Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Куряне отбивают атаки мошенников

Газетный выпуск № 2020_94
06 августа 10:32 Безопасность

Очередная жертва мошенников потеряла 150 тысяч рублей. Позвонивший женщине человек представился сотрудником банка и сказал, что на ее имя пытаются оформить крупный кредит. Пресечь эту аферу можно, если она сама возьмет кредит и переведет его на «безопасный» счет. Так курянка и сделала – получила деньги и перевела их на указанный жуликом номер…

Мошенничество – вид преступлений, который можно легко предотвратить. Если набросившегося на улице грабителя остановить трудно, то разговор с телефонным мошенником можно прервать в первые секунды. Именно так поступает подавляющее большинство курян, однако есть и те, кто попадает в сети жуликов, причем не один раз. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в этом году количество мошенничеств увеличилось вдвое. Как противостоять аферистам, рассказывает начальник отделения по противодействию мошенникам УМВД России по городу Курску Владимир ЗОЗУЛЯ.
– Владимир Владимирович, профилактическая работа в регионе организована так, что, пожалуй, нет человека, который бы не был предупрежден о действиях мошенников. Но каждый день новые жертвы? Почему?
– Люди расстаются с деньгами, не желая задуматься хотя бы на минуту о том, что делают. Они сообщают все реквизиты карты, под диктовку мошенников осуществляют переводы, теряют сбережения, а нередко и кредит, который взяли по совету преступников. Есть ряд моментов, которые на людей действует безоговорочно. Это эффект неожиданности и страх потерять деньги. Уже после первого хищения, когда сбережения исчезли, человек надеется их вернуть и снова становится жертвой преступников. Самый крупный ущерб – почти два миллиона рублей – был нанесен пожилому курянину. Лжесотрудники правоохранительных органов обещали ему компенсацию в размере миллиона рублей за некачественные биодобавки, которые он когда-то приобретал. Но сначала он должен был положить деньги на счет, потом потребовались накладные расходы, налоги… Преступники оперируют такими фразами, как: «все для вас», «вы наш самый главный клиент», «мы защитим ваши права», и это действует. Мошенники «работали» с пенсионером три месяца, требуя сравнительно небольшие суммы. А накопилось почти два миллиона. Пострадавший перечислил свои сбережения, потом взял кредит под залог имущества, занимал деньги у знакомых. За весь период общения с мошенниками он ни разу не посоветовался с родственниками. Думаю, что близкие остановили бы его. А так его затягивало, как в паутину. Он хотел вернуть то, что вложил, и надеялся, что, переведя очередную сумму, точно получит все деньги обратно.
– Бывали случаи, когда планы мошенников срывались?
– Жительницу Курска преступники, запугав ложью, что на ее имя оформляется кредит, убедили взять заем в банке и все средства перевести на «безопасный» счет. Обычно, позвонив жертве, преступники «ведут» ее, пока не получат деньги. Женщина оформила кредит, но у нее стал садиться телефон. Она отправилась в салон сотовой связи, где сотрудники, узнав о том, что происходит, уговорили пострадавшую прекратить разговор и больше на подобные звонки не отвечать. Еще один пример: к нам обратился потерпевший, у которого злоумышленники дважды выманили крупные суммы самым распространенным способом – под предлогом отмены незаконной транзакции. Пострадавший общался с полицейским, и тут у него зазвонил телефон. Это был мошенник, который, видимо, надеялся еще раз получить средства мужчины. А тот, попросив полицейского подождать пару минут, стал разговаривать с преступником. На этот раз у злоумышленника ничего не получилось, потому что вмешался сотрудник полиции. А пострадавший потом объяснил, что разговаривал в надежде, а вдруг «оператор банка» вернет деньги на его счет.
– То есть пострадавших подводит излишняя доверчивость?
– Не только. Преступники под видом «сотрудников банка» говорят, что приостановили незаконные операции, чтобы защитить средства «уважаемого клиента». Доверчивый человек испытывает благодарность и готов следовать их советам, а не рассуждать логически. Между тем речь «операторов» – просто заученный текст. А по имени-отчеству они обращаются к потенциальной жертве потому, что, к сожалению, базы с номерами телефонов и данными их владельцев получить не так уж сложно. А еще пострадавшие отличаются невнимательностью. Часто преступники изображают работу колл-центра, в котором находятся операторы разных кредитных организаций. Потерпевшему звонит якобы сотрудник одного банка, а когда потенциальная жертва говорит, что является клиентом другого, тут же «переключают» на оператора названной пострадавшим кредитной организации, где, якобы, тоже производится незаконная транзакция. Тогда о каком списании средств говорил первый «сотрудник банка», если пострадавший не пользовался услугами этого учреждения? Потом почему операторы разных кредитных организаций находятся в одном офисе? Все это должно, как говорится, резать слух и вызывать подозрения. А некоторые пострадавшие называют все банки, картами которых они пользуются, и тут же в разговор вступают эти «операторы». В итоге уходят средства вкладов, кредитных карт. Хочу сказать, что пресечь действия преступников можно и на завершающем этапе. Человек назвал все цифры банковской карты, но остается код, который будет прислан в СМС только на его номер. В этом сообщении и предупреждение банка, что при введении кода с карты будет производиться списание средств. Если этот пароль не будет назван, у преступников не будет шанса получить деньги.
– Какие новые методы убеждения используют мошенники?
– Приведу такой пример: пострадавшего убедили поучаствовать в разоблачении мошенников. Якобы полицейские совместно с сотрудниками службы безопасности банка проводили разработку по выявлению нечестных работников кредитной организации. Пострадавший согласился помочь им. Дальше все происходило по типичной схеме. Мужчина взял кредит, который перевел на номер мошенников. После этого «полицейские» и «сотрудники службы безопасности» ушли со связи. Рискуют быть обманутыми граждане, публикующие в соцсетях объявления о том, что они хотят что-то купить или продать, сдать жилье. Когда подобная информация попадает на глаза мошеннику, он звонит как покупатель и желает тут же перевести деньги за вещь, которую продает пострадавший. Тот называет ему все реквизиты банковской карты, включая код из СМС со всеми вытекающими последствиями. А ведь для того, чтобы перевести деньги, достаточно номера карты, или номера телефона, если он привязан к онлайн-банку. Еще хочу сказать о лжесотрудниках брокерских контор, которые предлагают услуги по вложению денег – сначала небольших сумм с гарантиями больших выигрышей. К примеру, при вкладе в тысячу рублей человек получит десять. Пострадавшему говорят, что эти деньги уже ему начислены, но нужно увеличить вложения, тогда он получит в разы больше. Жертва часто не может остановиться, тратит не только собственные сбережения, но и берет в долг, в кредит. Другой вариант: лжеброкер убеждает «клиента» для удобства обслуживания установить программу, по которой он в удаленном режиме может войти в личный кабинет пострадавшего и проводить финансовые операции, мол, это связано с переводом рублей в валюту. Получив доступ к счету «клиента», преступник присваивает его деньги. Тут используется желание многих получить деньги без всяких усилий – той же игрой на электронной бирже. Напомню, что бесплатный сыр предлагают только в мышеловке.
– Мошенники владеют психологией…
– И обладают техническими навыками. Часто они звонят с якобы московских номеров. Но настоящие операторы кредитных банков не обзванивают клиентов, чтобы обсудить состояние их счетов. Еще раз хочу обратить внимание на предложение преступников перевести средства на якобы безопасный счет, чтобы ими не смогли воспользоваться мошенники. Человек отправляется к банкомату, и вот купюры в его руках. Что может быть безопаснее, когда ваши деньги при вас! Зачем их переводить на какой-то «безопасный» счет? Но пострадавшие автоматически выполняют то, что им говорят жулики. К примеру, житель Курска, не задумываясь выполняя инструкцию мнимых сотрудников банка, перевел им 770 тысяч рублей. Мошенники, так сказать, умеют «додавить» свою жертву, не дают ей возможности задуматься, порассуждать, посоветоваться с кем-нибудь. Надо отвлечься. Если вы дома, пообщайтесь с соседями, если на улице – подойдите к полицейскому, охраннику в магазине, даже просто к прохожему. Объясните им ситуацию, в которой оказались, и вам помогут сохранить деньги.
– Расскажите о новых методах профилактической работы.
– В первую очередь – это прямое общение с людьми. Полицейские на улицах, во дворах многоквартирных домов проводят беседы, вручают памятки. Наш отдел по связям со СМИ разработал листовку с рекомендациями. Она удобного формата – размером с ладонь, но в ней содержится все, что нужно знать гражданам, чтобы не попасть жуликам в ловушку. Есть договоренность, что листовки будут раздавать покупателям торговых сетей. Это действенный шаг, учитывая, что крупный гипермаркет за день посещают десять тысяч человек. Мы надеемся, что, получив эту памятку, куряне не пробегут ее глазами, а прочитают вдумчиво и сделают для себя выводы. Еще одна рекомендация – не верить посторонним и не снимать трубку на вызовы с незнакомых номеров. Если же вы в силу вашей деятельности общаетесь с разными людьми, то учитесь отражать атаки мошенников простым нажатием отбоя при первых подозрительных фразах.
Беседовала
Анна ЖУРАВЛЕВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также