Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Воспоминания о будущем…

Газетный выпуск № 2020_124
15 октября 2020 16:23 Публицистика

Курск будет основательно обновляться к своему 1000-летию, и процесс этот уже начался. Однако на какие особенности города хотелось бы обратить внимание прежде всего? Так сразу и не скажешь… А почему бы не на названия улиц?
Этот материал о том, как на уличных указателях Курска причудливо смешались вполне принятые горожанами названия и те, что сегодня вызывают большие сомнения.
Но прежде всего – как в названиях улиц затейливо переплелись прошлое (древнее и не очень) и будущее. Отсюда и название статьи.

Начало улицы Веселой (Зеленко) в конце 50-х годов ХХ века. Это одна из немногих улиц Курска, сохранивших свое первоначальное название (Веселая) с конца XVIII века. По городской легенде, она называлась так и до 1782 года – за обилие увеселительных заведений

Что бросается в глаза, когда посещаешь любой город (а тем более древний) в первый раз? Здесь – каждому свое, а мне – как раз имена магистралей и площадей. Невольно ищешь совпадения со своим родным городом или, наоборот, – оригинальные варианты. К сожалению, оригинальных не много – в отличие, скажем, от улицы Ленина. Ее обязательно встретишь «от Москвы до самых до окраин» – всего в нашей стране таковых около 7700 штук. К слову, до 1934 года в Курске имелось аж три улицы имени вождя мирового пролетариата. Но об этом – ниже.
Впрочем, такому названию досталось лишь 14-е место списка ФИАС (Федеральная информационная адресная система). Даже если в одну кучку собрать все слова, которые так или иначе связаны с вождем (улицы Ильича, Ленинская, Ульянова), то он всего лишь девятый в списке. Гораздо выше в списке персоналий Юрий Гагарин, Сергей Киров и Александр Пушкин. Правда, этот самый список (ФИАС) каждый год меняется и далеко не в пользу улицы Ленина.
Не менее востребованы на уличных указателях ученые, художники, музыканты, архитекторы, врачи и композиторы. Среди самых часто встречающихся деятелей литературы, увековеченных в российских топонимах, помимо Пушкина, – Маяковский, Толстой, Островский, Горький, Некрасов, Лермонтов, Гоголь, Чехов.
Наиболее популярные названия улиц в России, если верить интернету, – Лесные и Центральные. Следом за ними – Садовые и Парковые.
То есть, если судить по названиям улиц, наш город в этом смысле можно назвать усредненно-типовым, и это довольно обидно – ведь его судьба наполнена яркими, уникальными событиями и прославлена громкими именами. Тогда почему курскую Красную площадь окаймляют улицы «чужих» для Курска Марата, Урицкого, Луначарского и Радищева? К слову, в нынешней России площадь с названием «Красная» располагается в центре не ф девяти областных центров.
Все более актуальной становится туристическая привлекательность нашего славного города в преддверии его 1000-летия. Именно названиями улиц и площадей можно подчеркнуть солидный возраст и исторические регалии, при том, что деревянный большую часть своей жизни Курск не сохранил для нас ни городской крепости, ни каменных зданий старше 200 лет. Мало того, некоторых «старожилов» мы еще и сносим. Тогда каким образом гость города сразу и без объяснений экскурсовода может убедиться в том, что перед ним старинный град, доблестно переживший монголов, Литву, смуту, регулярные нашествия крымских татар, поляков и запорожцев в XVII веке и много чего еще? Впрочем, и рассказ экскурсовода нужно к чему-то привязывать, а иначе повествование просто не вызовет доверия и интереса. А то ведь, если судить по нынешним названиям большинства наших главных улиц, складывается впечатление, что Курск начался только после 1917 года. Судите сами: по главному пути туристического автобуса следуют одна за другой улицы Карла Маркса, Ленина, Дзержинского, Энгельса, Кулакова, Ленинского Комсомола… Вот мы и «проехали» через весь древний Курск, умудрившись не изменить верности давно уже ставшему неактуальным «коммунистическому пути». Можно изменить маршрут, включив в него улицы: Социалистическую, Советскую, Пионеров, Красный Октябрь, Коммунистическую, Большевиков и так далее – не сбившись с «верного» пути. А уж персоналий, что напоминают о тех временах в названиях и того больше: Киров, Урицкий, Луначарский, Халтурин, Либкнехт, Дубровинский, Аристархова, Артем, Димитров… Так может быть, Курск на самом деле возник сравнительно недавно и все разговоры о славных курянах, что упомянуты в «Слове о полку Игореве», это все «от лукавого»? Скажем, ни одного курского губернатора XIX века в названиях вы не найдете, а ведь среди них были весьма достойные люди, много сделавшие для курян. Впрочем, имен секретарей обкомов КПСС (или ВКПб) тоже нет, и это как-то выпадает из оговоренного выше прокоммунистического ретро-вектора.
К слову, улиц Халтурина в городах России аж 149. Как откровенный террорист удостоился такой чести в стране, которая противостоит терроризму во всем мире?
И еще. Скоро Радищева, Белинского, Добролюбова или Герцена будут помнить лишь специалисты. Их имена все реже звучат на школьных уроках. Правильно это или нет, судить не берусь. Но почему им столько чести на уличных указателях в старинном провинциальном городе, где эти господа при жизни если и бывали, то проездом и ничего полезного конкретно для Курска не сделали?

