Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Возвращение к истокам

Газетный выпуск № 2021_004
15 января 2021 13:17 Край мой соловьиный

Кому и зачем нужны сегодня народные промыслы?

Водяная мельница, которая станет основой курской этнодеревни

Начнем с парадокса: региональный туризм, который основан на демонстрации народных ремесел и промыслов, прочно увязан с развитием мозга у наших детей.
И все просто – заинтересовавшись, например, рукоделием и начав лепить, вышивать или плести, ребенок совершенствует кроме всего прочего и свое мышление – мелкая моторика рук, как это давно доказано, устанавливает новые логические цепочки в мозге и обновляет уже имеющиеся.
На эту тему рассуждал кандидат философских наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Курского института развития образования Евгений Силаков в своей лекции в рамках «Курского просветительского лектория», который работает на базе Дома знаний. Николай Кликунов, руководитель проекта «Лекторий», задал Евгению Святославовичу коварный вопрос: «А разве не развивается мелкая моторика и мышление у детей, когда они играют в компьютерные игры, – с джойстиком и клавиатурой тоже надо уметь управляться?».
Ответ: при этом развивается все что угодно, кроме творческого мышления. Силаков, который сам умеет многое делать из того, что относится к разряду ремесел, сказал, что, когда ребенок вылепит первую в своей жизни свистульку из глины, доведет дело до конца и наконец-то раздастся веселый свист, то радости не бывает предела («у меня получилось!») и он бежит делится эмоциями с друзьями и родителями.

Народные промыслы – это всегда интересно, ярко и красиво

И еще. В Калифорнии, в Силиконовой долине, где живут и творят современные цифровые маги, в школах для детей сотрудников IT-корпораций нет ни интерактивных досок, ни компьютеров, ни смартфонов. Там начальное образование получают без этого, зато много лепят, вышивают бисером, в общем, занимаются развитием мышления.
А мы, наоборот, торопимся ребенку всучить планшет, и пусть себе развлекается. Это неправильно. Лучше вместо этого свозить детей в «Кострому» – этнографическую деревню в Белгородской области. Моя дочка была там с друзьями в пятом классе, и не оттуда ли она привезла увлечение делать игрушки – вязаные, шитые, валяные из шерсти.
И в Липецкой области есть нечто подобное – «Кудыкина гора». То есть соседи уже подсуетились и вовсю развивают наряду с туризмом и народные промыслы. Если взять расстояние подальше, то там тоже уже вовсю работают над этим. Например, в Ленинградской области есть этнодеревня Верхние Мандроги, куда туристы прибывают на теплоходах…
Мы к этому только приступаем. Летом в селе Красниково Пристенского района после реконструкции открыли водяную мельницу. Там будет построена этнодеревня, гостиница, пляж, часовня. Недалеко от мельницы будут построены подворья традиционных ремесел.
Место очень удобное – десять километров от федеральной трассы, на равном удалении от Курска, Белгорода, Старого Оскола, недалеко и Воронеж. Губернатор Роман Старовойт в одном из своих телевыступлений сказал: «Надеемся, что там появится жемчужина курского края. Уже в следующем году появятся первые объекты».
Но хорошего много не бывает. Тем более что Курская область настолько богата талантами и местами, где еще живы народные ремесла, что при одной только мельнице все не уместишь.
Как сказал Евгений Силаков: «У нас только Большесолдатский район и Суджанский настолько богаты этим, что только пропагандируй и помогай, вообще юго-запад Курской области – это отдельная песня, там полный ассортимент народной культуры».
Поэтому во время лекции родилась идея – а почему бы кроме стационарной этнодеревни не сделать и «выездную». Что-то вроде фестиваля ремесел и промыслов хотя бы раз в год. И место даже определили предварительно – Фатежский район, село Солдатское, у реки Усожи.
В этом месте, по словам Евгения Святославовича, есть холм, вокруг которого всегда проводились народные празднества и гуляния еще с далеких, если так можно выразиться, славянских времен.
Николай Кликунов попросил конкретизировать: вот какие пять видов ремесел можно было бы стопроцентно выставить на таком фестивале? Ответ Силакова: гончарное дело, ковроткачество, керамическая игрушка, посуда (дроняевские гончары из Курчатовского района – знатные мастера), плетение лаптей…
Но это так, навскидку, можно и больше. В нашей области, между прочим, в свое время даже гармоники делали – в селе Нижнем Ольховатове Щигровского уезда, в деревнях Воронцове и Карасевке.

Кандидат философских наук Евгений Силаков показывает кандидату экономических наук Николаю Кликунову секреты плетения старинных разноцветных поясков

Кстати, а чем промысел отличается от ремесла? Ремесло – это когда делают что-то для себя, своей семьи, а промысел – это понятие более широкое, здесь изделия готовят на продажу – промышляют, чем и живут.
Причем промысел иногда самым естественным образом рождается из ремесла. Силаков рассказал, например, что у знаменитой нашей глиняной кожлянской игрушки – украинские корни. Жил в Кожле рукастый народ, который промышлял изготовлением глиняной посуды.
К слову сказать, мне повезло, совсем маленьким я видел, как по нашей деревне проезжала совершенно особая телега. По краям – высокие жерди, внутри – сено, а в сене – горшки, кувшины и тому подобные нужные вещи. Возница временами останавливался, что-то покрикивал, подходили женщины, выбирали что кому нужно…
Но вернемся к Кожле. Однажды в село переехала группа жителей с Украины. Но вклиниться в «бизнес» – дело бесполезное. Это и до сих пор так. У каждого мастера были свои секреты. Иногда даже засылали под видом желающих стать подмастерьем «агентов», чтобы вызнать пропорции смеси, из которой делалась посуда, и другие секреты.
Новые кожлянские жители то ли от скуки, то ли все-таки с дальним прицелом начали делать из глины (благо для этого ее много не надо, а так воз нужной глины стоил дорого) всякого рода необычные игрушки.
Они приглянулись не только местным, постепенно интерес к такого рода красивым изделиям рос, и кожлянская игрушка ходко пошла на продажу. Так и родился, как сказали бы сегодня, знаменитый бренд.
«Народные промыслы, – сказал Силаков, – это возвращение к себе, к своим истокам». Ведь любой узор на полотенце, скатерти, рубашке, ковре был не простой выдумкой. Это все символы, значение некоторых уже утрачено, других – живо и по сей день. Крестики, чудо-цветы, орнаменты – все что-то значило, должно было или охранять их владельца, или помогать ему в делах.
Если человек серьезно увлечется изучением всего этого, то он неизменно придет к удивительным открытиям, станет понимать жизнь наших предков не как простое жалкое прозябание, а как бытие, полное смысла. Именно изучая старинные ремесла и промыслы, можно осмыслить, как дивно порой перекликались и переплетались между собой старые славянские верования и христианство.
Сам Евгений Силаков предстал пред слушателями и зрителями в старинной вышитой рубахе. Друзья подарили на юбилей. Ткани – более ста лет, а вышивка – современная, вышивали мастерицы из села Быки Льговского района.
И пока еще живы мастера, владеющие секретами ремесел (хотя говорят, что в Дроняево последний мастер передал свой гончарный круг в краеведческий музей), надо торопиться все это сохранить – хотя бы для наших детей, которым надо развивать мозг и мышление не только с помощью компьютерных технологий.
После лекции для желающих был дан мастер-класс по лепке и плетению поясков. Я выбрал поясок. Дается нелегко. Видимо, какие-то логические цепочки в мозге недоразвиты. Взял заготовку домой – тренироваться…
Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также