Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Доклад. Часть2

Газетный выпуск № 2020_72-73
18 июня 2020 20:16 Документы

уполномоченного по правам человека в Курской области за 2019 год

2. Права граждан в сфере ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшей сферой, отвечающей непосредственно за жизнеобеспечение населения. При этом продолжающееся реформирование жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации демонстрирует направленность к переносу издержек отрасли на население. Вместе с тем рост стоимости жилищно-коммунальных услуг не сопровождается ощутимым повышением их качества, что вызывает обоснованное недовольство населения.
В 2019 году в почту Уполномоченного по правам человека поступило 98 обращений (в 2018 году – 86) по вопросам соблюдения прав граждан при предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Жители Курской области указывали на неудовлетворительную работу управляющих компаний по эксплуатации, содержанию и ремонту многоквартирных домов; отключение электро- и водоснабжения; предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества; завышенные начисления платежей по ЖКУ, необходимость проведения капитального ремонта.
Анализ поступивших жалоб и заявлений показывает, что во многом перебои с предоставлением гражданам таких услуг, как отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, связано со значительным износом систем коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях и отсутствием средств на их модернизацию.
При этом не менее серьезной проблемой является наличие устаревшего жилищного фонда, на момент строительства которого не были предусмотрены некоторые внутридомовые инженерные системы, а имеющиеся пришли в негодность. Жильцы данных многоквартирных домов сегодня не могут в полной мере пользоваться всеми коммунальными благами и, по сути, вынуждены пребывать в недостойных для современного человека бытовых условиях.
К примеру, в марте 2019 года к Уполномоченному поступило коллективное обращение жителей многоквартирного дома №11А по улице 2-й Рабочей города Курска, которые указали, что их жилье не соответствует установленным действующим законодательством требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В доме (бывшем общежитии) в неудовлетворительном состоянии находятся инженерные системы, имеется только один кран холодной воды на 15 комнат, отсутствует горячее водоснабжение и вентиляция. За 65 лет, что стоит здание, в нем ни разу не проводился капитальный ремонт.
В связи с несоответствием условий проживания граждан санитарно-эпидемиологическим требованиям (СанПиН 2.1.2.2645-10; СП 2.1.2.2844-11), а также утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 требованиям, которым должно отвечать жилое помещение1, Уполномоченный по правам человека обратился в Администрацию города Курска с ходатайством о признании муниципальных жилых помещений в данном доме непригодными для проживания. Тем не менее в ответе из Администрации от 10.04.2019 года № 02-03/325 было указано, что основания для этого отсутствуют.
Уполномоченный снова направил в Администрацию города Курска письмо, в котором просил обследовать дом и составить перечень работ для создания жильцам условий, пригодных для проживания и соответствующих нормативным требованиям, а также определить конкретные сроки проведения данных работ.
Исходя из представленной информации, в целях замены трубопроводов холодного водоснабжения и водоотведения, замены санитарно-технического оборудования в местах общего пользования комитет ЖКХ города Курска заключил муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации. При этом для оборудования жилого дома горячим водоснабжением и системой вентиляции, судя по ответу Администрации, никаких мер запланировано не было.
В то же время сообщалось, что управляющей компании ООО «Курский Двор» выдано предписание о замене участка трубопровода холодного водоснабжения в общем туалете до 15.08.2019 года, приведении в надлежащее санитарное состояние придомовой территории до 31.07.2019 года и об осуществлении иных работ.
Согласно ответу Главы города Курска от 20.09.2019 года №950/01-03, внеплановая проверка по исполнению предписания, выданного управляющей компании, показала, что придомовая территория приведена в надлежащее санитарное состояние, выполнены работы по восстановлению освещения. При этом о выполнении ООО «Курский Двор» требования по замене трубопровода холодного водоснабжения в указанном письме не сообщалось.
Однако заявители информировали Уполномоченного, что придомовая территория по-прежнему не убирается, дворника нет. Мер по ремонту трубопровода не принято.
Омбудсмен повторно обратился к Главе города Курска о проведении объективной проверки по обращению.