60-е годы XIХ века, вид с крыши Знаменского собора. На заднем плане Сергиевский и Свято-Троицкий соборы. Улица Сергиевская
(ныне – Максима Горького) пересекает территорию, где сегодня располагается Первомайский парк, и тянется до здания присутственных мест

Кто-то скажет, что переименовывать улицы в современном городе слишком дорого. К этому доводу мы с вами уже привыкли. Тогда давайте хотя бы безобидно пофантазируем: как можно было бы назвать улицы и площади Курска, чтобы подчеркнуть его исторические и духовные заслуги, устранить все чуждое? Мало того – использовать улицы и площади в качестве своеобразного учебника истории. Скажем, улицу Марата переименовать в улицу Екатерины II, много сделавшей не только для России в целом, но и конкретно для Курска. Или помянуть в новом уличном названии Всеволода-Буйтура – курского князя времен «Слова о полку Игореве».

Фрагмент карты Курска 1934 года.
Завокзальная часть города.
Улицы Ленина, Сталина,  краснознаменная Советсткая, Социалистическая, Льва Толстого, Калинина

Улицу Урицкого переименовать в улицу 1782 года, вспомнив тем самым начало нынешнего Курска. Луначарского – в Пятницкую, именно так называлась главная крепостная башня старинной курской крепости, рядом с былым местом которой эта улица сегодня пролегает. Кстати, в таком имени будет еще и память о снесенной Пятницкой церкви, что стояла когда-то на Красной площади… Но вот участок от поворота нынешней улицы Луначарского в сторону улицы Дзержинского величать Никитской заставой – памятуя об одноименной крепостной башне, что красовалась на стыке северной и западной стен крепости. Обширное пространство перед цирком, которое граничит с контуром крепости XVII века, назвать площадью 1612 года – именно тогда куряне героически отстояли крепость и город от польских захватчиков. В Курске много названий, связанных с героическими именами времен Великой Отечественной войны, и это свято. Но почему бы не вспомнить и конкретных защитников города XVII века? Скажем, знаменитого в свое время казачьего сотника Сунбула Анофриева. Кто помнит его сегодня? А ведь человек этот был легендарного героизма и беззаветной преданности своему городу.
Перечень имен, которые хотелось бы увидеть в этом уличном «учебнике истории», можно продолжить. Как не помянуть воеводу Ивана Полева, который в 1597 году руководил строительством новой курской крепости – с нее-то Курск и возродился после нескольких веков забвения. В самый раз вспомнить забытых ныне курских дружинников-ополченцев, что добровольно приняли участие в защите Севастополя в 1854 году. Ополчение собирали тогда во многих регионах России, но активно воевали только куряне. Именно поэтому в Севастополе, Николаеве, Одессе, Херсоне и других городах Крыма и юга Украины есть Курские улицы. А мы своих героев почему-то забыли. Была в свое время улица генерала Белевцова – человека, который руководил в Крыму курскими дружинниками, но ее переименовали в улицу Челюскинцев.

Фрагменты карты Курска 1935 года.
Стрелецкая слобода. Улицы Ленина, Маркса, Дзержинского, Кагановича

Однако вернемся к упомянутым выше трем улицам Ленина. Знаете ли вы, что самое глобальное переименование улиц Курска произошло вовсе не сразу после революции, а в 1934-1935 годах, когда город стал областным центром? Дело в том, что до этого момента старинные слободы Курска (с 1928 года) были самостоятельными административными единицами, обладавшими правом именовать свои улицы без оглядки на соседей. Вот и получилось, что в объединившемся Курске числилось сразу несколько улиц Ленина, Сталина, Карла Маркса, Кирова, Пионерских, Советских, Коммунистических. Это нужно было срочно исправить. Исполнили без промедлений, не посчитавшись с затратами.
Впрочем, вернемся к нынешним временам. Во многих городах России (и не только России) есть Курские улицы. Таковых городов мне удалось найти больше сорока. Даже в далеких Южно-Сахалинске, Новосибирске, Челябинске, Чите, Уфе… Надо полагать – в честь Курской битвы. Есть таковые в Донецке, Луганске, Мариуполе, Макеевке, Дружковке, Горловке, Славянске… Не пора нашему городу ответить тем же… К имиджу города постепенно прибавятся очень яркие грани, которые трудно будет не заметить. Даже переименовывать не надо – в Курске все больше появляется новых улиц.

