Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Михаил Лукашов: Мы возвращаемся к обычной жизни, но в новых условиях

Газетный выпуск № 2020_91
30 июля 2020 10:54 Здоровье

В Курском кожно-венерологическом диспансере возобновлена плановая медицинская помощь. В марте она, как и в других учреждениях региона, была прекращена. Пациентам оказывалась лишь экстренная помощь. Как одному из старейших лечебных учреждений области удалось пережить нелегкое время? Как организована помощь сегодня? Об этом наш разговор с главным врачом областного кожно-венерологического отделения Михаилом Лукашовым.

– Михаил Иванович, расскажите о возобновлении плановой медицинской помощи в вашем лечебном учреждении.
– С 27 июля в диспансере возобновлена плановая кожно-венерологическая помощь в поликлинике и стационаре. Мы возвращаемся к обычной жизни, но в новых условиях. На входе – дистанционное измерение температуры. Больные приходят на осмотр, предварительно записавшись по телефону. Непременное условие – соблюдение социальной дистанции. Собственно, очередей сейчас нет ни в регистратуру, ни к специалистам: пациенты приходят на прием строго по записи.
Что касается стационара, отделения, как и предписывают требования сегодняшнего времени, заполнены на 50 процентов. Расстояние между кроватями – 1,5 метра.
– Давайте напомним, что такое плановая помощь в контексте вашего лечебного учреждения и что такое экстренная.
– Экстренная помощь – та, в которой человек нуждается в данный момент. В нашем случае это острые состояния: высыпания, прежде всего аллергические реакции; венерические заболевания, если они имеют острые проявления. Дежурный венеролог работал все это время. На базе нашего диспансера работает «Центр СПИД». Помощь больным ВИЧ также не была прекращена, она тоже относится к категории экстренных. Мы снабжали наших пациентов лекарственными препаратами. Созванивались, развозили лекарства на дом. Контакт пациента и врача был минимизирован. В стационар поступали только те пациенты, которые нуждались в неотложной помощи. К счастью, никто: ни пациенты, ни врачи – не заразился коронавирусной инфекцией.
– Именно на базе областного кожно-венерологического диспансера находится единственная государственная лаборатория среди медицинских учреждений Курской области (не включая Роспотребнадзор), выполняющая исследования на коронавирус, то есть диагностическое тестирование. Как она сейчас работает?
– Лаборатория начала работать 25 марта – тогда в области еще не было ни одного заболевшего коронавирусной инфекцией. Мы всегда имели дело с инфекциями, и лаборатория была готова, оснащена боксами со специальной вентиляцией, с ультратонкими фильтрами. Мы быстро ее перепрофилировали и стали работать.
Диагностическое исследование на коронавирус – сложное. Полимеразная цепная реакция (ПЦР) достаточно длительна в постановке. Этим были обусловлены ограниченные объемы в начале работы. Но появились первые зараженные, и количество исследований было необходимо резко увеличить. Своими мощностями кожвендиспансер справиться не мог. К нам на помощь пришли специалисты из других лечебных учреждений области, обладающих ПЦР-оборудованием, а также врачи и лаборанты. Областной перинатальный центр, областная клиническая больница, городская больница №1 имени Короткова, городская поликлиника №7, противотуберкулезный диспансер, частная лаборатория передали нам свое оборудование, командировали сотрудников. Так на базе нашего лечебного учреждения был организован единый лабораторный центр в области.
Наша лаборатория достаточно крупная: площадь – более 1000 метров. Здесь для всей области проводят исследования на ПЦР и многие другие реакции: ВИЧ, сифилис, на все инфекции, передаваемые половым путем. Мы делаем анализ и на ТОРЧ-инфекции. Так называют группу заболеваний, которые могут передаваться от беременной женщины к ребенку внутриутробно. Эти болезни могут вызывать врожденные патологические дефекты. Такой анализ назначается при комплексном обследовании беременной женщины.