Управление муниципального контроля города Курска провело внеплановую проверку по исполнению предписания в отношении ООО «Курский Двор», которая подтвердила факт невыполнения ремонтных работ. Генеральный директор ООО «Курский Двор» был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в связи с неисполнением предписания, материалы дела передали в суд.
Также проверкой было установлено, что придомовая территория находится в ненадлежащем санитарном состоянии, поэтому в отношении генерального директора управляющей компании был составлен протокол по статье 28 №1-ЗКО от 24.12.2002 «Об административных правонарушениях в Курской области», материалы дела направили для рассмотрения в административную комиссию Железнодорожного округа города Курска.
В защиту прав жильцов дома Уполномоченный обращался и в городскую прокуратуру, которой в адрес Главы города Курска и генерального директора ООО «Курский Двор» были внесены представления.
Тем не менее до конца 2019 года управляющая компания так и не выполнила работы по замене участка трубопровода в местах общего пользования дома №11А по улице 2-й Рабочей города Курска и не обеспечила уборку придомовой территории.
В свою очередь администрация города, несмотря на неоднократные обращения Уполномоченного по правам человека в Курской области, не приняла мер по оборудованию жилого дома горячим водоснабжением и системой вентиляции. Заявление оставлено на контроле.
В отчетном году к Уполномоченному по правам человека в Курской области также поступали жалобы от жильцов многоквартирных домов по поводу неудовлетворительной работы управляющих организаций.
В декабре 2018 года пенсионерка из поселка Медвенка Б. сообщила Уполномоченному, что из-за неисправности системы вентиляции и дымоходов в многоквартирном доме, угарный газ от отопительного котла поступает в ее квартиру, что с учетом имеющегося у нее заболевания (бронхиальная астма) делает пребывание в помещении невозможным. При этом, несмотря на обращения, управляющая организация ИП Карпушин А.И. мер по обследованию и ремонту систем не принимает.
Уполномоченный по правам человека направил заявление гражданки в Государственную жилищную инспекцию Курской области для проведения проверки.
Из Госжилинспекции омбудсмена проинформировали, что управляющей компанией ИП Карпушин А.И. с привлечением специализированной организации обследованы вентканалы и дымоходы по стоякам квартир дома, где проживает заявитель, в результате чего было установлено, что системы соответствуют нормативным требованиям. Также было указано, что управляющая организация дополнительно выполнит работы по ремонту вентиляции по стояку квартиры гражданки Б. во втором квартале 2019 года.
По сути, данным ответом доводы заявителя полностью опровергались.
Однако женщина повторно обратилась к Уполномоченному, указав, что на потолке комнаты, над отопительным котлом, образуется копоть и угарный газ продолжает поступать в квартиру.
Уполномоченный запросил в Государственной жилищной инспекции материалы проведенной проверки и пришел к выводу, что она фактически не осуществлялась. Ответ Уполномоченному и заявителю органом жилищного надзора был дан на основании актов управляющей компании, составленных за полтора месяца до обращения заявителя.
Тем не менее, исходя из материалов проверки, позднее управляющая компания направила в адрес Госжилиспекции новые акты обследования, в которых была запись о нахождении дымовой трубы, идущей из квартиры Б., в зоне ветрового подпора, то есть подтверждалось, что дым задувает в жилище. В связи с чем в актах специализированной организации указывалось, что использование газовых приборов в жилом помещении возможно только после выполнения ИП Карпушиным А.И. работ по наращиванию трубы в дымоходе по стояку квартиры заявителя.
Однако, несмотря на серьезность ситуации, никаких мер орган жилищного надзора не принял и контроль за сроками выполнения управляющей организацией данных работ не осуществлял. В результате чего на протяжении четырех месяцев жизнь и здоровье пожилой женщины находились под угрозой.
Только после обращения Уполномоченного по правам человека к заместителю Губернатора Курской области, курирующему сферу ЖКХ, и прокурору Медвенского района вопрос начали решать.