Херсонские ворота на одноименной улице (ныне улица Дзержинского).
Только с 1967 года название ближайшей из поперечных улиц изменили, дав ей имя Павлуновского, а раньше долгие десятилетия она так и называлась – Воротняя. До этого она была Городовой, поскольку именно с нее Курск и начинался

Но продолжим фантазировать. Улице чекиста Павлуновского, славившегося своей жестокостью, в самый бы раз вернуть название Воротняя, в память о Херсонских воротах, которые куряне построили, встречая Екатерину II, возвращавшуюся из путешествия по южным владениям. Московскую площадь стоило бы переименовать в Московскую заставу, поскольку совсем недавно это была северная окраина Курска.
Какое название более всего подошло бы нынешней улице Дзержинского (в РФ таких 1107 штук)? Скажем, Георгиевская – храм, посвященный этому святому, стоял здесь до 30-х годов прошлого столетия. Когда-то существовала традиция, величать улицы как раз в честь храмов, в нашем варианте – с надеждой на их восстановление.
Есть еще одна особенность любого старого города, которую необходимо вспомнить. Былые названия улиц, площадей, рынков надолго остаются в человеческой памяти. Скажем, Красную площадь куряне несколько десятилетий величали по-старому – Торг. Соответственно, Николаевский храм, что стоял рядом, называли Никола на торгу. Разрушили Покровский храм (угол Верхней Луговой и Большевиков), переименовали улицу, но горожане несколько десятилетий упорно величали рынок (нынешний Центральный) Покровским. Еще более яркий пример – Барнышевский рынок. В свое время это название родилось от фамилии Бурнашева (генерал, дипломат, писатель, один из первых курских губернаторов). Где-то неподалеку от нынешней площади Добролюбова находилось его владение. Сегодня едва ли не всех возрастов горожане помнят, что такое Барнышевка. А вот площадь Добролюбова известна уже не каждому. Так может быть, пора восстановить справедливость? В том же «пакете» и парк Героев Гражданской войны, который куряне по сей день величают Бородино, чаще всего не зная происхождения этого неофициального названия. И тут, наверное, уже ничего не поделаешь. Может быть, в этом неосознанный протест горожан с нынешним названием? Во всем мире давно уже пришли к выводу, что не бывает в любой гражданской войне правых и виноватых, победителей и побежденных.

Фрагмент карты Курска 1934 года. Ямская слобода. Улицы Максима Горького, Красноармейская, Чернышевского, Юных пионеров

Стоит вспомнить и о небольшом сквере без названия, расположившемся на развилке улицы Радищева, где она впадает в улицу Дзержинского. Сегодня в нем нет ни смысла, ни красоты. А вот если назвать его в память о разрушенном Николаевском храме, что находился здесь же? Мало того, вместо совершенно неуместной скульптуры «человека с молотом», поставить небольшую часовню – в память обо всех храмах (и часовнях), снесенных в Курске. Скверик сразу станет одной из точек туристического внимания.
Почему площадь перед железнодорожным вокзалом назвали всего лишь Привокзальной. Вроде и не было героического труда курских железнодорожников весной-летом 1943 года по обеспечению бесперебойного движения эшелонов с техникой и боеприпасами? Здание вокзала тех времен разрушили немецкие бомбардировщики, а вот нынешнее задумано архитектором Явейном конкретно – как памятник победителям в Курской битве. Тогда по какой причине это не отражено в названии главной железнодорожной площади?
Даже при намерении со стороны властей переименовать некоторые старые улицы и площади Курска делать это придется в весьма долгосрочно-последовательном порядке. А для начала в самый бы раз выработать некий официальный документ «о намерениях». То есть, как предполагается, на протяжении ближайших десяти-двадцати лет изменить карту города в разделе названий. Что должно в этой сфере перевесить на чаше весов: несомненная самобытность провинциального города с тысячелетней историей или же банальное нивелирование под «общую гребенку»?
Виктор КРЮКОВ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также