Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Курские летчики посадили горящий самолет

Газетный выпуск № 2020_103
27 августа 2020 15:44 История

16 декабря 1982 года рейс №395 вылетает из Курска в Одессу с пересадкой в Киеве. До одесского аэропорта остается минут двадцать, и вдруг в самолете происходит возгорание в электрощитке. Командир экипажа принимает решение об экстренном снижении. В этой аварии никто не пострадал.

С тех пор прошло почти 38 лет. А тогда 7 минут 40 секунд (именно столько времени понадобилось, чтобы совершить экстренную посадку) экипаж принимал решения, которые не были прописаны в инструкциях, но позже вошли в перечень рекомендуемых действий при нестандартных ситуациях. Это была команда профессионалов: механик Николай Бородин, штурман Михаил Мартыненко, стажер-командир Владимир Скарюкин, стюардесса Наталья Леонова и отвечавший за все командир экипажа пилот Юрий Ермаков.
Юрий Ермаков – курянин. С 14 лет он занимался в аэроклубе ДОСААФ. Летал на планерах, а в 20 лет впервые сел за штурвал самолета. При поступлении в Сасовское летное училище гражданской авиации его взяли сразу на второй курс, как и всех, кто имел часы налета в аэроклубе. В 1966 году он окончил училище и начал работать на Ан-2. «Кукурузник» использовали для перевозки пассажиров и работ в сельском хозяйстве. В 1975 году Юрий Ермаков уже был командиром экипажа пассажирского самолета Ан-24. В этом самолете 52 пассажирских места. К счастью, в день аварии после пересадки в Киеве в салоне осталось 22 человека.
– Со многими пассажирами я потом переписывался, а с одним – он живет в Курске – и до сих пор встречаемся. Среди пассажиров была бабушка с внучкой. В Киеве ребенку сделали операцию, и они возвращались домой. От возгорания электрощитка пламя распространилось по потолку, стал плавиться пластик. Кабина летчиков наполнилась дымом, мы сразу надели маски, – рассказывает Юрий Ильич Ермаков. – А для пассажиров маски предусмотрены не были. В первые секунды аварии бортпроводница Наталья попросила их срочно пристегнуть ремни и соблюдать спокойствие. Люди применяли импровизированные маски из шарфов и полотенец, но дым сгущался, они могли задохнуться. И тогда наш бортмеханик Николай Бородин предложил приоткрыть переднюю багажную дверь, в которую будет вытягивать дым. Для этого нужно было разгерметизировать самолет. Позже эти действия были введены в рекомендации летчикам.

Самолет взорвался, когда люди были в безопасности

Самолет сажали вслепую, приборы отказали, в кабине летчиков был густой дым, окна покрыла копоть. Вдобавок самолет снижался в сплошной облачности. «Земля» тоже помочь не могла: связь с диспетчером прервалась, как только командир экипажа Юрий Ермаков доложил о возгорании. Огонь усиливался, самолет снижался уже на предельной скорости – 20-25 метров в секунду. С потолка на сжимающего штурвал Ермакова стал капать расплавленный пластик.
– Бортмеханик Николай Бородин проявил мужество и хладнокровие, – вспоминает Юрий Ильич. – Он схватил пальто и держал его над моей головой, обжигая свои руки. Мы вышли из облаков и смогли перейти на визуальный полет. Там – деревня, тут – высоковольтные провода, а вот клеверное поле, куда мы и могли посадить самолет. Шасси решили не выпускать: если колесо попадет в яму, самолет перевернется и все погибнут. Самолет прошел на фюзеляже 330 метров и остановился. Члены экипажа покинули самолет через аварийные выходы и пытались открыть входную дверь, но из-за деформации она была заблокирована. Тогда открыли заднюю багажную дверь и эвакуировали пассажиров. Через несколько минут в самолете начали взрываться баки. К этому времени все уже находились на безопасном расстоянии. Пассажиры держались мужественно, помогали друг другу. Только одна женщина упрекнула мужа, что, прожив с ней 25 лет, он первым выпрыгнул из самолета, не подумав о ней…

Супруги Ермаковы вместе почти 60 лет

Вскоре на место аварии прилетел военный вертолет с врачом, а местный председатель колхоза забрал всех пассажиров в клуб, чтобы они обогрелись и поели. Члены экипажа покинуть место событий не имели права, и председатель решил привезти им еду, но был остановлен прибывшим из Одессы членом комиссии. Как сказал этот чиновник, нечего, мол, их кормить, их, может, в тюрьму надо отправлять.
Две недели шло разбирательство на месте происшествия. В советские времена сведения о катастрофах не разглашались. Но жена Ермакова Нелли, сразу узнав об аварии, прилетела к мужу и поддерживала его в самые тяжелые дни. Разобрались справедливо, исследовали показания черных ящиков и признали, что авария произошла из-за недостаточного технического обслуживания: первопричиной стало короткое замыкание в электрощитке. За профессиональные действия в сложной ситуации экипаж поощрили. Юрий Ермаков получил именные часы. Он был пилотом до 1995 года. Отличник Аэрофлота СССР Юрий Ермаков – на заслуженном отдыхе, как и его любимая супруга – хирургическая медсестра Нелли Григорьевна. Они вместе 59 лет. Познакомились в очереди за билетами в кинотеатр и влюбились с первого взгляда. Ермаков и сейчас летает, как и его младший брат Владимир – тоже бывший летчик, но теперь они пассажиры. А летчиками стали их сыновья.
Анна ЖУРАВЛЕВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также