществления (реализации) и защиты жилищных прав.
Главам администраций муниципальных образований Курской области:
1. Ежегодно в бюджетах муниципальных образований предусматривать денежные средства на строительство (приобретение) жилья для муниципального жилищного фонда.
2. Принимать меры по неукоснительному исполнению судебных решений о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма
3. Предусмотреть в бюджетах муниципальных образований увеличение софинансирования основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
4. Исключить случаи нарушений действующего законодательства при принятии граждан на жилищный учет и ведении такого учета.
5. Оказывать гражданам содействие в приватизации занимаемых жилых помещений.
Администрации города Курска:
1. Принимать меры по своевременному выявлению аварийных многоквартирных домов. Не допускать нарушения прав граждан и действующего законодательства при обследовании жилых помещений на предмет их пригодности (непригодности) для проживания, признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
2. Решить вопрос по переселению во внеочередном порядке жителей аварийного дома №23 по улице Гайдара города Курска.

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять