Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Цифровизация налаживает жизнь

Газетный выпуск № 2020_111
15 сентября 11:54 Вопрос-ответ

Вячеслав Берзин как заместитель губернатора Курской области, кроме промышленности и торговли, курирует вопросы занятости населения, а также связи и цифрового развития региона. Последнее ему, как выпускнику Московского инженерно-физического института
по специальности «прикладная математика», особенно близко. Поэтому нет ничего удивительного, что это интервью состоялось в режиме онлайн – на вопросы «Курской правды» Вячеслав Юрьевич отвечал с экрана редакционного компьютера.

– Курск хоть и областной центр, но пока с одного конца города до другого доедешь, трижды интернет потеряешь. Что уже говорить о районах области, где люди выходят на холм, чтобы сделать хотя бы звонок по мобильному телефону… Вы много лет работали в Москве в сфере информационных технологий. На ваш взгляд, чтобы приблизить область к столице по качеству связи, сколько нужно времени и денег?
– На распространение радиоволн оказывает влияние большое количество факторов: это и рельеф (город у нас, если сравнивать с той же столицей, более холмистый), и плотность застройки, и наличие другого оборудования. Поэтому низкое качество связи не всегда главная причина того, что звонки не проходят. Строительство инфраструктуры для сотовых операторов – это инвестиционный проект, и если в какой-то точке число потребителей услуги связи мало, то для них это невыгодно. Плотность населения в той же Москве несопоставимо выше, чем в Курске и области, поэтому говорить, что в ближайшее время качество связи – при существующих технологиях – выйдет на уровень плотно заселенных крупных городов, наверное, не стоит. Но по тем точкам, где плохая связь приносит неудобства большому количеству людей, мы проводим работу с операторами сотовой связи – они устанавливают дополнительные станции, улучшая качество сигнала.
Каждый раз это предмет отдельных переговоров, примерно в 70 процентах обращений жителей, которые к нам поступают, после проведения таких переговоров с операторами сотовая связь улучшается. Но оставшиеся 30 процентов – это те нерентабельные зоны, в которых, к сожалению, пока решение вопроса откладывается…
Сейчас в области реализуется масштабная программа «Информационная инфраструктура» в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Одна из ее задач – к 2024 году обеспечить 97 процентов домохозяйств широкополосным доступом к сети «Интернет». До настоящего момента мероприятия программы распространялись на населенные пункты численностью свыше 500 человек, сейчас речь идет о населенных пунктах, где проживает свыше 100 человек. Формирование перечня таких пунктов ведется по линии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
– Каковы планы по цифровизации сфер образования и медицины?
– Это, конечно, связано с качеством связи, но в этом плане все оптимистичнее и перспективнее – что касается цифровизации перечисленных сфер, поскольку программа по подключению к интернету социально значимых объектов началась в прошлом году и до 2021 года по области мы должны будем все их подключить.
Цифровизация в сфере образования проводится в том числе в рамках проекта «Образовательная среда». В качестве примера – буквально на днях были открыты новые школы в Курске и «Кванториум» в Железногорске. Очень интересные объекты, оснащенные классами для проведения занятий по цифровой математике, программированию и робототехнике. Цифровая образовательная среда предусматривает оснащение практически всех школ соответствующей инфраструктурой для проведения уроков. На это выделяются средства как федеральные, так и областные.
Вторая часть цифровой образовательной среды – это доступ к сервисам в электронном виде. Мы приглашали к себе столичных коллег, чтобы они продемонстрировали нам решение «Московская электронная школа». И провели сравнение – что есть у них, что есть у нас. Есть отдельные блоки, которых нам не хватает, – это контроль прохода в школу и контроль питания, мы их планируем проработать в этом году и внедрить в качестве пилотных проектов в отдельных школах. Если будет востребовано – распространим дальше по всей области. Но есть решения, которые у нас лучше, чем в столице. К примеру, в Курской области в едином контуре цифрового управления находятся не только школы – здесь и учреждения дополнительного образования, и многие другие. В Москве этого нет, там все решения ориентированы только на общеобразовательные учреждения. Так что решения в области цифровизации образования есть, и неплохие. Кроме того, появилась потенциальная возможность войти в ряд федеральных программ – будем направлять заявки, чтобы получить дополнительное финансирование.
