Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Цыганочка с выходом

Газетный выпуск № 2021_037
02 апреля 2021 10:10 Общество

Как живёт и чем занимается бывший кочевой народ

Стереотип «цыгане – кочевой народ, не учатся, не работают и побираются» давно устарел. Горожане и сами могли заметить, что в последнее время, скажем, на городских рынках стало намного меньше смуглых женщин в ярких платьях, предлагающих погадать или торгующих всевозможным барахлом, и их кавалеров, лениво следящих за посетителями. Корреспондент «КП» объехала весь Курск, пообщавшись с несколькими цыганскими семьями, и убедилась: да, у цыган свой уклад и свои обычаи. Многие из них сохранились с прошлого и позапрошлого веков. Но даже в этом обособленном мире всё понемногу меняется.

Гадать могу, но не хочу
В южной стороне города, в районе Магистрального проезда, дома цыган начинаются за чертой, где асфальт сменяется слякотью.
– У меня девять классов образования, а потом ещё выучилась на специалиста по маникюру, но работать в парикмахерской не стала. Не понравилось, – рассказала молодая цыганка Зинаида с выразительными весёлыми глазами. – Устроилась кондитером. Готовить я люблю, но сейчас готовлю дома, у меня ребёнку полтора годика и муж не хочет, чтобы я выходила на работу. Ревнует. Конечно, хочу, чтобы и мои дети получили образование, чтобы сын в медицинский институт поступил. У меня один из братьев окончил вуз, сейчас юрист в Орле, а я мечтала стать врачом, но не сложилось.
Кровь есть кровь: Зинаида верит, что от бабушки к ней передался дар предсказывать будущее.
– Никогда им не пользовалась, – добавляет женщина, – считаю, что это опасно, можно навредить человеку.
Прощаясь, прошу разрешения сфотографировать собеседницу. Та проводит рукой по округлившемуся животу и отказывает:
– В положении – нельзя.

В новый класс – на праздничной повозке

Свой поход по «цыганским местам» я начала с одного из старейших уголков – Цыганского бугра. Местные здесь рассказывают, что цыгане – мирные соседи. Раньше представителей этой народности в частном секторе было намного больше, а чуть поодаль на берегу звучали песни под гитару. Танцы, костёр – все как в старых фильмах о цыганах. У реки на фоне характерных степных красот стояли цыганские шатры.
Курянка Валентина пятьдесят лет живёт на Цыганском бугре, видела, как хоронили цыганского барона.
– Лет десять назад это было, рассказывает она. – Все цыгане тогда провожали «баро» в последний путь, они и сейчас собираются на его могиле. А нового барона так и нет, я во всяком случае его не видела. Зато наблюдала цыганскую свадьбу – очень скромная была. Платье у невесты не белое – обыкновенное было. А в знак того, что она стала замужней женщиной, платок ей на иной манер повязали. А вот проводы ребёнка в школу, напротив, проходят иной раз очень пышно. Надолго запомнилось на Цыганском бугре, как лет семь назад ребёнка, перешедшего из начальной школы в среднюю, в честь этого события привезли в учебное заведение торжественно, на телеге с лошадьми, украшенной лентами.
Сейчас аттестат об окончании средней школы имеют уже многие молодые цыгане. Образованным, говорят они, быть престижно.
– Сама я в школе не училась, а вот дети мои получают образование, – говорит местная жительница Малина, мама четверых детей, по паспорту – русская, цыганка по крови. – Старшая дочь Мадонна у меня уже окончила школу, хочет выучиться на парикмахера, но денег на то, чтобы продолжать образование, у нас пока нет.
Сама Малина работает в ресторане, муж занимается запчастями для автомобилей. На гитаре русская цыганка не играет, но, добавляет женщина смеясь, «Цыганочку» танцевать умеет.
Русские, цыгане, армяне, азербайджанцы, даже вьетнамский ребёнок – ребята каких только национальностей не учились в школе №12 на Цыганском бугре.
– У нас многонациональная школа, нельзя сказать, что представители какой-то нации более способные и дисциплинированные, а какой-то менее, – рассказывает и.о. директора школы №12 Ольга Лобынцева. – Но есть особенности, связанные с менталитетом. Так, у цыганских детей, как правило, слабая дошкольная подготовка, однако при этом многим свойственна смекалка, цепкая память и образное мышление, умение увидеть полученную на уроке информацию под неожиданным углом, стремление сразу же найти новым знаниям практическое применение в жизни. Знают историю своего рода. Когда на уроке зашёл разговор о предках, один ребёнок цыганской национальности сказал: «Горжусь своим дедом, который был знаменитым кузнецом – со всей области к нему приезжали». А как учитель русского языка могу отметить, что у цыган, как правило, очень красивый почерк и в целом аккуратность налицо и во внешнем виде учеников. Также им с самого детства свойственна некоторая кулуарность. Если счастье в одной цыганской семье, радуются все, а если горе – все какое-то время в трауре. Всего у нас сейчас обучаются 464 школьника, из них 22 цыганских ребёнка.

