Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Характер чемпионов

Газетный выпуск № 2021_006
21 января 2021 14:12 Общество

Ирина Барбашова и Денис Малеев идут по жизни рука об руку – это не просто красивое выражение, а их способ общения. Ирина – незрячая и слышит лишь при помощи слухового аппарата. Денис различает очертания предметов, но с его проблемами слуха аппарат не помогает. Супруги разговаривают при помощи дактилологии. Это особая форма общения, которую используют слепоглухие люди: при помощи пальцев рук воспроизводится орфографическая форма слова речи.

В их квартире очень уютно. Хозяева поддерживают идеальный порядок – каждая вещь на своем месте, чтобы в любой момент можно было ее найти. На стене – фотографии родных, панно из камней, которое хозяйка сделала сама, а на столе – шашечная доска. Шашки для Ирины и Дениса не просто увлечение. Они спортсмены международного уровня: чемпионы России, чемпионы мира, чемпионы Европы, Денис — мастер спорта России по шашкам. Кубки и медали давно не помещаются в галерее, приходится убирать в шкафы.
Ирина и Денис и познакомились благодаря любимому виду спорта – встретились в 2010 году на берегу Волги в Ярославле на чемпионате России.
– Тогда я еще видела. Денис шел по берегу реки, – вспоминает Ирина. – Я поняла, что он незрячий, – в руках была трость. Мы познакомились, у нас оказалось очень много общих интересов, тем для разговора. Прошло какое-то время, и Денис переехал ко мне в Курск. С тех пор мы вместе.

Ход первый: детство
Денису было два года, когда он потерял зрение. Медики считают, что так детский организм отреагировал на длительное лечение пневмонии. В родном Иркутске он учился по системе Брайля в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей.
Любил читать, был увлечен музыкой – занимался и в духовом, и в струнном кружках. А в 14 лет перестал слышать – врачам так и не удалось установить причину.
– Играть в шашки меня научил папа еще до школы, – рассказывает Денис. – Он кандидат в мастера спорта, участвовал в межрегиональных соревнованиях ВОС. Маленьким я очень злился, когда проигрывал: бывало, даже сметал шашки с доски. Папа мне иногда поддавался.
В младших классах начал заниматься в шашечном кружке в школе, которым руководил Галочкин Анатолий Петрович. Первый раз на выездные соревнования поехал в 9 лет в составе школьной команды в Москву. Тогда мне присвоили 3-й разряд. Затем участвовал в различных соревнованиях в ДЮСШ со зрячими ребятами. С ними же ездил на соревнования в Братск и Улан-Удэ, нас тренировал Владимир Родионов. Тогда же начал играть среди взрослых слепых. Соревнования проводились по русским и стоклеточным шашкам.
Ирина потеряла слух в три года: осложнение после гриппа.
До шести лет я говорила очень плохо, – рассказывает она. – Но очень любила рисовать. Расстраивалась, когда не удавалось объяснить, что же я нарисовала. Хорошо помню свою первую учительницу – Клавдию Анисимовну. Во время диктанта она всегда стояла возле моей парты, громко диктовала, следила за тем, чтобы я успевала все записывать. С третьего класса я начала учиться в школе для слабослышащих в городе Искитиме Новосибирской области. Нам не разрешали общаться жестами, а учили говорить. В пятом классе я уже пела в хоре.
Ход второй: студенчество
Денис закончил государственную экономическую академию (сейчас Байкальский государственный университет), трудиться по специальности не пришлось.
– Работать с компьютером на слух, как незрячие, я не могу. А минимальный остаток зрения не позволяет считывать глазами с экрана, – рассказывает Денис. – Единственный выход – специальный дисплей с азбукой Брайля. Сейчас я работаю именно на таком, но раньше о подобной технике можно было лишь мечтать.
Ирина закончила художественно-оформительское отделение в Ленинградском восстановительном центре для слабослышащих.
– Студенческие годы были лучшими в моей жизни, – рассказывает она. – Запомнились походы в Эрмитаж, Русский музей, очень интересные экскурсии, которые проводила наш педагог Галина Николаева. Посетители музея тут же присоединялись к нашей группе, невольно оттесняя нас, студентов. Приходилось просить их не мешать, ведь нам необходимо было видеть Галину Владимировну, мы понимали её по артикуляции. В Курске я работала в Художественном фонде. И сейчас в некоторых учреждениях города есть мои работы. Одной из первых была работа над барельефом, посвященным 950-летию Курска для одной из школ города. Но в 30 лет мне поставили диагноз «синдром Ушера». Зрение стало ухудшаться, и работать по специальности я уже не могла.
В спорт Ирина пришла уже сложившимся, взрослым человеком.
– В 43 года я впервые участвовала в областной спартакиаде инвалидов, – рассказывает она. – Играть я не умела, но сразу почувствовала азарт. Среди 20 соперниц я заняла 10 место. Захотелось научиться играть лучше.

