Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Курск: сокрытая красота…

Газетный выпуск № 2020_100
20 августа 2020 14:51 История

Когда в конце XVIII века в Курске начали строить здание присутственных мест (на пересечении улиц Сонина и Луначарского), раздавалось множество возмущенных голосов: перекроем вид на купола и колокольни Знаменского собора со стороны Стрелецкой и Ямской. Это при том, что новое здание было всего лишь двухэтажным (за исключением своей восточной части), но и старый собор по высоте нынешнему сильно уступал. В начале пятидесятых годов прошлого века на месте разрушенного здания присутственных мест стали возводить заводской корпус, в то время о сохранности видового пространства уже никто и не заикался…

Так смотрелся Знаменский собор со стороны Красной площади в начале XX века. Курянам и в голову не приходило перекрывать его другими строениями

Сегодня того очаровательно-величественного вида со стороны Тускари и из окон вагонов пассажирских поездов, подъезжающих к Курску с юга, уже нет. Того самого вида, которым когда-то так гордились куряне, о котором с восхищением писал еще Николай Лесков…

У любого старого города, тем более расположенного на возвышенностях, есть одно качество, которое с годами он не должен растерять. Речь идет о видах, которые открываются не только из окон верхних этажей многоэтажных зданий (город плюс природа), но и с уровня мостовой (памятники архитектуры и истории, городские парки…) – для пешеходов. В создании того или иного видового пространства может участвовать и человек, и природа. И если последняя ваяет тот или иной вид миллионы лет, то человек способен испортить созданное ею гораздо быстрее. Впрочем, гомо сапиенс умеет (в формате архитектуры) соперничать с природой и в позитивном смысле, создавая виды, – от иных зданий глаз не оторвешь. Но, на мой взгляд, такое происходит гораздо реже.

Куряне еще не научились ценить то, чем владеют давно и по праву. В пределах расселения во всем мире «золотого миллиарда» красивый вид на окрестности из окон или с балкона – обязательная грань жилья (или офиса) элитного. Именно это останется с вами надолго (если не перекроют другим новым домом) и со временем может повысить стоимость ваших «квадратов».
Впрочем, негласный реестр этих видовых пространств давно существует и среди курских застройщиков. Именно отсюда и возникает неуемная тяга возвести многоэтажный жилой дом где-нибудь на улицах с видами в сторону Тускари или долины Кура.

Тогда давайте попробуем подойти к городским видам (иногда их называют видовыми пространствами или воздушными перспективами) как к полноценной городской собственности – коль уж это востребовано. То есть вид на Тускарь и его долину – это муниципальная собственность, своеобразный объект наследия со всеми вытекающими последствиями. Вид на Знаменский или Сергиевский соборы – тоже. Аналогично – на долину реки Кур со стороны улицы Семеновской… Стало быть, здесь должен присутствовать системный централизованный надзор со стороны городского комитета архитектуры и градостроительства. А вернее, от службы главного художника – очень уж много в этом деле параметров невещественных.
Во всем мире уже давно отказались от точечного проектирования и соответствующей застройки и перешли к поквартальному формату. Везде, но не в Курске. Вспомните хотя бы многоэтажный жилой дом на углу улиц Максима Горького и Кати Зеленко. Во-первых, здание окончательно выпадает из окружающего архитектурного пространства (старинные здания, многие из которых – памятники архитектуры, совсем рядом Сергиевский собор). Кроме того, дом перекрывает вид на тускарные дали и выходит на улицу Горького глухой стеной-брандмауэром.

Любого зодчего всегда волновал вопрос: насколько хорошо его архитектурное детище будет обозреваться. В этом смысле престижное место уже само по себе «знак качества» для архитектора и его заказчиков. Вспомните многоэтажное офисное здание, ставшее там, где соединяются улицы Радищева и Дзержинского. Оно загородило все, что только можно было загородить. Как следствие, возникла проблема – где парковать автомобили офисмэнов? И вот обширная автостоянка уже выдвигается на проезжую часть улицы Урицкого, мешая троллейбусному движению… А если бы вы знали, какие роскошные виды открываются из окон верхних этажей этого офисного «вавилона». Но это только для избранных. Стоит вспомнить и о том факте, что согласно генеральному плану, действовавшему к моменту согласования данного архитектурного проекта, строительство здесь вообще не предполагалось. То есть – высотный регламент оговаривал нулевую этажность. Но ведь не даром сказано: «своя рука владыка». Кстати, одним из знаковых ракурсов Курска в свое время был вид с юго-западного сектора на узнаваемый не только курянами Дом Советов. Теперь эта архитектурно-административная доминанта в значительном секторе спряталась за куда более «значимым» творением.
С конца 50-х годов едва ли не главным по узнаваемости (в том числе на открытках и календарях) был вид на устье улицы Ленина со стороны Красной площади. Здание городской администрации с одной стороны, гостиница «Центральная» – с другой. Они и сегодня достойно украшают город. Но чуть левее этого вида из-за классических контуров гостиницы «Центральная» с недавнего времени нагловато выглядывают («по пояс») здания незатейливых по формам многоэтажных жилых домов, построенных на улице Почтовой. Официальная охрана видовых пространств была бы здесь очень уместна.

