Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Продуктовый баланс: россияне возвращаются к привычной модели потребления

Газетный выпуск № 2020_76

Спрос на продукты питания стабилизировался, россияне постепенно возвращаются к привычной модели потребления. Об этом «Известиям» сообщили представители крупного ритейла. Популярностью теперь пользуются свежие продукты, в первую очередь овощи и фрукты, а не товары с длительным сроком хранения, как прошедшей весной. Окончательно к стандартной потребительской корзине россияне вернутся после полного снятия ограничений, связанных пандемией, в том случае, если не будет новых негативных внешних факторов, говорят эксперты.

Полная стабилизация спроса возможна после снятия всех ограничений, считают эксперты

Жизнь после ограничений
В июне покупатели фактически вернулись к привычной структуре потребления продуктов питания, зафиксировали торговые сети. Оно стало более сбалансированным, чем в марте, когда обеспокоенные распространением коронавируса люди делали запасы и сметали товары с полок. Как пояснили «Известиям» в пресс-службе одной из крупнейших в стране торговых сетей, тогда россияне покупали в первую очередь гречку, рис, подсолнечное масло, тушенку, макароны, сахар и другие продукты с длительным сроком хранения. Теперь же снова востребованы овощи, фрукты, молочная продукция, свежее мясо и рыба. При этом люди все еще реже, чем до эпидемии, ходят по магазинам, зато покупают больше товаров, так как вынуждены готовить и питаться дома, отметили в торговой сети.
Изменение потребительских настроений касается и непродовольственных товаров, например декоративной косметики, на которую торговая компания зафиксировал всплеск спроса в мае.
В других торговых сетях наблюдают существенное увеличение числа клиентов и рост товарооборота по сравнению с периодом самоизоляции. Большой популярностью пользуются овощи, фрукты, ягоды, что связано с жаркой погодой. Также растут продажи товаров для дома и продуктов для приготовления еды, ведь многие все еще работают вне офисов.
В период повышенного спроса в условиях пандемии COVID-19 не менее 50% домохозяйств сформировали запасы более чем на 100 дней – речь о продуктах питания с длительными сроками хранения, а также замороженных мясе и птице. Это следует из материалов Минпромторга, которые были подготовлены к правительственному часу главы ведомства Дениса Мантурова в Госдуме 10 июня.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) «Известиям» сказали, что в марте спрос на продукты длительного хранения и повседневного использования вырос на 300% по сравнению со стандартными объемами. Это обернулось для торговых сетей практически 50-процентным сокращением трафика в апреле. Как следствие, выручка ритейлеров упала.
Это отметили специалисты одной из торговых компаний: из-за активного марта в I квартале 2020-го ритейлер зафиксировал рост продаж по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Позже трафик в сети снизился, а количество товаров в корзине увеличилось, такой тренд продолжился до конца весны.
В АКОРТ напомнили, что, согласно официальной статистике, оборот розничной торговли в апреле 2020 года составил 2,1 трлн рублей, что на 23,4% меньше, чем в том же месяце годом ранее.

Свежесть на первом месте
Возвращение потребительского поведения к традиционной модели заметили и онлайн-магазинах. Как сказала «Известиям» менеджер по связям с общественностью одной из компаний Юлия Володяева, с начала мая по сравнению с мартом и апрелем нынешнего года спрос на продукты стабилизировался. Планирование покупок стало носить более системный характер, а покупатели вернулись к привычной корзине продуктов.
– Так, в заказах стали превалировать товары с коротким сроком хранения, например категория фреш (свежие фрукты, овощи, мясо). Доля таких продуктов выросла до 38%, хотя в середине марта она составляла лишь 26%, – пояснила Юлия Володяева.
В компании уточнили, что на фоне пандемии коронавируса потребность в онлайн-заказах продуктов существенно возросла: для многих это стало единственной возможностью получить все необходимое. Но в июне посещаемость онлайн-площадки снизилась почти в два раза по сравнению с первой половиной апреля. Представитель ритейлера добавила, что такой процесс в принципе характерен для летнего периода. Возможно, в связи с отменой режима самоизоляции имеющиеся объемы продаж также снизятся, хотя и незначительно. Но привычка покупать продукты в интернете у людей останется, подчеркнули специалисты компании.
В ближайшее время потребление полностью может вернуться к модели доковидного периода, если негативные внешние факторы будут отсутствовать, а различные ограничения в связи с пандемией снимут совсем, отметили в популярной торговой сети.
Впрочем, эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Константин Карпов сказал «Известиям», что окончательное возвращение потребления на докризисный уровень может затянуться из-за сокращения реальных располагаемых доходов населения.
Например, по прогнозам аналитиков ВЭБ, во II квартале они могут упасть на 17,5%. Соответственно, полного восстановления уровня потребления даже продуктов первой необходимости мы, возможно, не увидим еще несколько месяцев, отметил эксперт.
Ранее «Известия» писали, что в России резко сократились продажи имбиря и лимонов, которые пользовались бешеной популярностью у покупателей в период самоизоляции.
Евгения Перцева
Фото Зураба Джарахадзе

По материалам iz.ru



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также