Лаборатория была готова к методу исследования на новую коронавирусную инфекцию, однако у нас не было необходимых мощностей, поэтому нам пришлось привлечь мощности из других больниц. Итак, к нам пришли 12 сотрудников из других учреждений. Чтобы выполнить максимальное количество исследований, мы перешли на конвейерный тип бригад, при котором специалисты работали по нескольку смен, включая выходные дни, с раннего утра до позднего вечера. Благодаря этой работе с 60 исследований в сутки мы выросли в мае уже до 500. Сегодня мы выполняем более 1000 исследований в сутки. В ближайших планах – проводить минимум полторы тысячи исследований в сутки методом ПЦР, непосредственно выявляя РНК-вирус.
– Теперь вы выполняете и ИФА-исследования. Расскажите об этом.
– Да, располагая необходимым оборудованием, компетентными кадрами, мы проводим это исследование. ИФА – иммуноферментный анализ – выявление антител, выявление иммунитета человека к новой коронавирусной инфекции. Мы работаем уже более двух месяцев и делаем около 500 исследований в сутки. Антитела бывают двух типов. Первый – иммуно-глобулины М. Это показатель острого течения инфекции. Если мы выявляем в крови иммуноглобулин, значит, человек или болен коронавирусной инфекцией, или перенес это заболевание совсем недавно. Второй тип – иммуно-глобулин G. Это показатель перенесенного заболевания. Если у пациента выявлены антитела иммуно-глобулина G в достаточном количестве, можно с уверенностью сказать, что он уже перенес коронавирус и у него сформирован иммунитет. Особенно важно это для медиков: им в этом случае можно безопасно работать в красной зоне. Бывает и такая ситуация: врачи, постоянно работая с больными, получают микродозы вируса или, заразившись, переносят заболевание очень легко, без признаков, но иммуноглобулин и иммунитет у них развиваются.
– Кто может сдать анализ на антитела?
– Сейчас тестирование проходят сотрудники медучреждений. Прежде всего были протестированы специалисты, работающие в ковидных стационарах. Тестируем и медиков, которые имеют риски заражения, и пациентов, которые перенесли COVID-19 или имеют подозрение на коронавирус. И хотя пока мы не проводим ИФА-исследования массово, планируется это делать в дальнейшем.
– У многих курских врачей уже выработался иммунитет?
– Среди медицинских работников мы выявляем порядка 23 процентов, имеющих антитела.
– Скоро в Курске на базе онкоцентра будет создана единая централизованная лаборатория. Почему не на базе областного кожно-венерологического диспансера?
– Централизация исследований на базе кожвендиспансера невозможна. Да, у нас большая лаборатория, высокотехнологичные аппараты, подготовленные кадры. Но централизация исследований – это гораздо серьезнее, чем то, что делаем мы. Это не тысячи, а миллионы исследований. Они требуют огромных лабораторных комплексов. Это целые блоки, большие аппараты. А помимо аппаратов, нужна большая дорогостоящая информационная система. Все должно быть объединено на уровне области в лабораторно-информационную систему. При создании централизованной лаборатории ручной труд не приемлем ни на одном из этапов. Необходима настройка логистики, весь ход пробирки осуществляется через штрихкод, передача информации идет в электронную карту. Создание централизованной лаборатории на базе кожвендиспансера невозможно из-за отсутствия такого оборудования, из-за отсутствия информационных систем. Нужны площади, гораздо больше тех, которыми мы обладаем. И специальные кадры, обученные работать на этом оборудовании.
Централизация лабораторных исследований очень эффективна. И сегодня она необходима области. Она дает экономическую эффективность, увеличение доступности, улучшение качества исследований, особенно дорогостоящих, для каждого пациента. Пациент из глубинки получит доступ к любому дорогостоящему исследованию. Увеличение доступности и качества – основная функция централизованной лаборатории. Мы полностью поддерживаем ее создание.
Беседу вела
Елена ГАМОВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также