Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Скажи мне правду, атаман!

Газетный выпуск № 2021_044
16 апреля 10:52 Общество

Как живут и чем занимаются современные казаки

Долгое время о том, что на Курщине жили и охраняли границу казаки, свидетельствовало лишь название улицы Казацкой. Ситуация начала меняться в 90-е годы. Сегодня человек в казачьей форме на улице снова не вызывает удивления. Тем не менее современные представители этого сословия живут по иным правилам, нежели их предки. О том, что представляет собой современное казачество, мы поговорили с тремя курскими потомственными атаманами.

В худшем случае могут выпороть
Роман Резник – выходец из запорожских казаков (верхние фото). Окончил кадетский казачий класс в курской школе №59. Сейчас он атаман Курского регионального союза общественных объединений казаков Центрального Черноземья. Под его командованием около 25 человек. Также Роман возглавляет Курское отделение Федерации рубки шашкой «Казарла» и с 2019 года популяризирует это искусство.

– В конце 80-х, когда только начался процесс возрождения казачества, казаки принимали участие в локальных конфликтах. Мы реальная сила, по разным причинам оставшаяся незадействованной, – говорит Роман. – Видимо, нужно было в своё время казакам идти во власть – избираться в главы сельсоветов, в Думу. Хотелось бы в будущем видеть казачьи территориальные отряды самообороны, такие как, например, созданные из местных добровольцев в Польше, Прибалтике.

У многих людей нет более или менее чёткого представления о том, что делают казаки.
– Часто считают, что мы занимаемся обеспечением правопорядка, и люди обращаются к нам с этим вопросом, например, когда накаляется обстановка на массовом мероприятии, футбольном матче, – рассказывает атаман. – Мы не отказываем, но это не наша основная задача. Для этого есть полиция и Росгвардия. Дел у казаков много. Это участие в благотворительных акциях в детских домах, в экологических проектах, субботниках. Как-то ходили по улицам, стирали со стен рекламу спайсов. Кто-то отвечает за боевую подготовку, кто-то продолжает казачьи творческие традиции, кто-то занимается с казачатами. Как правило, это сыновья наших ребят, не достигшие совершеннолетия. Только в 18, после принятия присяги, можно стать настоящим казаком, иметь право голоса на круге.
Круг (то есть общее собрание) – главный орган управления казачеством. На казачьем круге решаются разные вопросы. Один из самых щекотливых – наказание за недостойное поведение. Самым страшным раньше считалось изгнание из казачьего стана, потому что в одиночку в дикой природе, в горах, степи, тайге, казаку было не выжить.
Сейчас в худшем случае могут выпороть. Самый жёсткий вид наказания может применяться за воровство, хотя подобных инцидентов Роман не припоминает, и за пьянство.
– Очень редко, но такое случалось, и это недопустимо, ведь по моральному облику одного казака судят обо всём казачестве, – убеждён он. – Тем более сейчас социальные сети пестрят роликами, где якобы казаки кого-то избивают: то туристов, то школьников, то сторонников Навального… Но явно же к этим костюмированным постановкам реальные казаки отношения не имеют, что, к сожалению, понимают не все. Надевая форму, ты берёшь на себя ответственность. И оружие должно сверкать, потому что это лицо казака.
Современные политкорректные веяния казаки не разделяют. Женщинам, считает Роман, в казачестве не место.

– В других общинах казачки есть, причём носят они мужскую одежду, а не как предки, у которых женщины этого сословия носили костюмы с юбкой, – недовольно замечает атаман. – Может, кто-то меня и осудит за такой радикальный подход, но в этом вопросе я придерживаюсь максимально патриархальных взглядов.

Кстати, одежда казаков имеет строго функциональное назначение, защищая уязвимые части тела. Элементарная техника безопасности для манёвров с шашкой.
На вопрос, есть ли конь у казака, атаман отвечает: «Во всяком случае, запрячь и оседлать могу и в седле удержусь, тем более детство моё прошло в деревне. Далеко не каждый современный казак владеет верховой ездой, но мы при случае прорабатываем этот вопрос, выезжаем хотя бы раз в год на ипподром». Но вот недавно наш собеседник исполнил давнюю мечту – купил участок за городской чертой, теперь думает о том, чтобы завести собственного коня.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О КАЗАКАХ

В истории казачества по-прежнему много противоречий, начиная с того, где его истоки, и заканчивая численностью на сегодняшний день. И конечно, немало любопытных фактов. Приведём лишь некоторые из них.
– В настоящее время казаки проживают, прежде всего, в России, Казахстане, на Украине. Также есть диаспоры за рубежом, основанные ещё во времена Гражданской войны.
– Согласно переписи 1897 года, к казачьему сословию отнесли себя около 3 миллионов человек.
– Казак означает «вольный человек». Впервые это слово встречается в XIV веке. Начало истории казачества, по разным версиям, приходится на XIV, XV или XVI век.
– Казачество сформировалось в XVI-XVII веках. Стражи границ получали из государственной казны жалованье, а также имели землю в пожизненном пользовании и другие привилегии.
– У казаков существовали свои подобия государств: Войско Запорожское, Войско Донское, Уральское войско, Червлё-ный Яр.
– Во многих переписях «казак» до сих пор упоминается не как сословие, а как отдельная народность.
– Свои казаки появились также на службе в Речи Посполитой и в Венгрии.
– Интересно, что гитлеровцы считали казаков потомками остготов и, следовательно, истинными арийцами.
– Казацкие шашки пришли из черкесской культуры.
– Освоение Сибири – заслуга казачьих отрядов.
– «Фирменный» длинный чуб запорожского казака отращивали мужчины, прошедшие бои, потому что верили, что ада им не избежать. Но за длинный чуб светлые силы вытащат их из вечного огня.
– В легендарном письме, написанном казаками турецкому султану Мехмеду IV, около двух с половиной десятков ругательств.

