Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Экорт» не спешит возвращать «жемчужину»

Газетный выпуск № 2020_146
04 декабря 2020 14:01 Экология

Курянин и общественный эколог Андрей Перьков рассказал нам историю старого пруда, который находится в заросшей лесом балке в Фатежском районе и называется Сухочевским – по названию близлежащего поселения. По словам эколога, этот обустроенный еще помещиками водоем многие годы был привлекательнейшим местом, можно сказать, одной из «жемчужин» нашего региона

– По берегам его росли буйные кусты сирени, а под плотиной еще в начале 50-х прошлого века действовало что-то вроде фонтана. Летом здесь стоял шум и гам от купающейся ребятни. В 60-х какому-то головотяпу пришло в голову высыпать по опушке леса кучи минеральных удобрений. Весенним паводком их снесло в пруд, и массово начала дохнуть рыба, – поведал Андрей Перьков.
Как выяснилось, дальнейшая судьба этого озерца была не самой простой. Головотяпов всегда хватало. Но окрестные жители приложили все усилия, чтобы в 1973 году методом субботников и воскресников восстановить свою «жемчужину».
Первые годы вода в пруду была прозрачной, трава превратилась в длинные водоросли, развелось пропасть карасей, появились цапли. Возобновились купания, игры в хоккей. Между тем уютное местечко облюбовали горожане, стали здесь отдыхать. Чем характерен отдых, всем известно. Пруд стал засоряться хламом. Трапезы с выпивкой загадили все берега и плотину.
– А в 2018 году в пруду произошел мор рыбы, в котором, по мнению большинства жителей Сухочево, виноват «костный завод», – считает общественник.
«В результате протекания вредных веществ из пруда в реку Усожа вода в близлежащей округе стала мертвой, в ней трудно увидеть хотя бы малую рыбешку», – информируют местные жители губернатора Курской области.
По их наблюдениям, из построенного еще в 1970-х годах предприятия для утилизации трупов павших животных, жижа стекала в балку и постепенно поганила как здоровое болотце с огромным родником и кустами черной смородины, так и сам пруд. Но в те социалистические времена все это происходило как-то замедленно. И запах, присущий подобного рода производствам, почему-то никого не смущал. А вот когда предприятие стало частным и возродилось в виде ООО «Экорт», процессы отрицательного влияния на окружающую среду заметно ускорились. Администрация предприятия в августе-сентябре этого года заверяла, что за восемь лет своего существования у них были практически добрососедские отношения с населением, жалоб от них не поступало и проверки, проводимые надзорными органами, никаких нарушений не выявили. Наоборот, руководство и собственник делали все возможное, чтобы оптимизировать степень губительного влияния на природную среду, свести ее к нулевой отметке. И санитарную зону расширили, и реконструировали очистные сооружения. Прямо захотелось, как в старые времена, походатайствовать о вручении коллективу переходящего Красного Знамени победителей на экологическом фронте.
Правда, более внимательная внеплановая проверка, инициированная в первую очередь администрацией Курской области этой осенью, выявила целый букет нарушений. В итоге Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Росприроднадзора в конце концов оштрафовало «Экорт» на 1 миллион 570 тысяч рублей. Также ООО «Экорт» выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Людей теперь волнует не только специфический запах биологического производства, но и факты появления вредных отходов в природе. Горячие головы уже озвучивают мысль о том, что предприятие следует закрыть.
Только в год ООО «Экорт» принимает почти 15 тысяч тонн биологических отходов, из которых 10 тысяч тонн – с предприятий АПК Курской области. Еще 5 тысяч везут из Орловской и Липецкой областей. Из этих отходов производится порядка 3 тысяч тонн мясо-костной муки, которая затем продается на корм птице. Благодаря высокому содержанию белков, жиров и минеральных веществ кормовая мука является ценным компонентом для производства комбикормов.
Да бог с ней, с мукой. Можно обойтись и без этого компонента в кормлении поголовья.
Есть у медали и другая сторона.
«Экорт» – единственный завод на территории региона, куда свозятся на утилизацию биоотходы. Раньше проблему с утилизацией дохлятины решали просто – закапывали в землю, и скотомогильники были разбросаны по территории Курской области.
Сейчас от скотомогильников отказались, поскольку от них исходит не меньшая опасность. И очень сомневаюсь, чтобы экологов порадовал возврат к старой технологии. Кто-то должен решать эту насущную проблему без создания новых.
О дальнейшей судьбе и перспективах предприятия 15 октября говорили на встрече рабочей группы с участием всех заинтересованных сторон – от надзорных ведомств до общественников. Разговор, говорят, получился жесткий. Исполнительному директору ООО «Экорт» Сергею Горбаневу было предложено разработать «дорожную карту», то есть план мероприятий по ликвидации последствий ущерба почве и водным объектам с указанием конкретных сроков исполнения по всем пунктам. «Дорожная карта» должна была быть готова к 25 октября.
На календаре – начало зимы. Судя по всему общественники, которым отводится важнейшая роль наблюдателей за детальным исполнением работ, должны давно выйти из стартовой позиции. Сопредседатель регионального штаба ОНФ Сергей Григорьев, возглавляющий представителей от общественных экологических организаций, готовой карты еще не видел, приглашений на участие в мониторинге не получал. Да и размеры превышения ПДК по вредным веществам представляет приблизительно.
Понятно, что коронавирус сильно повлиял на скорость исполнения решений. Но не до черепашьих же темпов.
Борис КИРЯЕВ
Фото Андрея ПЕРЬКОВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также