Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Православие и смартфон

Газетный выпуск № 2021_026
11 марта 2021 09:58 Общество

Разговор с сельским священником Владимиром Русиным накануне Великого поста, но не о посте

Фотография уже далёкого 2015 года, когда в храм Димитрия Солунского в Средних Апочках впервые пришло тепло – церковь газифицировали

Священник Владимир Русин, настоятель Куньевского Покровского и Среднеапоченского Димитриевского храмов Горшеченского района, в особом представлении не нуждается. Он активен в социальных сетях, им написано немало книг, сняты фильмы. К тому же, поработав журналистом, он и своим собратьям по перу не отказывает в интервью.
И, между прочим, до сих пор остаётся, как он сам себя обозначил, «преданным подписчиком «Курской правды». Известен отец Владимир и как церковный историк, краевед, председатель историко-архивной комиссии по изучению материалов о репрессированных священниках Курской епархии.
Приближается Великий пост, но вопросы мы решили задать не об этом (в принципе, об этом всё давно сказано, осталось только выполнять), а в целом о жизни Церкви, жизни сельского прихода и сложностях духовной жизни в наше цифровое время.
– Отец Владимир, что происходит с нашей Церковью? Вот вы сами недавно на своей страничке «ВКонтакте» написали, что на службу в Средних Апочках никто не пришёл… Где же возрождение православия, о котором столько говорят? Где переполненные храмы, семинарии, где интерес к аскетической жизни? Ничего не получилось?
– Церковь наша живёт. Меняется жизнь вокруг. Наше общество мне сейчас напоминает тех афинян, что не захотели слушать апостола Павла, когда тот начал им рассказывать о Воскресении Христовом. Жители древних Афин любили новости. И наши современники любят новости.
Но вечно новая Благая Весть не вписывается в узкий новостной формат. За три десятка лет любопытство удовлетворено. К Церкви привыкли. А кто-то уже не скрывает своего раздражения и болезненно реагирует на любые проявления церковности в общественной жизни. Может быть, найдутся недовольные и нашим разговором.
В определённой аудитории сейчас востребованы скандальные известия о событиях с участием священнослужителей и активных мирян. И, увы, одни христиане дают повод ищущим повода. Другие – так увлекаются коллекционированием соринок, что безнадёжно портят себе зрение.
Всё это выплёскивается в информационное пространство и дезориентирует человека, даже если он изначально выходил в пустыню чахлую медиапространства, «духовной жаждою томим». Перефразируя Экклезиаста, можно сказать, что во многой информации много печали.
И эта печаль не даёт человеку жить полноценной духовной жизнью, условия для которой созданы – Христос воскрес!
– Как вы относитесь к деятельности таких людей, как Андрей Кураев, недавно лишённый сана диакона, игумен Сергий (Романов), ныне пребывающий в «застенках»? Личностей их касаться не будем, что в их сердцах – знает только Бог, но вот их активность – это попытка действительно что-то изменить к лучшему в Церкви или же наоборот – разрушительная сила, возросшая на тщеславии?
– Они и им подобные одиозные личности получили в своё время свою часть наследия, но оказались в «стране далеча», как блудный сын из евангельской притчи.
Почему это произошло? Возможно потому, что в Церкви Христовой они искали не Самого Христа и своего спасения, а что-то иное. Самореализации, признания, власти и т.д.
Изменить что-то к лучшему мы можем только тогда, когда сами становимся лучше. «Спасёшься сам – и спасутся тысячи», по слову преподобного Серафима. А когда начинаешь спасать тысячи, то и сам рискуешь погибнуть. Да ещё и по гордости отвергаешь брошенный тебе спасательный круг.

Отец Владимир любит не только писать книги, но и читать.Он частый гость в библиотеках…

