Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Вот наденем телогрейки и решим любой вопрос…

Газетный выпуск № 2020_79
03 июля 2020 11:58 История

«Ватники» – так сегодня россиян величают в Украине, наивно полагая, что это звучит обидно. На самом деле данная часть одежды имеет славную историю, которая уходит в глубину веков…

Курск осенью 1941 года. Ополченцы на фоне своего штаба: улица Гоголя, 13. Все в ватниках – куда же без них. Не ментик и не доломан, в которых красовались гусары, но, как любая военная форма, эти черные ватники объединяли к единой цели – отстоять город

Однако ватник родился не в России. Короткие стеганые льняные куртки (кафтаны), утепленные ватой, а также пропитанные уксусом, с X века были униформой византийской пехоты. Древняя телогрейка носила благородное на слух название «кавадион» и относилась к разряду легкой брони. Как правило, эту одежду воины надевали в холодное время под кольчуги и панцири, но часто использовали и без доспехов. Византийский ватник едва ли мог защитить от стрел, но способен был сохранить жизнь при ударе клинком. Ряд историков уверены, что «кавадион» где-то в XI-XII веке проник из Византии и в русские княжеские дружины. Стеганые безрукавки на пакле повсеместно надевали под доспехи русские дружинники и западные рыцари.
С конца ХV века в России был известен и весьма популярен такой воинский доспех, как тегиляй. Делался он из шерстяных или бумажных материй, толсто подбивался хлопчатой бумагой или пенькой, иногда с прибавлением панцирных или кольчужных обрывков, и был насквозь простеган. В длину ниже колен, застегивался пуговицами на груди. Стрелы, легко пробивавшие кольчуги и даже латы, нередко застревали в набивке тегиляев. Такой воинский костюм был даже у Ивана Грозного… По сути, нынешний ватник, но длиннее и с кольчужными вставками… Под стать тегиляю была стеганая «шапка бумажная», которая делалась на вате из сукна, шелковых или бумажных тканей и иногда усиливалась кольчужной сетью, помещенной в подкладку. Кстати, во времена ВОВ зимние солдатские шапки часто изготавливали по тому же принципу, разве что без кольчужной вставки.

Курск взяли. Почему бы и не порадоваться…

Телогрейка в нынешнем понимании появилась в России во время Русско-японской войны. Расквартированные в Маньчжурии части Русской армии обратили внимание на удобные и теплые ватные куртки местных жителей и решили закупить их у местных торговцев. Потом через наших солдат, на себе убедившихся в преимуществах этой одежды, китайские душегрейки разошлись по всей Российской империи, заложив тем самым основы для настоящего «ватного культа». Позднее ватники использовались как в Первой мировой, так и Гражданской войнах.
Осенью 1932 года комитет по стандартизации Народного комиссариата легкой промышленности СССР вводит стандарт ватника: «Телогрейка – куртка ватная однобортная, прямого покроя, застегивается по борту доверху на 4 пуговицы имеющимися в левом борте четырьмя пришивными петлями (шлевками)…».
То есть власти СССР увидели в ватнике идеальную одежду, которая функциональна как для работы, так и для войны. В 1932 году телогрейки фактически становятся форменной одеждой для строителей «Беломорканала». Однако руководители страны меньше всего хотели, чтобы ватники ассоциировались с одеждой заключенных. В 1930 годы телогрейки начинают продвигаться через кинематограф. Например, в культовом фильме «Чапаев» в ватниках щеголяют Анка и Петька, демонстрируя тем самым «универсальность» этой одежды. Появляются ватники и в других тогдашних «блокбастерах». Но только Великая Отечественная война превратила телогрейку в настоящий культ, сделав ее одеждой победителей. Кроме того, именно в телогрейке поднималась советская страна из послевоенной разрухи.

– А какое нынче число, подруга? – С утра было 8 февраля. А ты боишься куда-то опоздать? – В Берлин. Вот Курск возьмем, ватники новые наденем и – в Берлин…

Когда-то мой отец рассказал, что во времена Великой Отечественной войны ватники нередко спасали наших солдат и офицеров от мелких осколков мин и наступательных гранат. Защитный эффект усиливался, когда под телогрейку поддевали еще одну, отрезав для удобства рукава… Много позже в интернете я столкнулся с целой дискуссией на эту тему. Многие утверждали, что такая воинская одежда способна была уберечь даже от немецких автоматных пуль на излете…
А моя теща (ветеран войны, 96 лет, здравствует по сей день, во время войны ремонтировала железные дороги в зоне боевых действий) рассказывала, что рукава от подлежащих к списанию ватников молоденькие девчонки-путейщицы отрезали, выстирывали и приспосабливали в сапоги, которые на женскую ножку были на пару размеров больше… Так или иначе, в годы ВОВ фронту было поставлено 38 миллионов ватников – гораздо больше, чем шинелей…
Теперь вопрос: что плохого в том, что оборонительная (от холода в том числе) одежда с древними корнями стала своеобразным символом великого народа и великой страны? И спасибо «хохлам», что они заставили нас вспомнить этот факт и переоценить его в рамках нынешних политических реалий. Кто сегодня может похвастаться, что у его народа есть одежда-символ, прошедшая через века? Скажем, у шотландцев – килт. Можно и другие примеры привести, но везде речь пойдет о сугубо национальных признаках, а не о межнациональном, как в случае с ватником в огромной России.

Виктор КРЮКОВ,
чей старенький ватник надежно хранится
в гараже…



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также