Ход третий: игра и победы
В 2015 году в болгарском городе Кранево состоялся чемпионат мира по шашкам среди спортсменов с ограниченными возможностями. В нем приняли участие около 50 спортсменов из России, Украины, Польши, Израиля, Беларуси, Молдовы. Денис и Ирина представляли Курскую область. Тогда они привезли домой «золото» и «бронзу».
– На этом чемпионате мы были единственными слепоглухими. Поездку организовал Фонд поддержки слепоглухих «Со-Единение», – вспоминает Ирина. – В Москве нас встречали с цветами и огромной связкой воздушных шаров. Шары никак не хотели помещаться в купе. В Курске на вокзале мы их выпустили в небо.
Недавно в курский Центр реабилитации слепых поступил новый инвентарь – две стоклеточные доски с комплектом шашек. Тренировки наших чемпионов теперь будут более эффективными.
– Доски предназначены специально для игры незрячих спортсменов, – рассказывает Денис. Игровые клетки на них сделаны в виде ячеек. Шашка в ячейке хорошо фиксируется.
При необходимости можно проверить расположение шашек руками, уточнить позицию. Сами шашки тактильно различаются: белые от черных, дамка от рядовой шашки. Благодаря ячейке шашка зафиксирована и случайно не сдвинется.
Тотально слепой спортсмен может на такой доске всю партию играть на ощупь руками.
– К каким спортивным победам стремитесь сейчас?
– Сейчас из-за пандемии сложно строить планы на будущее. Продолжим подготовку к следующим соревнованиям: чемпионатам России по русским и по стоклеточным шашкам, чемпионатам мира по шашкам-64 и по шашкам-100 (спорт слепых).

Ход четвертый:
советы будущим чемпионам
– С какого возраста детям лучше начинать играть в шашки?
Денис:
– Чем раньше начинает ребенок, тем большего он может добиться. Бывает, что способности видны сразу. Но не всегда. Кто-то из детей раскроется лишь через несколько месяцев. У нас в спорте требуют сразу результат. Если поехал на соревнования – значит, надо привезти медаль. Это ошибка! Нельзя оказывать на маленького игрока психологическое давление. Надо просто спокойно и долго работать.
Ирина:
– Важен интерес ребенка к шашкам, который взрослым надо вовремя рассмотреть и поддерживать. Моя внучка Саша проявила его уже в два с половиной года. Мы жили с ней на даче в Новосибирске. Вечерами я решала комбинации. Внучка тут же бежала ко мне. Когда дочь спрашивала ее, куда же она идет, малышка отвечала: «Думать!». Тихонько сидела, мы думали вдвоем. А в четыре года она уже сама играла в шашки. У нее был блеск в глазах, ей было интересно. А вот сейчас уже не играет – в Новосибирске не развивается шашечный спорт. А вот в Казани, Костроме, Ярославле есть школы шашек. Может ли научится взрослый? Конечно!
– Какое напутствие дадите юным спортсменам, особенно – ребятам с проблемами слуха и зрения, которые хотят стать чемпионами?
– Терпения и настойчивости. Участвовать в соревнованиях, не отчаиваться из-за поражений. Только на соревнованиях вырабатывается характер, приобретаются навыки. Большую роль играют помощь родителей и наличие квалифицированного тренера.
Елена ГАМОВА
Фото автора



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также