10 апреля 2019 года Государственная жилищная инспекция региона наконец-то провела выездную проверку, в ходе которой было установлено, что управляющей компанией ИП Карпушин А.И. работы по наращиванию дымовой трубы не выполнены, в вентканале квартиры заявителя имеется обратная тяга (приток воздуха).
Управляющей организации было выдано предписание о выполнении работ в срок до 13.05.2019 года.
Кроме того, в связи с выявленными нарушениями жилищного законодательства прокуратура Медвенского района внесла в адрес индивидуального предпринимателя Карпушина А.И. представление.
Неисправности дымохода в квартире гражданки Б. были устранены.
Особого внимания заслуживает вопрос начисления гражданам платы за жилищно-коммунальные услуги. Сегодня расчеты за услуги ЖКХ не являются прозрачными и понятными для рядового потребителя, общих правил установления тарифов в этой сфере нет, что является серьезной проблемой.
Но даже наличие правового регулирования некоторых вопросов не останавливает монополистов на рынке предоставления коммунальных услуг, которые порой ведут себя настолько вольно, что позволяют фактически опускать руку в карманы граждан, грубо нарушая закон. Приведем один показательный пример.
На личном приеме в Курчатовском районе к Уполномоченному по правам человека обратились двое жителей деревни Дружная с жалобой на неправомерные действия сотрудников Курчатовского отделения ООО «Газпром межрегионгаз Курск» при проведении проверки технического состояния газовых счетчиков.
Со слов заявителей, работоспособность приборов учета в их домах сотрудники организации проверяли, что называется, на глаз, включая малую конфорку на газовой плите. По итогам такой проверки сообщили, что счетчик работает некорректно и требует замены. А после гражданам был сделан перерасчет за полгода в соответствии с нормативами потребления газа и выставлена внушительная задолженность по оплате услуги.
Уполномоченный проанализировал нормативную базу по данному вопросу и пришел к выводу о неправомерности действий сотрудников отделения ООО «Газпром межрегионгаз Курск» в Курчатовском районе.
В соответствии с пунктом 23 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549, единственным способом определения и подтверждения соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям – это осуществление поверки указанных приборов органами государственной метрологической службы либо другими уполномоченными на то органами, организациями.
Согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об обеспечении единства измерений», проверка состояния средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям относится к обязанностям должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный метрологический надзор.
Отсюда следует, что поставщик газа вправе только зафиксировать признаки некорректной работы прибора учета, а установить факт его исправности или неисправности могут лишь органы государственной метрологической службы.
Таким образом, при отсутствии акта поверки указанных органов о непригодности к применению средства измерения правовых оснований для перерасчета населению платы за газ по нормативу у сбытовой компании не было.
Уполномоченный обратился в Курчатовскую межрайонную прокуратуру с ходатайством о проведении проверки по факту превышения ООО «Газпром межрегионгаз Курск» предоставленных законодателем полномочий и извлечении при этом необоснованной прибыли.
Однако прокуратура усмотрела нарушения только в том, что сбытовая компания письменно не уведомила потребителей о дате и времени проверки приборов учета, а также нарушила сроки направления уведомления о приостановлении исполнения договора. Только по данным фактам Курчатовской прокуратурой был подготовлен проект представления об устранении нарушений законодательства о газоснабжении.
Обоснованные доводы Уполномоченного о незаконности действий сотрудников ООО «Газпром межрегионгаз Курск» по признанию счетчиков нерабочими без направления их на внеочередную поверку и осуществлении на этом основании перерасчета потребителям по нормативу прокуратурой проверены не были.
Контрольная поверка прибора учета одним из заявителей в Льговском отделе поверки и калибровки средств измерений ФБУ «Курский ЦСМ» показала, что он полностью исправен и пригоден к использованию. Хотя данная поверка ООО «Газпром межрегионгаз Курск» принята не была, ее результаты явились прямым доказательством получения компанией прибыли в результате незаконных действий. Но межрайонной прокуратурой этому факту также не было дано правовой оценки.
В связи с неполнотой проведенной проверки омбудсмен обратился в Прокуратуру Курской области.