Стоит вспомнить, что до начала послевоенной перепланировки с Красной площади был виден не только Знаменский собор, но и Верхне-Троицкий и Нижне-Троицкий храмы. Сегодня они спрятались за домом №2/4 и зданием на углу улиц Марата и Максима Горького. В середине тридцатых годов по кромке площади стояли еще два храма: Николаевский и Фроловский. В двадцатые годы снесли великолепную часовню, что располагалась напротив нынешней гостиницы «Центральная». Еще два храма на Красной площади снесли еще раньше – в рамках екатерининского плана перепланировки города. Сразу несколько церквей каскадом еще в первые десятилетия ХХ века можно было видеть с площади в западном направлении – за Куром. Этим видом любоваласт сама Екатерина II, когда проезжала в Курск…
Вспомните у Пушкина:
Ах, братцы, как я был доволен,
Когда крестов и колоколен,
Садов, чертогов полукруг,
Передо мной открылся вдруг…
Сказано о Москве, но чем вам не Курск?
В 1958 году началось строительство дома №2/4 на Красной площади, и он скоро закрыл половину кинотеатра «Октябрь». Частично случившееся понять можно: речь уже шла не о Знаменском соборе, а всего лишь о кинотеатре. Но ведь и в наши времена на Полугоре собирались строить крупные здания для краеведческого музея и картинной галереи, которые окончательно спрятали бы собор от курян и гостей города. Должно быть, кто-то очередной очень уж хотел поставить свое архитектурное детище в исторической части Курска и у всех на виду. Дескать – знай наших! К слову, в семидесятых годах прошлого века рассматривалась возможность поставить несколько девятиэтажных жилых домов ниже того самого 2/4. Сегодня мы с вами «любовались» бы на Полугоре обшарпанными балконами с развешанным бельем. Помешали соображения вовсе не архитектурного свойства.
В обширный список примеров, когда в Курске строили без всякой проработки архитектурного пространства, можно включить и торгово-офисное здание на углу улиц Ленина и Садовой. Оно проектировалось как пятиэтажное, но уже в процессе строительства аппетиты разгорелись – возвели десять.
О вкусах не спорят, но даже в пятиэтажном варианте оно по своей конструкции и внешнему виду изрядно выпадало бы из близлежащего архитектурного окружения. К слову, тот самый высотный регламент к началу строительства диктовал в этой точке центра города 4-6 этажей. Зато относительно престижности выбранного места – никаких сомнений.
Стоит вспомнить, что вся левая часть Садовой между улицами Ленина и Радищева генпланом 1987 года предназначалась для открытых спортивных сооружений, которые должны были разместиться здесь после сноса в 1983 году стадиона «Динамо». Но времена меняются, а с ними руководители городской администрации и главные архитекторы. Разобраться в такой чехарде временщиков и увидеть здесь какую-то логику преемственности (хотя бы от одного генерального плана развития Курска к другому) – это напрасный труд.
И в завершение. У любого старинного города есть свои фирменные виды, по которым его можно безошибочно узнать. Скажем, в Лондоне – это Вестминстерское аббатство и Биг-Бен, в Париже – Эйфелева башня, в Праге – Староместская площадь и Карлов мост… А в Курске? Сносить раритетные здания мы научились, а вот сохранять, а того паче восстанавливать – пока нет. Вот и получается, что самое заметное строение нынешнего центра Курска – труба ТЭЦ-4. Не по высоте или конструкции, а просто по месту расположения. А ведь это тоже творение курских зодчих…

P.S. Картинки к теме
Что открывается взорам гостей города, когда они выходят из здания железнодорожного вокзала? Серая площадь (к теме – без названия) в окружении столь же заурядных зданий, которые тем не менее полностью перекрывают вид на городской холм. А ведь сам вокзал и видовое пространство перед ним когда-то мыслилось как памятник Курской битве. К слову, в проекте самого Явейна все это выглядит совершенно иначе…
Единственная площадь, которая появилась на центральной улице Курска за последние несколько десятков лет, это Театральная – в начале 80-х годов. Впрочем, осуществить первоначальный замысел так и не удалось. На месте ТЦ «Пушкинский» собирались построить здание музея и картинной галереи под одной крышей. Но сугубо коммерческие интересы возобладали… Выходит, что прекрасный стадион снесли из-за магазина?

Курск в начале 50-х годов. Город еще восстанавливается после войны. Купол Знаменского собора краснеет старой кирпичной кладкой, ведется реконструкция зданий бывшей мужской гимназии
и Дома офицеров. Дом Советов уже вполне по праву доминирует если не высотой, то солидностью.
Сегодня в том же ракурсе он перекрыт офисным центром

Середина 30-х годов прошлого века. Вид на городской холм со стороны Стрелецкой. Одна из проток, которых в слободе было много. Уже снесли колокольни Знаменского собора, но колокольня Николаевского храма все еще выглядывает. Вполне себе пастеральный пейзаж на переднем плане прекрасно сочетается со старым городом на заднем плане. Сегодня вы просто не найдете той точки, откуда производилась фотосъемка

Середина 50-х годов, вид с колокольни Свято-Троицкого храма. На переднем плане – площадь Добролюбова, Барнышевка, трамвайное кольцо и мост через Тускарь. Та же самая площадка на колокольне во время войны использовалась для наблюдения за немецкими самолетами

В восьмидесятые годы прошлого столетия на улице Перекальского начали строить здание зональной школы комсомольского актива, которое скоро полностью перекрыло вид со стороны одноименной площади на левый берег Тускари. И теперь, как ни вглядывайся, – только незатейливая стена. Как говорится, «не расстанусь с комсомолом».
До войны, в середине тридцатых годов, ведущие курские архитекторы всерьез увлеклись идеей переустроить восточную часть Первомайского парка и сам склон к Тускари: белоснежные мраморные бельведеры, каскады мраморных лестниц… Прельщало не только само место, но и вид с кромки холма на затускарные дали. Но скоро площадку под склоном облюбовали энергостроители – для ТЭЦ – и видовая перспектива раз и навсегда была испорчена. 140-метровая труба и вовсе похоронила эти задумки, став полноправной архитектурной «доминантой» города.

Виктор КРЮКОВ
Использованы
фотокомпозиции автора



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также