Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

На большом экране – наши земляки

Газетный выпуск № 2020_79
03 июля 12:08 Культура

В период изоляции в середине мая в рамках акции «Культурные эфиры» в соцсети «Инстаграм» состоялся прямой эфир с директором Курского кинофонда Андреем Немировым. Он был посвящен проекту «Курская кинооткрытка» и проходил в режиме интерактивной эстафеты – сотрудники киноучреждения по очереди рассказывали о судьбах курян, посвятивших свою жизнь кино. Всего в проекте 22 имени, но за час эфира удалось рассказать о судьбах лишь 12 человек. И теперь на страницах газеты «Курская правда» мы коротко поведаем о трех знаменитых актерах и режиссерах, не имеющих курских корней, но навсегда связанных с нашим краем.

Сергей Дмитриевич Столяров – советский актер театра и кино, сценарист и режиссер, народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии первой степени. Посмотрите на его лицо – перед нами внешность былинного героя. Он и играл настоящих русских богатырей: Руслана в фильме «Руслан и Людмила», Алешу Поповича в «Илье Муромце», Никиту Кожемяку в «Кащее Бессмертном», Ивана в «Василисе Прекрасной», Садко в одноименной сказке. Его последняя работа – герой Дар Ветер в научно-фантастическом фильме «Туманность Андромеды». Образ этого героя вместе с именем позаимствовал американский кинорежиссер Джордж Лукас для создания своего Дарта Вейдера в космической саге «Звездные войны». И это не единственный плагиат – на саму идею создания киноэпопеи Лукаса сподвигла советская фантастическая лента «Планета бурь» 1961 года… «Туманность Андромеды» – экранизация одноименного романа писателя Ивана Ефремова о межгалактических путешествиях. Герой Столярова Дар Ветер – заведующий внешними станциями Великого Кольца, системы радиообмена между высокоразвитыми цивилизациями. Вторая часть кинофильма, где раскрывается смысл названия произведения, не была снята по причине смерти актера.
Сергей Дмитриевич родился в 1911 году в деревне Беззубово Тульской губернии, сейчас это Московская область. Его отец погиб на фронте в начале Первой мировой войны, оставив вдову с пятью детьми. В тяжелые годы Гражданской войны, накануне зимы 1919-го, женщина отправила сыновей в Ташкент. Но Сергей по дороге заболел тифом, и братьям пришлось оставить его на пороге одной из курских лечебниц. Мальчишке повезло, врачи спасли ему жизнь и передали в курский детский дом, где он пребывал до своего совершеннолетия.
При детдоме работал самодеятельный театр, который и привил Сергею Дмитриевичу любовь к актерству. Так что с полным правом можно заявить, что как актер Сергей Столяров родился именно в Курске. Переехав в Москву, будущий артист приобрел профессию машиниста, работал в депо Киевской железной дороги и занимался в театральной студии Алексея Дикого при Доме ученых. А тот посоветовал обратиться к своим учителям – основателям МХАТа Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко. Они взяли его в труппу за «искренность и фактуру» – он сумел обойти 500 претендентов на актерскую должность.
В 1935 году Столяров сыграл свою первую заметную роль в кино – летчика Владимира Глушака в фильме Александра Довженко «Аэроград». Этот образ вдохновил скульптора Веру Мухину, которая, кстати, свою юность тоже провела в Курске, на создание мужской фигуры в памятнике «Рабочий и колхозница». Как мы знаем, эта скульптурная композиция впоследствии стала эмблемой «Мосфильма».

А в прошлом былинный герой Сергей Столяров оказался идеальным воплощением образа советского гражданина – вспомнить хотя бы финал фильма «Цирк», где он белокурый, с белоснежной улыбкой, в белом свитере несет красное знамя. За свою актерскую карьеру Столяров успел побывать революционером, летчиком, акробатом, моряком, космонавтом, капитаном. И до конца своих дней не играл второстепенных персонажей вроде вахтеров или сторожей, а исключительно героев! В конце 1960-х Сергей Дмитриевич согласовал постановку фильма «Когда расходится туман» по собственному сценарию. Но из-за обострения злокачественной опухоли – у него была лимфосаркома – был вынужден лечь в больницу и не дожил не только до премьеры, но даже и до окончания работы над картиной.
Ушел из жизни в 1969 году. На его могиле на Ваганьковском кладбище в Москве установлен памятник работы еще одного выдающегося курянина – скульптора Вячеслава Клыкова. Он вытесан из древнего белого камня – обломка часовенки из того переулка, где жил наш русский богатырь…

Владимир Павлович Басов – наш любимый волк из детской картины «Про Красную Шапочку», осторожный квартирный маклер из фильма «По семейным обстоятельствам», Дуремар из музыкальной сказки «Буратино», месье Жак Антуан из детектива «Ищите женщину» – у него более 80 ролей в кино и около 20 режиссерских работ.
Народный артист СССР родился 28 июля 1923 года в селе Уразово Курской губернии. Сейчас это поселок городского типа в Валуйском районе Белгородской области.
Семья часто переезжала. Отец – Павел Басултайнен, финн по национальности, революционер-большевик. Его партийное прозвище Басов впоследствии заменило ему и его потомкам фамилию. Был офицером, красным комиссаром, воевал в коннице Василия Чапаева, боролся с басмачами в Средней Азии. От их пули он и погиб на погранзаставе в 1931 году, когда Володе было всего 8 лет. После трагедии мать с сыном переехали в подмосковный поселок Железнодорожный. Она много занималась с ребенком, поэтому он сразу пошел в 3 класс.
Летом 1941 года Владимир Басов пришел во ВГИК, чтобы узнать, что необходимо для поступления, но его планы разрушила война. Есть версия, что Владимир Павлович приписал себе год, чтобы уйти на фронт в самом ее начале. Он не только воевал, но и организовывал концерты для бойцов. Имеет множество боевых наград. В 1943 году в звании лейтенанта интендантской службы 4-й отдельной стрелковой бригады за образцовое исполнение обязанностей в должности начальника клуба бригады был награжден медалью «За боевые заслуги».  Организованный им ансамбль художественной самодеятельности дал более 150 концертов. В звании старшего лейтенанта был командиром батареи 424-го минометного полка 36-й минометной бригады 28-й артиллерийской дивизии прорыва Резерва Главного Командования. 23 февраля 1945 года во главе штурмовой группы обеспечил захват опорного пункта немецкой обороны, в бою был тяжело контужен, за свой подвиг награжден орденом Красной Звезды.
После войны, в 1947 году, поступил на режиссерский факультет ВГИКа. По его окончании работал сначала ассистентом режиссера, затем режиссером киностудии «Мосфильм». Создал такие всенародно любимые фильмы, как «Тишина», «Щит и меч», «Семь криков в океане», «Дни Турбиных» с Андреем Мягковым в главной роли.
При создании экранизации «Метель» по произведению великого классика Александра Пушкина пригласил к сотрудничеству еще одного нашего знаменитого земляка – композитора Георгия Свиридова. Создавая музыку для фильма, Георгий Васильевич исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX столетия: марш, вальс, романс, перезвон бубенцов, но использованы они были без прямой стилизации, а очень творчески, и, как результат, музыкальное сопровождение «Метели» является одним из самых удачных воплощений произведений Александра Сергеевича в русской музыке XX века.
Умер Владимир Павлович Басов в 1987 году, похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Сергей Витауто Пускепалис. Российский актер и режиссер театра и кино, заслуженный артист Российской Федерации. Он много снимается, мы часто видим его на экране в популярных фильмах и сериалах. Прошлым летом Сергей Витауто был назначен на должность худрука Ярославского театра драмы имени Федора Волкова, где уже работал главным режиссером в 2009-2010 годах. До этого назначения трудился на посту замхудрука Московского художественного академического театра имени Максима Горького под руководством народной артистки СССР Татьяны Дорониной.
Родился он 15 апреля 1966 года в поселке Олымский Касторенского района Курской области. В интервью признается: гордится тем, что на курских банках сгущенки указано место его рождения. Очень любит ее и покупает именно такую.
Фамилия у актера литовская, его отец Витаутас Пускепалене – уроженец Литвы, а мать – уроженка Болгарии. Отец был геологом, семья часто переезжала. Образование Сергей получил в Саратовском театральном училище, где учился Олег Янковский. Более десяти лет работал актером в Саратовском театре юного зрителя. В 2001 году в Москве окончил режиссерский факультет ГИТИСа, ставил спектакли в столице, работал режиссером-постановщиком в театре Олега Табакова.
В кино попал благодаря сыну. Когда приехал его проведать на съемки фильма «Коктебель», познакомился с режиссером Алексеем Попогребским. И тот пригласил его на роль врача-анестезиолога, который оказывается перед сложным моральным выбором, в свой фильм «Простые вещи» – он вышел на экраны в 2006 году.
С тех пор Сергей Витауто часто играет докторов… Вспомните фильм-катастрофу «Метро», где у него роль хирурга, или трагикомедию «Карп отмороженный», где он патологоанатом. А дебютная для Пускепалиса картина «Простые вещи» получила множество наград, включая Гран-при фестиваля «Кинотавр». Сам же Сергей стал обладателем приза за лучшую мужскую роль. В 2010 году Алексей Попогребский снял его в своей следующей картине «Как я провел этим летом» с драматическим сюжетом, Сергей сыграл начальника полярной метеостанции.
А в 2015 году Пускепалис представил на суд зрителей свой режиссерский дебют – фильм «Клинч» с Алексеем Серебряковым и Агриппиной Стекловой в главных ролях.
И вот интересный факт: Сергей Витауто принципиально отказывается от предложений сниматься в западных фильмах, невзирая на суммы предложенных гонораров, объясняя свою позицию неприемлемым изображением русских людей в зарубежном кинематографе.
Оксана САНИЦКАЯ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также