Кроме того, учитывая монопольное положение ООО «Газпром межрегионгаз Курск» на рынке газоснабжения региона, Уполномоченный по правам человека направил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области письмо, в котором просил проверить соблюдение компанией антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях. Ситуация находится на контроле.
Одной из болезненных проблем для всех регионов остается переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.
В 2019 году в адрес Уполномоченного по правам человека продолжили поступать жалобы на нарушение прав потребителей при предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО. В основном недовольство граждан было связано с выставлением региональными операторами счетов за фактически не предоставленные услуги.
К примеру, на приеме в Солнцевском районе к Уполномоченному обратилась жительница села Зуевка Ф. по поводу нарушения ее прав региональным оператором по обращению с ТКО.
Заявитель сообщила, что АО «САБ по уборке города Курска» ежемесячно с ноября 2018 года присылает ей квитанции за вывоз ТКО, несмотря на то, что услуга ей фактически не предоставляется: мусорные контейнеры на улице не установлены, мусоровозы к дому никогда не подъезжали.
В результате неоплаты у гражданки образовалась задолженность, которая на 01.08.2019 года составила 2872,59 рубля, из них 1000 рублей она все же оплатила под давлением регионального оператора.
В ответ на обращения Уполномоченного по правам человека из АО «САБ по уборке города Курска» и администрации Солнцевского района сообщили, что сбор отходов на территории села Зуевка осуществляется бесконтейнерным способом, точкой сбора мусора по улице Центральной села Зуевка с 01.11.2018 года является дом №116, который расположен от дома заявителя на расстоянии 160 метров.
А между тем, согласно требованиям СанПиН 2.1.2.2645-108.2.42, расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом, должно не более 100 метров.
Поскольку сбор отходов на территории села осуществлялся бесконтейнерным способом, омбудсмен пришел к выводу, что до указанной даты начисление заявителю платы за вывоз ТКО является неправомерным, так как услуга региональным оператором не оказывалась.
Тем не менее в ходе проверки по ходатайству Уполномоченного прокуратура Солнцевского района нарушений прав Ф. не нашла.
В целях осуществления региональным оператором по обращению с ТКО перерасчета заявителю за весь период непредоставления коммунальной услуги Уполномоченный обратился в прокуратуру Курской области.
Надзорным органом было установлено, что в период с 01.11.2018 года по 31.08.2019 года региональным оператором услуга по обращению с ТКО оказывалась потребителю с нарушением положений типового договора, так как сбор и вывоз ТКО непосредственно от домовладения заявителя не осуществлялся. В целях недопущения подобных нарушений в дальнейшей деятельности регионального оператора прокуратура Солнцевского района внесла представление в адрес генерального директора АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска». Также прокуратурой области было указано прокурору Солнцевского района на несвоевременное принятие мер прокурорского реагирования в целях пресечения нарушений законодательства о твердых коммунальных отходах.
Представление было рассмотрено, однако перерасчет заявителю АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» не произвела.
Только после обращения Уполномоченного по правам человека к Губернатору Курской области Р.В. Старовойту вопрос был урегулирован.

Рекомендации Уполномоченного по правам человека
Комитету ЖКХ и ТЭК Курской области:
1. Обеспечить устойчивое функционирование на территории региона жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса.
2. Усилить контроль за деятельностью региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Органам исполнительной власти муниципальных образований, ресурсоснабжающим организациям:
1. Не допускать нарушений прав жителей региона при организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения.
2. Принимать меры, направленные на модернизацию и повышение энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Государственной жилищной инспекции Курской области:
1. Повышать качество регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами. При выявлении нарушений действующего законодательства и прав граждан со стороны управляющих организаций применять самые серьезные меры, вплоть до лишения компании-нарушителя лицензии.
2. Обеспечить информирование населения по вопросам защиты прав в сфере ЖКХ.
Администрации города Курска:
1. Принять меры по оборудованию жилого дома №11А по улице 2-й Рабочей города Курска горячим водоснабжением и системой вентиляции. В случае нецелесообразности проведения работ решить вопрос с признанием муниципальных жилых помещений в доме непригодными для проживания.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также