Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

От солнцеворота жди чудес!

Газетный выпуск № 2020_79
03 июля 11:29 Праздничное

Через несколько дней нас ждет середина лета – праздник Ивана Купалы, с которым связано множество красивых легенд.

Наряди и укради березку
В день летнего солнцеворота ждите чудес! С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.
Девушки украшают дерево (березку, вербу, черноклен высотой в полтора-два человеческих роста) на выбранном месте для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера) цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы – куклу величиной в половину человеческого роста. Ее вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами.
Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой Купалец, высотой почти в четыре человеческих роста. В середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикрепляют деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток.
Возле этого костра и пойдет самое веселье. Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем. Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Деревце бросают на воду. В воду также кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться.

Веселье с ночи до зари
Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру – Купальцу. Зажигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя. Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища.
Когда костер прогорит да сядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара сложилась. А разойдутся, то каждый ищет себе другую.
Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы.
После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.
C ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, одолень-корень, плакун, разрыв-трава и др.). Смельчаки ищут в ночи цветок папоротника.

Сильны купальские поверья
Вода является обязательным обычаем праздника. С этого дня начиналось массовое купание. К этому времени из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до 20 июля (Перунов день/громовержец) можно было купаться без опасений. Кроме того, вода на Купалу наделялась живительными и магическими свойствами. В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в источниках.
На Русском Севере накануне топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. Не только вода, но и травы в Купало наделялись магической силой, поэтому их использование должно было придать человеку жизненной силы и здоровья. Купальскими вениками пользовались в течение года.
В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнем, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывет, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.
Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни.
Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится активной всякая нечисть – ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костер обладает магической силой, способной отгонять всю эту нечисть, особенно ведьм, которые в купальскую ночь были наиболее опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях.

Тайна цветка папоротника
Характерная примета Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира в Купало становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Купалу, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Легенда гласит, что силен цветок папоротника и как приворотное зелье, при помощи которого, по словам одной купальской песни, «сердце девичье огнями зажигают на любовь».
Существуют и красивые легенды о происхождении папоротника. По одной из таких легенд, папоротник вырос в том месте, где с утеса упала прекрасная девушка, – на месте ее падения образовался чистейший источник, а из ее волос вырос папоротник. Согласно другой легенде папоротник появился из оброненного волоса богини красоты и любви Венеры. А один из видов папоротника, адиантум, так и назвали «венерин волос».
Интересно и другое поверье: если в эту ночь посчастливится найти «женский» папоротник, то нужно терпеливо посидеть около него, накрывшись плотной тканью и не шевелясь. И тогда можно познать все тайны лесных целебных трав, а через какое-то время разглядеть в темноте, как мимо папоротника пробегут лечебные травы одна за другой, при этом каждая назовет себя и расскажет от какой болезни помогает.
Кроме того, одним из главных символов Купалы был цветок иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами – братом и сестрой – которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также