Что касается медицины, здесь основной проект – создание единого контура системы здравоохранения. В первую очередь речь идет о развитии личного кабинета «Мое здоровье» и включении к 2024 году всех медицинских организаций в единый цифровой контур. Организовывается взаимодействие с электронной системой фонда соцстраха, будет налажена единая система скорой медицинской помощи, система лекарственного обеспечения, лабораторных исследований, система телемедицинской консультации. Это основа цифровизации в здравоохранении.
– Это же огромный объем данных, а если вдруг произойдет какой-то сбой, хакерская атака, что тогда? Как защититься?
– Есть общий проект об информационной безопасности, касающийся всех цифровых проектов, – он отдельно инициирован Министерством цифровой связи. Касается как перехода на российское программное обеспечение, так и многих других моментов. Большое количество затрат по его реализации связано с двумя моментами: это увеличение доли российской продукции, поскольку основные риски возникают из-за пределов страны, и цифровая культура, или, если хотите, цифровая гигиена. Многие опасаются потери персональных данных, вирусов – но сейчас есть понимание, как организовывать работу, чтобы эти данные не утекали. Уровень защиты по таким решениям, связанным с федеральными программами, выше, чем в тех же банках хотя бы с точки зрения того, что достаточно контролирующих органов, которые следят за соблюдением уже имеющихся нормативно-правовых и технических рекомендаций. А наша задача как государственных органов – делать так, чтобы инцидентов не происходило, обеспечивать защиту данных…
– Курск – город старый, входит в десятку городов с наиболее возрастным населением, а потому – более консервативный. Как идет переход на электронные трудовые книжки? И есть ли она у вас?
– Да, я написал заявление о переходе на электронную книжку. Могу объяснить почему. Все достаточно просто – свою трудовую книжку я держал в руках несколько раз, когда переходил с работы на работу. И все эти разы я ощущал себя, скажем так, лошадью для перевозки трудовой книжки с одного места на другое. Это трата времени и нервов. Не документ для человека, а человек для документа…
– А губернатор написал заявление на электронную трудовую книжку?
– С точки зрения законодательства это не совсем корректный вопрос… У меня есть статистика по области, если хотите. Пока получено порядка 118 тысяч заявлений, чуть более 7 тысяч это те, кто выбрал электронный вариант, 94 процента курян предпочли вариант на бумаге… Но количество тех, кто переходит на цифровую книжку, будет увеличиваться – тут нет вариантов. Во-первых, начиная со следующего года, те, кто впервые трудоустраивается, будут получать трудовую книжку в электронном виде. Во-вторых, возможность перехода на такую книжку сохраняется, даже если человек уже написал заявление на бумажный вариант. Единственное – нельзя будет отыграть назад, если было принято решение перейти на электронную книжку.
– Давно обсуждается введение карты жителя Курской области по аналогии с Москвой, на каком этапе мы находимся?
– Подготовлен проект нормативно-правовой базы, существует договоренность как с банками, так и с торговыми сетями – региональными и федеральными. Карта жителя, кроме платежных функций, будет давать и другие возможности. На нее будет перенесен транспортный функционал, есть предварительная договоренность с торговыми сетями о подключении карты к программам лояльности. На первом этапе это будут бонусы и скидки, в перспективе на карту жителя будут переведены социальные программы. В области большое количество различных льготников, будет удобнее, если все виды льгот они будут получать таким образом. Мы идем достаточно аккуратно, если помните, несколько лет назад по всей стране проходило внедрение Универсальной электронной карты – не хочется натолкнуться на те же проблемы. Но в ближайшее время карта жителя появится, я надеюсь, уже к концу года…
– Какие курские промышленные предприятия наиболее пострадали от введенных на период пандемии ограничений?
