Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Куклы для взрослых

Газетный выпуск № 2021_044
16 апреля 2021 11:40 Культура

Курским театралам представили спектакль «Антигона»

В Театре кукол – премьера. Спектакль по пьесе Жана Ануя «Антигона» представил курскому зрителю заслуженный деятель искусств России Валерий Бугаёв. Постановка предназначена для взрослых. Её возрастное ограничение 16+. Действительно, проблемы, которые в ней поднимает автор, не для детей. Хотя, возможно, прав один из героев спектакля царь Креон, сказавший: «Лучше было бы никогда не становиться взрослым».
– Всю жизнь я шёл к этому спектаклю, – рассказывает Валерий Флегонтович. – Замысел постановки родился ещё в 1969 году, во время учёбы на третьем курсе Киевского театрального института. Выкроив деньги со стипендии, я купил двухтомник Жана Ануя, только что вышедший в Советском Союзе. Первое, что я прочёл, –«Антигона». Всегда мысленно возвращался к этой пьесе. Но когда я пришёл молодым режиссёром в Черкасский театр кукол, речи о постановке быть не могло. Мы ставили спектакли только для детей.
В 1994 году я приехал в Курск. Тогда в театр пришли молодые актёры – Игорь Семяновский, Вадим Козлов, Елена Печкуренко. Увидев Лену, я подумал: вот идеальный вариант для Антигоны. Молодая, красивая, обаятельная, талантливая. Не сложилось – Лена тогда вскоре ушла в декрет. И только год назад я вернулся к идее постановки.
– Как вы выбирали актёров на роли и довольны ли вы работой?
– В этом спектакле потрясающий актёрский ансамбль. Я любовался, наблюдая, как они репетируют. Увидел, сколько у наших состоявшихся актёров нерастраченного потенциала. Сколько сил у молодых ребят! Каждый актёр интересен по-своему. С приходом молодёжи жизнь в театре начинает бить ключом.
В этот раз все обстоятельства сложились удачным образом: появились три выпускника Ярославского театрального института. Антигона – первая роль Юлии Ризак. Наша дебютантка отлично справилась. Во втором составе эту роль прекрасно сыграла Ирина Слюсарёва – она работает в театре уже несколько лет. Актрисы брали друг у друга лучшее.
Этапная роль в этом спектакле и для Игоря Семяновского. Сыграв царя Креона, он сделал колоссальный рывок. То же самое можно сказать и об остальных актёрах.
– Как создавались куклы?
– Куклы в спектакле «Антигона» – работа заслуженного деятеля искусств Украины Виктора Никитина, с которым мы давно сотрудничаем. Мы начали работу, и тут случился ковид. Виктор Никитин живёт и работает в Днепропетровске. К счастью, до объявления полного локдауна мы успели встретиться, придумать канву спектакля, и художник приступил к работе.

СПРАВКА «КП»

Антигона – персонаж древнегреческой мифологии. Пьеса – интерпретация трагедии древнегреческого драматурга Софокла. Впервые её поставили в 442 году до нашей эры.
Как и во всех древнегреческих драмах, её основная тема – рок, неотвратимость судьбы. Юная девушка влюблена. Её ждёт счастье. Но Антигона нарушила приказ царя Креона. Ей суждено умереть. Ради чего? Об этом весь мир спорит уже две с половиной тысячи лет.
Антигону воспели многие авторы. Среди них – французский драматург Жан Ануй. Своё произведение он создал в 1944 году.

Но когда всё было готово, выяснилось, что передать их почти невозможно. Наши куклы отправились в большое путешествие. Из Украины их пришлось переправить в Германию. К счастью, там живёт наш бывший завлит Маша Кузьмина, которая «встретила» кукол и отправила посылкой в Россию. Как только позволили обстоятельства, мы приступили к работе.
– Живой план – это метод, при котором актёры работают с куклами на виду у зрителей, взаимодействуя с ними. Но в спектакле «Антигона» играют в основном актёры…
– Современный театр кукол использует выразительные возможности всех видов искусств: драматического театра, пластические. Но в «Антигоне» роль кукол не менее важна, чем актёрский состав.
Спектакль начинается и заканчивается куклой – Антигоной. Она является объединяющим моментом, символом, метафорой взаимоотношений между партнёрами, воплощением нравственных, моральных принципов героев. Каждый персонаж обращается к куклам, как к своим партнёрам.
Например, кукла Креона определяет статусное положение правителя, царя. Благодаря куклам очень выразительна сцена с братьями – Полиником и Этеоклом. Здесь возможности кукол используются в полную силу. Никитинские куклы сами по себе произведение искусства.
– Существует представление о театре кукол как о театре для детей…
– Это не так! Исторические корни театра кукол связаны со спектаклями для взрослого зрителя. Мы являемся одним из немногих театров России, который ставит спектакли для взрослых. Конечно, мы работаем и для детей, и для взрослых. Пока из-за ограничительных мероприятий в репертуаре нашего театра только спектакли для взрослой аудитории. В планах – постановка «Пиковой дамы».
– На актёрах – костюмы разных эпох: хитоны, туники, джинсы. Экраны на сцене показывают «мировые новости» целого столетия. То есть вы специально отделили происходящее от Древней Греции?
– Эта история могла произойти в любые времена, в любые эпохи, в любых странах, в любых социальных условиях. Мы всячески стараемся в нашем спектакле подчеркнуть вневременной, внегеографический, внесоциальный момент. Не знаю, думал ли об этом Софокл, когда написал «Антигону». Но история приобрела вселенское значение. Это конфликт на все времена и на все эпохи. Впрочем, театр, как правило, не отвечает на вопросы, а задаёт их. Вопросы, на которые могут быть миллионы ответов.
Беседовала Елена Гамова
Фото Александра Малахова



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также