Сосватали – учёбе конец

– А первого короля ты потеряла, – мельком смотрит на мою правую руку цыганка Ольга.
Вообще-то Ольга тоже считает такое гадание грехом, но с нюансами. Она делит цыганскую магию на чёрную и белую. К белой относит гадание на кофе, а к чёрной – всё остальное.
– Сейчас в пост вообще гадать нельзя, – убежденно заявляет она.
– И на кофе?
– И на кофе!
Между тем задаю цыганке вопрос по поводу своего прошлого. Получаю неправильный ответ. Зато Ольга быстро догадалась, что я репортёр, а не просто «провожу мониторинг на тему: ходят ли цыганские дети в школы».
Вообще, признание, что ты журналист не всегда располагает к откровенности – во всяком случае на Цыганском бугре одна семья этой национальности, узнав о моих истинных намерениях, закрыла передо мной и двери, и даже окна. Ольга же, напротив, даже как-то обрадовалась собственной догадливости и даже согласилась попозировать перед камерой. А вот внуки отказались наотрез, сославшись на то, что «недостаточно хорошо одеты и не хотят в таком виде в газету».
– У меня шесть классов образования, хотел бы учиться дальше, но теперь уже не буду продолжать, – сожалеет Артём.
Недавно его сосватали – значит, учёбе конец. Практически всегда в цыганских семьях так и происходит. То есть в XXI веке уклад, конечно, меняется, но очень-очень постепенно…
– А как у вас создаются семьи? – спрашиваю у собеседницы. – Влюбились и сразу женились?
– При чём здесь «влюбились»? – возражает Ольга. – Сосватали родители и женились.
– Женились, а уже потом любовь приходит, – соглашается брат Артёма Кула. Он тоже бросил учёбу, как только родители нашли ему жену, но ни о чём не жалеет.
– А работать хочу таксистом, – продолжает Артём.
– Работать лучше там, где платят побольше, – добавляет его брат Кула. – В строительстве, например.
Во многом традиции остаются неизменными. Так, говорит Ольга, если девочкам разрешается носить короткие юбки, то после свадьбы только длинные и обязательно покрытая голова.
– Иначе у нас считается стыдно, – поясняет женщина.

А в районе?

