Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Ушли моряки в бессрочный поход

Газетный выпуск № 2020_94
06 августа 2020 12:05 Общество

На следующей неделе, 12 августа, исполнится 20 лет со дня трагедии на подлодке «Курск». Накануне этой скорбной даты еще раз вспомним о крупнейшей  катастрофе начала века, о героях-подводниках, которые, погибая на своем боевом посту, проявили истинное мужество и верность присяге

Они служили на отлично
В августе-октябре 1999 года лодка участвовала в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море, перед этим выполнив на отлично ракетные стрельбы на приз главкома ВМФ России.
По итогам соревнования за 1999 год АПРК К-141 «Курск» – лучший в 7-й дивизии. Пять его боевых частей – «отличные». 23% членов экипажа – мастера военного дела. Остальные 77% – специалисты 1-го и 2-го классов. Лодка под командованием капитана 1-го ранга Геннадия Лячина готовилась к новому дальнему походу в составе мощной корабельной группы.
25 июля 1999 года экипаж «Курска» принимал участие в военно-морском параде, посвященном Дню Военно-морского флота, в Североморске.
На 15 октября 2000 года из Североморска планировался выход в Средиземное море авианосно-маневренной группы Северного флота, включавшей «Курск».

Последняя учебная атака

В августе-октябре 1999 года лодка участвовала в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море, перед этим выполнив на отлично ракетные стрельбы на приз главкома ВМФ России.

10 августа 2000 года, согласно плану учений Северного флота, «Курск» вышел в море для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и провести учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей (ОБК). На борту лодки были 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды. Командовал крейсером капитан 1-го ранга Геннадий Лячин. Утром 12 августа лодка условно атаковала крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота – атомным крейсером «Петр Великий». «Курск» должен был в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах отмечены 11 часами 15 минутами.
В 11:28 гидроакустик на крейсере «Петр Великий» зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Командир «Петра Великого» капитан 1-го ранга Владимир Касатонов, выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере, поинтересовался, что произошло. Ему ответили: «Включилась антенна радиолокационной станции».
Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада на УКВ по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14:50 корабли и вертолеты из состава ОБК по приказанию КП флота осмотрели район возможного нахождения и всплытия АПРК «Курск». Крейсер не вышел на связь в установленное время – 17:30. О крушении «Курска» военному руководству стало известно вечером, когда в 23:00 командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23:30 АПЛ «Курск» в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена «аварийной».

На глубине 108 метров
Утром следующего дня, 13 августа, на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей во главе с Вячеславом Поповым. В 4:51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Петр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров. По другим данным, глубина составляла 110 метров.
Внешний осмотр с помощью специальных средств показал сильные разрушения прочного и легкого корпусов в носовой части лодки, включающие в себя сквозную пробоину верхней части прочного корпуса площадью в несколько квадратных метров. Характер повреждений однозначно указывал на их происхождение от внутреннего взрыва боезапаса (возможно, частичного) в 1-м отсеке. Согласно предоставленным НАТО выводам анализа гидроакустических сигналов, зафиксированных норвежской станцией ARCES, имели место два подводных взрыва с интервалом 2 мин. 14 сек., причем мощность второго (5 тонн ТЭ на глубине 100 метров) была в 50 раз сильнее первого. Установлено, что выдвижные антенные мачты и перископ АПЛ в момент катастрофы были подняты, следовательно, в момент первого взрыва лодка двигалась на глубине около 30 метров. Второй взрыв произошел в условиях контакта лодки с дном примерно в 70 метрах от места первого взрыва.

Море никого не отдало
Британский и норвежский флоты предлагали помощь, однако Россия вначале отказалась от нее. Все 118 моряков и офицеров на борту «Курска» погибли. Российское адмиралтейство изначально сообщило общественности, что большинство членов экипажа погибло в течение нескольких минут после взрыва, но 21 августа норвежские и российские водолазы обнаружили 24 тела в 9-м отсеке, турбинном зале на корме лодки. Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников написал записку с именами 23 матросов, живших в отделении после того, как корабль затонул.
Спасательные работы велись силами Северного флота и проходили в период с 13 по 24 августа, но оказались безуспешными. Применялись подводные аппараты (автономные станции) АС-15, АС-32, АС-34 и АС-36. По официальной версии, все попытки присоса к комингс-площадке лодки оказались неудачными, поскольку треснуло металлическое кольцо шлюза.
20 августа к работам допустили норвежское судно «Seaway Eagle», водолазы которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ на следующий день.
В операции по подъему тел подводников и секретных документов с затонувшего атомохода «Курск» участвовали шесть российских и шесть норвежских водолазов. Норвежские водолазы сделали технологические вырезы в легком и прочном корпусах в районе 8-го, 3-го и 4-го отсеков. Затем внутри «Курска» для подъема тел погибших и секретных документов работали российские водолазы, прошедшие подготовку в составе 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда ВМФ на аналогичной «Курску» подлодке К-266 «Орел».
По выводу многочисленных экспертных комиссий силовая установка не дала утечки радиации.

Официальная версия
Осенью 2001 года лодку подняли на поверхность и при помощи понтонов отбуксировали в сухой док. Перед этим носовую часть погибшего крейсера отрезали и оставили на дне моря.
Официальный отчет в 2002 году подготовил тогдашний генеральный прокурор Владимир Устинов. Согласно этой версии, «Курск» погиб в результате взрыва 650-мм торпеды «Кит» в 4-м торпедном аппарате. Это довольно старая торпеда, созданная в 1970-е, одним из компонентов ее топлива является пероксид водорода – именно его утечка и спровоцировала взрыв. После этого произошла детонация других торпед, расположенных в носу лодки. Торпеды на пероксиде водорода во многих других флотах не используются больше полувека по причине их небезопасности.
Характер повреждений 1-го отсека таков, что версия о взрыве торпеды кажется правдоподобной. Части торпедного аппарата и гидроакустической станции, другое оборудование были буквально оторваны от корпуса АПЛ. Анализ деформации обломков торпедного аппарата дает основания думать, что внутри него действительно произошел взрыв.

Нашли покой рядом с героями войны
Дань памяти экипажу «Курска» ежегодно отдают в нашем регионе, где проживает 12 семей погибших моряков. По случаю скорбной годовщины на Мемориале павшим в годы войны после литии, которую служат представители церкви, проходят траурный митинг, возложение венков и цветов к памятнику экипажу подлодки. В мероприятии традиционно принимают участие губернатор, руководство области, представители общественности и родственники погибших моряков.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также