Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Все – на баррикады!

Газетный выпуск № 2020_127
22 октября 2020 20:01 Общество

Всем, кто знаком с историей Курской битвы, известно о строительстве на фронтовых рубежах глубоко эшелонированной обороны под Понырями и Обоянью. Но к обороне ведь готовился тогда и сам Курск. Об этой пока мало исследованной странице нашей истории собрал факты и редкие снимки наш внештатный корреспондент Виктор КРЮКОВ

Ветераны-каменщики возводят баррикаду на улице Горького

После кровопролитных зимних боев в начале 1943 года на советско-германском фронте наступило временное затишье. Главное внимание немецких войск было приковано к району Орла, Курска и Белгорода.

Выработка плана действий советских вооруженных сил на лето 1943-го началась еще в марте. 16 марта Военный совет Центрального фронта принял два постановления. Одно «О строительстве фронтовых оборонительных рубежей» определяло задачи фронта по строительству рубежа Плавск – Ливны, укреплению Курска; в другом перед руководителями Курской, Тульской и Орловской областей ставились задачи по мобилизации местного населения в помощь 34-му управлению оборонительного строительства резерва главного командования (начальник – полковник Трофим Иванович Понимаш), выполнявшему наиболее сложные работы.

Одновременно с принятием упомянутых выше документов был создан Курский комитет обороны во главе с первым секретарем обкома партии Павлом Ивановичем Дорониным. 28 марта городской комитет обороны принял постановление «О подготовке строительства оборонительных рубежей». В документе затрагивались вопросы планирования строительства оборонных объектов.
Особое внимание при инженерном оборудовании плацдарма уделялось укреплению городов. Ставка требовала приспосабливать все города и крупные населенные пункты к ведению обороны, даже если они находились в окружении.

Генеральный штаб предложил использовать при организации обороны Курска опыт Ленинграда. В середине мая 1943 года представители Генерального штаба проверили ход работ в городе. Генштаб предложил решить оборону Курска по принципу города-крепости.

Амбразуры в окнах и дверных проемах здания администрации на углу улиц Ленина и Марата

Непосредственно в городе были построены 16 батальонных районов обороны, внешний обвод, 130 артиллерийских ДОТов, более 900 ДЗОТов. Большинство зданий превращалось в опорные пункты, на улицах возводились баррикады. На случай выхода из строя водопровода пробурили 12 артезианских скважин. Курск был приспособлен к круговой упорной обороне и к уличным боям. Строили оборону города рабочие восьми строительных колонн и около 20 тысяч горожан. Обезлюдивший за время оккупации город нашел трудовые ресурсы: молодежь и ветераны, женщины и совсем юные куряне.

«Эй, комроты, давай пулеметы!»

Пулеметный бронеколпак представлял собой железобетонный стакан с такой же крышей и квадратной амбразурой для стрельбы. Диаметр – полтора метра, толщина стенки – около 15 см. Причем со стороны амбразуры стенка была толще. Предполагалось, что такой колпак будет устанавливаться на соответственно подготовленный окоп и со всех сторон (кроме амбразуры) засыпаться землей. Стенка такой толщины не могла эффективно противодействовать пулеметной пуле и даже пуле, выпущенной из карабина. Зато от осколков «колпак» помогал. Одним словом, боевой ресурс у него был небольшим, но в любом случае больше, чем у незащищенного бойца-окопника.

В Курске к началу войны железобетонное производство развито не было. Стало быть, изготавливали где-то в другом месте. Причем их крупносерийное производство началось еще в 1941 году. На представленной здесь фотографии снесенного памятника Ленину (декабрь 1941-го) есть одна деталь: на заднем плане свален десяток таких колпаков. Надо полагать, их привезли в Курск заранее, но воспользоваться в короткой обороне города не успели. Применили позже, когда возникла необходимость заняться оборонительными сооружениями в городской черте. Как минимум два поставили на склоне от нынешней улицы Перекальского в сторону оврага, три колпака – по верхней кромке склона от улицы Семеновской в сторону Кура, один – в земляной баррикаде около краеведческого музея. Последний до сих пор стоит во дворе музея рядом с танком…

Надо сказать, что такое сооружение было во время войны весьма востребовано. Скажем, непосредственно в границах Москвы конца 1941 года смонтировали порядка 250 колпаков. На московском направлении в целом их количество превышало несколько тысяч штук. В дальнейшем они применялись почти на всех оборонительных рубежах, на которых сражалась Красная Армия.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также