Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Как война коснулась моей семьи

Газетный выпуск № 2020_148
10 декабря 2020 16:13 Молодая Гвардия

Пробой пера для студентов ЮЗГУ стала тема Великой Отечественной войны. Отрабатывать тут ребятам приходится не только стиль, который, конечно, еще совершенствовать и совершенствовать. Не менее важны в этом проекте личные исследования будущими журналистами их семейных историй, судеб родственников, которых опалило военное лихолетье.  И вот на суд читателей вновь выносим одну из таких пока еще незрелых, но явно от души написанных работ.

«Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Фашистская Германия полностью разгромлена!» – чувствуете ли вы трепет от этих слов, будто ваше тело было очень долгое время заковано в камень? И именно в этот момент он был разрушен, вы вздохнули полной грудью со слезами счастья на глазах, чуть не задохнулись от прилива свободы. Я думаю, никто из нас не сможет испытать этого в полной мере, ощутить так, как люди, которые в этот момент стояли под громкоговорителями и слышали эти заветные освободительные слова. К сожалению, таких людей осталось очень и очень мало.

«Это была война не за город, не за дом, а за каждую комнату», – говорит мне Антонина Павловна Рябченко. Такое доброе лицо, каштановые волосы, большие круглые глаза, такие светлые, блестящие, совсем молодые, но полные печали и боли от воспоминаний тех дней. Голос у нее мягкий, плавный, такой родной. Ее мимика и жесты полны энергии и жизни. Никак не подумаешь, что ей уже 77 лет.
Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Ее семья не стала исключением. Судьба была к ней жестока: ей было всего 11 лет, когда началась Великая Отечественная война. Она рассказывает: «В том, что война будет, вообще мало кто сомневался. В те годы активно велась работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Все мы знали, что есть враг, который может в любой момент напасть, и тогда придется защищать Родину всем и каждому. Такой же настрой был и у моей семьи – брат, отец, мать. И все же объявление о начале войны стало для всех неожиданностью: мы не думали, что это все начнется летом, в июне. Мы ждали позже. Но точно знали одно: что теперь надо ждать героической победы и строить ее каждый день, по кирпичикам. Такие мысли были не только у взрослых, но и у меня, у моих ровесников. Правда вот трудности, которые принесет с собой война, никто себе и представить не мог, все ждали быстрой победы. Был и голод, и холод. Непросто было жить в тыловых условиях, ох как непросто.
Все до едина были хорошо информированы о ходе войны, о каждом сражении. Можно было не знать математику, отставать в литературе, но вот не знать военную сводку считалось постыдным. Каждый наш день начинался с ее обсуждения. Сила духа была велика не только у тех, кто тогда воевал, но и у нас, детей, которые находились в тылу.
Позже половину школ закрыли, там были госпитали. Учиться приходилось в три смены. В свободное время мы создавали концертные бригады, готовили выступления для раненых, чтобы поддержать их в госпитале. Уже тогда начался страшный голод. Солдаты это все понимали и часто угощали нас хлебом, сахаром – это было главное лакомство.
Самым тяжелым, правда, был вовсе не голод, не работа, которую приходилось выполнять в тылу наравне со взрослыми, и не какие-либо лишения. Самое тяжелое – это узнавать о гибели родных, близких и знакомых. Мой отец, Павел Устинович Рябченко, ушел на фронт, как только началась война. Он защищал железнодорожные переезды. Каждый день сталкивался лицом к лицу с врагом. Мы ждали его особенно. Каждый день молились, чтобы с ним все было хорошо. Он погиб 23 февраля 1943 года. Мы получили обычный треугольник, коих было очень много, в них мой отец рассказывал о фронтовых делах. Но в этот раз почерк был нам вовсе не знаком. Стало очень страшно, по всему телу пробежала дрожь. Это оказалась похоронка. Я не кричала, не плакала, а просто осела на скамейку рядом с домом, еще очень долго смотрела в пустоту. Мир будто стал бесшумным. Я не помню, что было потом в тот вечер. До сих пор не верится, что он так никогда и не вернулся. Он часто снился мне.
День Победы для нас стал особенным. Утром шел сильный ливень, было прохладно. Уже цвела сирень. И вот, когда объявили о Победе, небо тут же очистилось. Все просто шли на улицы. Эту радость нельзя описать ни одним словом, существующим в любом языке. Этот день мне запомнился на всю жизнь. Дождь, солнце, праздник. Несмотря на то, что впереди было еще много работы, много и послевоенных испытаний, для всех нас этот день стал самым счастливым во всей жизни.
Я очень любила слушать рассказы о войне от моей прабабушки. Ласково я называла ее «Тоня». «Бабушка Тоня, ну расскажи еще что-нибудь, ну пожалуйста, ну хоть минутку», – всегда просила я. Для меня все эти истории казались каким-то невероятным приключением. Ее не стало, когда мне было всего 6 лет. Я поняла все уже позже, потом. Повзрослев, я осознала, насколько же это было страшно, как ей на самом деле тяжело пришлось, как ей не хватало отца. Я бы сейчас все отдала, лишь бы на минутку увидеть ее, рассказать, как живем сейчас, показать, что все это было не зря.
Для меня Антонина Павловна – настоящий герой. И пока еще живы такие герои, нужно цепляться за каждую возможность хотя бы просто побыть с ними рядом, прикоснуться через них к истории своей великой Родины. Мы живы только лишь благодаря этим людям, благодаря им имеем все, что у нас есть. «Вечен ваш подвиг в сердцах поколений, жизнью своею потомки обязаны вам!»
Дарья Александрович

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять