Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Моряк-подводник из Курска

Газетный выпуск № 2020_145

Имена февральской революции

Николай Ильинский

Подводная лодка «Барс» всплывает на Балтике. 1916 год

Об этом человеке известно мало, поэтому будем лаконичны, как это принято на флоте, и тем более – на флоте подводном. ИЛЬИНСКИЙ Николай Николаевич (1884–1917) – офицер императорского флота, старший лейтенант. Из дворян Курской губернии. Родился в семье отставного поручика Николая Сергеевича Ильинского. В 1905-м окончил Морской корпус – мичман. В 1908-м – обучение в штурманских классах. В 1909-м – флаг-офицер при начальнике 1-го дивизиона миноносцев Владивостокского отряда. В 1910-м учеба на минных курсах и в офицерских классах. По окончании – лейтенант. В 1912 году Ильинский – офицер подводного плавания. С сентября 1913-го по февраль 1915-го – командир подводных лодок «Минога», «Дракон». Далее – командир подводной лодки «Барс», одной из первых дизель-электрических подводных лодок в русском флоте. В феврале-ноябре 1915-го атаковал два немецких крейсера, вынудив их покинуть район боевых действий. Произведен в старшие лейтенанты…
В мае 1917 года подводная лодка «Барс», которой командовал Ильинский, не вернулась из своего 15-дневного боевого похода. 26 мая флотское командование признало гибель подводной лодки и по инициативе председателя временного правительства Керенского назвало экипаж «…первыми погибшими борцами за молодую свободу и честь дорогой Родины». 28 мая в Ревеле (ныне Таллин) состоялась манифестация памяти. В городском соборе была отслужена панихида. Траурная процессия с плакатами и хоругвями с соборной площади пошла к «Русалке», всеобщему морскому памятнику, для возложения к нему венков погибшим на «Барсе»…
В феврале 1993 года лодка была обнаружена шведским минным тральщиком на глубине 127 метров в точке с координатами 21,033 мин. северной широты, 19 град. 51,902 мин. восточной долготы.
В 2007-м почта России выпустила конверт к 90-летию героического подвига экипажа подводной лодки «Барс» с цветным изображением самой подводной лодки и портретом Ильинского.

Подводная лодка «Барс» с наружными торпедными аппаратами. 1917 год

«Барс» был пятым подводным проектом профессора и известного специалиста в строительстве подводных лодок Ивана Бубнова. В качестве двигателей надводного хода на каждой лодке должны были стоять по два дизеля завода «Л.Нобель» (ныне «Русский дизель», Санкт-Петербург) мощностью по 1320 л. с., однако полный заказ был сорван, и штатные дизели получили только некоторые из лодок этого формата. Лодки типа «Барс» были однокорпусными и безотсечными.
Балластные цистерны располагались в оконечностях лодки. Безотсечная конструкция повзоляла командиру иметь весь экипаж на виду и эффективнее им управлять. Однако отсутствие внутренних переборок (стенок) делало лодку крайне уязвимой в случае тарана или сильной течи. Лодка была вооружена двумя носовыми и двумя кормовыми ТА калибра 18 дюймов (457 мм) без запасных торпед, а также восемью наружными решетчатыми аппаратами системы Джевецкого (сняты с вооружения до Первой мировой войны). На части «Барсов» были установлены винты изменяемого шага и деревянные кили. Для лодок Балтийского флота устанавливали паровое отопление и пробковую изоляцию внутреннего прочного корпуса.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также