Один из любимых цыганским народом район Курской области – Обоянский.
– Цыгане в наш район начали массово переезжать при Хрущёве, в Обоянь, Павловку, Усланку, Трубеж, сейчас их у нас более 300 человек, – рассказывает экс-глава Обоянского района Николай Черноусов. – Тогда здесь много строилось малогабаритного жилья, опять-таки есть возможность найти работу. А кроме того, возили в Белгород мел на продажу – такой у них был бизнес. Здесь, кстати, для многих цыган возможность сразу же видеть результат своего труда гораздо важнее долгосрочных перспектив. То есть сделал определённую работу – сразу же получил за неё деньги. Среди цыган есть, например, отличные кузнецы. Когда только пришёл из армии, к нам в Павловку в колхоз устроился цыган – все борозды отремонтировал. А жену его взяли дояркой. Обязанности свои она выполняла исправно, но приводила с собой всех своих восьмерых детей, которые ждали каждого надоя с кружками и хлебом, так выпивали всё молоко. А в администрации у нас был водителем лет двадцать цыган, десять классов окончил, женился на русской. В общем, цыгане у нас работают и учатся, а вот в армии служат редко – так было все те тридцать лет, что я в общей сложности проработал в администрации района, из них шесть лет – главой. Цыгане сейчас обрусевшие, вместо коней – автомобили. С введением материнского капитала исправно регистрируют детей в ЗАГСе. Если раньше цыгане держались все вместе, то сейчас больше каждый сам по себе, а в целом интегрировались в среду.

 

Молодая бабушка

Через дорогу бегает по двору цыганская девчушка. Прошу позвать взрослых. Молодая цыганка, которую принимаю за маму малышки, оказывается её бабушкой.
Бабушке неполных 37 лет.
– Это что, у нас есть одна молодая бабушка, в сорок лет у неё двадцать внуков. Причем на вид сорок лет ей не дашь, – рассказывают соседки.
Семья для цыган на первом месте.
– Что же ещё может быть важнее? – удивляется соседка Ольги Катерина. – Муж должен быть один и на всю жизнь, если женщина меняет мужчин, таких «мочалками» зовут, но среди наших цыганок таких нет.
Интересуюсь:
– А есть у вас главный, барон или старейшина, к которому прислушиваются остальные цыгане?
– С тех пор как умер барон, нового барона не появилось, но к старейшим цыганам по-прежнему прислушиваются, к таким как, например, мой муж. Ему 56 лет, – говорит Катерина.
– А можете сказать, есть ли у меня в роду цыгане?
Вопрос вызывает лёгкое недоумение, некоторое время хозяйки маленького дома пристально рассматривают меня.
– Нет, – говорит Лена.
Это не так, и я рассказываю своим новым знакомым, как мой русский прапрадед женился на цыганке Анюте.
– Сейчас такие браки не редкость, – говорит молодая цыганка Оксана. – Не обязательно цыгане женятся на цыганках.
– А своим сыновьям будете сами невест выбирать? – обращаюсь к ней.
– Нет, – немного грустно улыбается Оксана. – Пусть женятся по любви, сами выбирают, чтобы я потом виновата не была.
Все четыре поколения уживаются в крошечном домишке.
– Работают у нас только мужчины, получаем детские пособия, которых ни на что не хватает, – вздыхают женщины. – Так и живём.
В вопросах образования семья придерживается современных взглядов. Сетуют, что в прошлом году учиться в привычном режиме помешал ковид.
С другой стороны, замечают, ничто не препятствует самообразованию – старшие помогают постигать науки младшим. А всем вместе – Всемирная паутина.

У нас интернациональное воспитание
– Получать образование по закону сейчас должны все, за что несут ответственность родители, – рассказывает директор школы №37 г. Курска Лариса Харитонова. – У нас в школе 21 ребенок из цыганской семьи, но многие из них это пары, где один родитель русский, поэтому, считаю, подобная статистика весьма условна.
Вообще, у нас интернациональное воспитание, и здесь как для преподавателя обществознания у меня обширное поле деятельности, чтобы дети с ранних лет понимали, что важна не национальная или групповая принадлежность, а человеческие качества, которые помогают взаимодействовать друг с другом в нашем многогранном мире.
Один раз в мой кабинет ворвались возмущённые родители с требованием немедленно забрать документы ребёнка. Они мотивировали своё решение тем, что с ним в одном классе будет учиться цыган. Но это был только один такой случай за все 27 лет моей работы в школе.
Вероника Тутенко
Фото автора и из архива школы №12



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также