– Наиболее пострадавшие – сфера услуг и транспорт. Некоторые ограничения здесь, которые мы вводили, действуют и сегодня (например на трансграничные поездки), хоть и в меньшей степени. Меньше всего пострадал сектор АПК. Если говорить про промышленность – по ней ограничений практически не было, все предприятия могли свою деятельность планировать самостоятельно. Падение спроса, конечно, нанесло определенный удар по тем, кто производит непродовольственные товары. В области есть предприятия, которые работают по так называемой «давальческой» схеме, их головные структуры находятся в Подмосковье. Одно из таких предприятий пострадало достаточно серьезно, первое – когда началось снижение потребительского спроса, второе – когда объем продукции начал падать…
– Получается, что региональное сотрудничество, которое столько лет налаживалось, в период пандемии сыграло с нами злую шутку?
– Я бы сказал так – нам пришлось перейти на ручное управление в рамках межрегионального сотрудничества. Рыночная схема производства, когда все регулируется спросом, в рамках пандемии потребовала от нас административных решений. Мы продолжили сотрудничество с другими областями, они нам писали запросы – с просьбами возобновить деятельность конкретных предприятий. Сейчас у нас есть понимание, в каком порядке вводить ограничения, если вдруг что-то произойдет, чтобы это минимально отразилось на экономике.
– А что скажете насчет «удаленки», что показал опыт курских организаций? Появятся ли у нас компании, которые полностью перейдут на дистанционный режим?
– В области много предприятий, которые по объективным обстоятельствам этого сделать не могут. Это как промышленные, так и сельхозпредприятия, где люди работают с оборудованием, с землей – их домой не заберешь. Что касается дистанционной работы, здесь можно говорить о сфере услуг либо об офисной работе. Кстати, на уровне администрации Курской области мы несколько сотен рабочих мест для дистанционной работы обеспечили. Большинство совещаний было переведено в дистанционный формат, а количество видеоконференций выросло в шесть раз.
Многие компании продолжают работать дистанционно до сих пор. Но сказать, что в области все массово перейдут на «удаленку», не могу. Тут каждый будет решать для себя. Это удобно, но это другой стиль жизни. Самое главное люди поняли, что так работать можно. В другие времена для осознания этого потребовалось бы несколько лет. С этой точки зрения пандемия невольно сослужила добрую службу, цифровые технологии стали тем инструментом, который помог наладить жизнь…
– Отсрочки по микрозаймам и нулевые кредиты. Насколько широко эти меры применялись в области в период пандемии?
– Если мы говорим про кредиты и субсидии на поддержку занятости – на настоящий момент одобрено 159 кредитов, выдано 114 на сумму 137 млн рублей. Реструктуризация – одобрено 589 заявок, проведено 502 на общую сумму 2,8 млрд рублей. По доле заявок, одобренных на реструктуризацию, Курская область находится в тройке лидеров по ЦФО.
– Какие направления для малого и среднего бизнеса вы считаете сейчас наиболее перспективными?
– Вопрос, который всегда актуален, и не только в пандемию – на чем сфокусироваться нашим предпринимателям. Что у нас развито в области, вокруг чего можно строить бизнес? Агропромышленный комплекс – у любой деятельности, связанной с развитием АПК, шансы на успех высоки. В обрабатывающей промышленности – переработка сырья. Плюс в том, что продовольственные товары нужны всегда и везде. Говоря о перспективных отраслях, будет несправедливо не затронуть IT-сферу – в настоящий момент велико количество мер поддержки как со стороны государства, так и региональных.
Сфера услуг сильно пострадала в пандемию, поэтому многие думают, что не стоит сейчас открывать рестораны и кафе. С моей же точки зрения, заведения общепита с хорошей и вкусной едой всегда найдут своего ценителя. А вообще, если человек готов вкладывать душу, он добьется успеха в любом направлении…
Беседовала Татьяна Ласточкина



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также