Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Создатель вакцины от коронавируса Денис Логунов: «Никакого геройства в своей работе не вижу»

Газетный выпуск № 2021_016
12 февраля 2021 10:26 Актуально

Во время визита знаменитого учёного в Курск наш корреспондент взял у него эксклюзивное интервью

В минувший вторник в Курске побывал доктор биологических наук, руководитель группы по разработке вакцины «СпутникV» Денис Логунов. Он посетил альма-матер – Курский государственный медицинский университет, который окончил в 2000 году. Логунов выступил с актовой речью на учёном совете вуза. Ему вручили мантию почётного профессора медуниверситета и золотое яблоко – главную награду конкурса общественного признания «Человек года». Корреспонденту «Курской правды» удалось задать знаменитому микробиологу несколько вопросов.

– Денис Юрьевич, куряне присвоили вам звание «Человек года – 2020», что это значит для вас?
– Знаете, это неожиданно очень…

– А как вы узнали об этом?
– Друзья, тоже выпускники мединститута, позвонили из Курска. Я очень удивился – на такое ведь никогда не рассчитываешь. Ходишь на работу, работаешь как все. Никакого геройства я тут не вижу.

– На учёном совете вы озвучили очень интересную версию о том, что коронавирус – это последствие выноса пробирки за пределы лаборатории…
– Я такого не озвучивал – я сказал, что существует такая вероятность. Не буду выносить вердикт, каким образом появился вирус. Но он мог произойти как из природного очага, так и из лаборатории – существуют равные вероятности. Доказать это, в общем-то, довольно сложно, но следов генно-инженерных манипуляций с геномом коронавируса нет. И все спекуляции на эту тему – просто домыслы далёких от науки людей. Те, кто более-менее занимается анализами геномов, таких глупостей не пишут. Возвращаюсь к началу: откуда коронавирус пошёл, непонятно. Следов генной манипуляции, повторюсь, нет. А вероятность, ну, наверное, есть, что из Уханьского вирусологического центра… Но при этом никто не отменял и такую вероятность, что он действительно мог быть на рынке. Летучую мышь там поймали. Или какую-нибудь циветту, как в прошлый раз.

– Это, извините, когда?
– В 2002 году была пандемия SARS – тогда от циветты, считается, произошёл вирус. (Установлено, что источником атипичной пневмонии, вызванной SARS, предшественником COVID-19, стала циветта, хищное млекопитающее семейства виверровых. – Прим. ред.)

– А вы сами болели коронавирусом?
– Нет, потому что успел вакцинироваться. Я делал это уже не в первый раз: у нас был проект по лихорадке Эбола, и мы летали в Гвинею. Был проект по ближневосточному респираторному синдрому, там смертность процентов 36 – гораздо выше, чем при нынешнем вирусе… Мы каждый раз делали прививку, потому что ходили постоянно в «красную» зону, хотя так она тогда не называлась. Рассматривали это как обычный процесс: провакцинировались и пошли работать.

– Сейчас появляются различные новые штаммы коронавируса – английский, австралийский, южноафриканский и т.п. На них вакцина действует?
– Конечно. Мы не смотрели на южноафриканском варианте, но смотрели на тех штаммах, которые циркулируют в России. И сейчас можно сказать, что вакцина против этих штаммов работает. Но вы, задавая этот вопрос, наверняка хотите узнать, будут ли ещё какие-то штаммы и будет ли она и дальше действовать. Трудно ответить. Я считаю, что вакцина будет работать, потому что она индуцирует не только гуморально-иммунный, но и клеточный ответ. Но полностью исключить вероятность, что когда-нибудь на фоне иммунной прослойки возникнет новый штамм, из-за которого нужно будет актуализировать вакцину, я, конечно, не могу. Однако очень рассчитываю, что развитие событий не пойдёт по этому сценарию.

– Ещё одно ваше мнение – по поводу того, прививаться или не прививаться тем, кто переболел. Вы по-прежнему его придерживаетесь или что-то изменилось?
– Мнение не изменилось: если у человека нет антител после заболевания, если у него есть необходимость зайти в «красную» зону и работать там, надо иммунизироваться. Мы же прививаемся против гриппа после того, как им переболели. Нынешняя ситуация с вакциной не отличается от этого. Срок, я думаю, полгода нужно выдерживать. То, что мы видим по длительности работы нашей вакцины, по тем людям, которых вакцинировали ещё весной, – у подавляющего большинства антитела сохраняются около 8-9 месяцев. Но у нас в основном молодые сотрудники – до 40 лет.

– А что касается людей с диабетом?
– Эта болезнь не является противопоказанием. Таким людям можно прививаться. Мы имеем соответствующий опыт: у некоторых наших сотрудников диабет. Если сохранная иммунная система, то можно. С осторожностью нужно проводить вакцинацию при других аутоиммунных заболеваниях, таких как системная красная волчанка, например. Это на усмотрение лечащего врача.

По мнению Логунова, теперь коронавирус будет с нами постоянно. Однако к лету удастся закрыть внутреннюю потребность страны в вакцине, и это позволит привить те самые 70 процентов населения, которые способны создать массовый иммунитет. Приблизительно в то же время, говорит учёный, можно будет расстаться с масками – рано или поздно их надо снимать, поскольку наша иммунная система должна работать и держать удар.

Татьяна ЛАСТОЧКИНА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также