– Сегодня много пишут о выгорании священников. Вы служите уже, если не ошибаюсь, 16 лет, вам знакомо это чувство?
– Мне знакомо горение… Но это не моя личная заслуга. Это милость Божия. Быть может, моя священническая деятельность не даёт света и тепла столько, сколько требуется окружающим. Я бываю уставшим, замотавшимся, задумавшимся, забывчивым, но потухшим или перегоревшим себя не помню.
– А как вообще ваши приходы выживают? Точнее даже – на что вы сами-то живёте? Ведь прихожан нет, значит, и пожертвований минимум…
– В Кунье ситуация не столь драматична, как в Средних Апочках. Местных жителей, покинувших село или не желающих молиться в храме, заменяют горожане. Благо, Старый Оскол неподалёку.
В Средние Апочки горожане почти не добираются. Меж тем в том приходе проблем в несколько раз больше. Храм в Средних Апочках, построенный 210 лет назад и вновь открытый ещё осенью 1989 года, до сих пор не восстановлен.
Реставрационные работы ведутся урывками по мере накопления средств, которых у селян не так уж много. И в решающие моменты чудесным образом помощь приходит из самых неожиданных мест: Курска, Воронежа, Москвы, Химок, Республики Марий Эл и даже из Австралии.
Господь даёт понять: есть Его воля, чтобы приход жил. Пусть он и такой малолюдный. Как, к слову, и большинство приходов в сельской местности. Процесс оттока населения из села в город необратим, увы.
А в Кунье мы мечтаем о большом церковном доме с просторным залом для трапез и приходских встреч. Капитальные работы в куньевском храме завершены, остаются ежегодные косметические. В Кунье многие вопросы решаются дружно, потому как ещё протоиерею Роману Братчику, служившему здесь с 1989 по 2005 год, удалось собрать общину.
Из неё вышел и я. Её я и пытаюсь теперь сохранить и приумножить как настоятель. 10 лет с нами служит священник Димитрий Докторович. Он уже в солидных летах и вышел за штат, но ещё крепок и оказывает огромную помощь, принимая значительную часть исповедей в воскресные и праздничные дни. Кроме того, отец Димитрий сам выливает большие свечи для престола и примером своего трудолюбия не даёт лентяйничать мне.
– В одном из интервью вы сказали, что пытаетесь людей вытянуть в реальность из социальных сетей. Удается? И в целом – православие и смартфон, молитвенная жизнь и смартфон – это совместимо? Как-то у архимандрита Рафаила (Карелина) я прочитал, что у человека с телефоном в кармане будут двоиться мысли… И сказано: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих». Но кто готов отказаться от смартфона, да и как это сделать, если на нём завязана вся сегодняшняя жизнь – от связи до оплаты покупок?..
– Чтобы мысли во время молитвы не двоились, я телефон из кармана вынимаю. В алтаре у нас и вовсе сигнала нет – стены метровые.
Социальные сети мне показали некоторых наших прихожан с тех сторон, с которых я их не знал. Что-то меня удивило, что-то порадовало, что-то насторожило. Личное живое общение никакой мессенджер не заменит, но с его помощью можно договориться о встрече.
По слову патриарха Кирилла, «одна из задач священника, присутствующего в социальных сетях, состоит в том, чтобы помогать людям понять важность участия в реальной жизни прихода».
– Стержнем православной аскетики является учение об Иисусовой молитве «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Советуете ли вы прихожанам заниматься таким духовным деланием, которое, конечно, требует и определенного образа жизни, или время уже совсем не то?.. Тут бы от грубых грехов удержаться, куда там до контроля за своими мыслями с помощью Иисусовой молитвы…
– Тема Иисусовой молитвы, как я заметил, наиболее волнует две категории христиан: тех, кто только начинает погружение в мир молитвы, и тех, кто уже приобрёл серьёзный молитвенный опыт. Большинство наших прихожан – в середине этого пути.
Я часто напоминаю о необходимости обращаться к Богу. Нам надо научиться жить в присутствии Божием. Тогда апостольская заповедь о непрестанности молитвы сможет стать реальностью, благодатным фундаментом нашей земной жизни.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), материалы о канонизации которого сейчас собираются, советовал своим духовным чадам в течение дня выкраивать несколько минуток, чтобы просто посидеть перед Богом, ничего Ему не говоря. И такое молчание – тоже молитва.
– Отец Владимир, последний вопрос. Вы всегда производите впечатление жизнерадостного человека, да и книг у вас немало, скажем так, шутейного характера. Поделитесь секретом, как выполнять совет апостола: «Всегда радуйтесь»?..
– Там у апостола, как вы помните, сразу три совета даны: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите. Это три кита духовной жизни. Я, как и многие христиане, замечаю комические несовершенства в себе и в окружающем мире. Понимаю, что Богу они ведомы и Бог не спешит их своею лишь волею устранять, а даёт и нам потрудиться – сделать мир чуточку лучше. Понимаю и… не вижу повода не радоваться.
Вопросы задавал Юрий МОРГУНОВ
Фото со страницы священника Владимира Русина в «ВК»



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также