Коней приходится распродавать
Под командованием атамана Курского окружного казачьего общества казачьего полковника Игоря Филипповского (на фото верхом на лошади) 1005 казаков, входящих в государственный реестр казачьих обществ РФ. Филипповский считает, что каждый казак должен уметь владеть шашкой и держаться в седле, а главное – хранить казачьи традиции.

– Рассказываем о них, и в первую очередь о нашей вере, в средних профессиональных учебных заведениях, а недавно начали работать с детскими садами. Именно с этого возраста надо начинать воспитывать детей в казачьих традициях, – уверен атаман.

У самого Игоря Васильевича сын и дочь – школьники. Оба воспитываются в казачьих традициях.
Атаман с гордостью показывает запись выступления дочки в платье казачки. Говорит, что не будет возражать, если девочка, достигнув совершеннолетия, решит стать настоящей казачкой.
В седле атаман держится хорошо, а лошадей у него 25. Раньше было ещё больше, но приходится распродавать: конь – удовольствие недешёвое.
– Какая выправка! – хвалит частого гостя хозяин конноспортивной школы Игорь Машошин.
Здесь, в конюшне на Цыганском бугре, стоят четыре коня атамана. Остальные – на Магистральном проезде при ипподроме. Верховой ездой атаман занимается 14 лет.
Своих предков, вписанных в увесистую родословную книгу, Игорь Филипповский знает аж до 18-го колена – с середины XVI века.
– Казачество раньше поднимало Россию, и сейчас именно мы должны её возродить, – говорит Игорь Васильевич. – Вот посмотрите…
Атаман показывает видео, где казаки в Фатежском районе участвуют в красивом обычае на Благовещение:
батюшка и прихожане выпускают в небо голубей.
А в завершение беседы Филипповский демонстрирует, как ловко орудует шашкой.
– Это муляж, – мимоходом замечает он, – настоящая вращается ещё быстрее.
Атаманом его избрали четыре года назад. А общий казачий стаж на этом посту – 10 лет.

– Настоящий казак – это казак в третьем поколении, – считает Игорь Васильевич. – Если дед и отец были казаками, значит, ты настоящий казак. Я мечтаю, что однажды казаки будут реально нести государственную службу, а также, как встарь, им для ведения традиционного хозяйствования в обязательном порядке будут выделяться земли.

КСТАТИ
Повесть «Тарас Бульба» после первой публикации в 1835 году забраковала царская цензура, и Гоголь переписывал её целых семь лет. В 1842 году вышла повесть во второй редакции.
На Западе «Тараса Бульбу» экранизировали в Германии, Америке и Франции, причём брали за основу первый вариант. В России Владимир Бортко снял фильм по второй версии.

Казачья служба не карьера
Ратует за сохранение традиций и один из самых зрелых в Курске казаков Геннадий Петрович Сухачев. Геннадий Петрович считает, что у истинного казака должна быть одна жена на всю жизнь, а за развод без особой на то причины, как и за пьянство, следует сечь. Сокрушается, что тягу к спиртному на Руси полностью, похоже, не изжить.
– Пили, пьют и будут пить. Главное – ум не пропивать, – вздыхает он.
Дома казачий генерал, подполковник ВВС в отставке Геннадий Сухачев бережно хранит фотографию своего деда – донского казака, участника Первой мировой войны. Этой фотографии сто лет.
– Обращался в несколько фотосалонов с тем, чтобы её реставрировать – не берутся, – говорит казак.
Дед для Геннадия Петровича пример во всём. Хотя сведений о славном предке сохранилось мало, известно главное: «он был смелым, добрым человеком, настоящим казаком».

– Казаком нужно становиться только по зову души, но никак не ради выгоды, – убеждён Геннадий Петрович. – Тем более что никакой выгоды в этом нет, нужно быть глубоко верующим человеком. Как-то был у меня случай: приехали три человека из Суджи. Говорят: «Батька атаман, хотим в казаки вступить». Отвечаю: «Пишите прошение». Приняли их. Через месяц приезжают снова. «Мы приехали за зарплатой», – говорят. Казаки – это не заработок, не карьера, хотя, действительно, организация может заключить договор с казаками, пригласить их работать в охрану. Но платить казаку просто за то, что он казак, разумеется, никто не будет. Поэтому в середине 90-х у нас в регионе насчитывалось две с половиной тысячи казаков, но не все задержались. Остаются те, кто понимает, что казак – это не карьера, а состояние души, образ мышления и норма жизни. Жаль, что среди казачества сегодня наблюдается разрозненность, а в некоторых регионах даже и несогласие. Хочется, чтобы в будущем пришли к тому, чтобы была одна организация и один атаман.

Вероника ТУТЕНКО
Фото автора
и из личного архива
Романа РЕЗНИКА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также