Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Александр Дейнека: «Молодость – это когда у меня было много женщин»

Газетный выпуск № 2021_059
21 мая 11:25 Культура

Музы великого художника – кто они?

«Молодость – это когда я мог делать сальто туда и обратно и у меня было много женщин». Так считал наш земляк, народный художник СССР Александр Дейнека, со дня рождения которого 20 мая исполнилось 122 года. И любимых женщин у него действительно было немало. А если учесть ещё и тех, кто на полотнах? Но обо всём по порядку.

Какой быт, такая и гамма
Своих моделей на полотна Дейнека переносил очень по-разному. В одних работах женские черты заострены, даже гротескны. Проработанная мускулатура без всякой кисейности и лирики. Например, в «Женском портрете» (1921) явно прослеживается влияние кубизма. Серую цветовую гамму картины, конечно, критиковали, на что автор отвечал:

«Я думаю, что наше время более графическое, чем живописное. Это определяется всем строем нашего быта, всем строем нашей жизни, всеми предпосылками новой архитектуры, техники…»

Народную любовь Дейнеке принесли работы с эффектом ударной волны. В каждой линии – сила, в каждом мазке – мощь. Так, при взгляде на картину «Юность» (1961) кажется, что спортсменка в прыжке вот-вот преодолеет планку и приземлится у наших ног. Возможно, у некоторых моделей не было индивидуальности, некоторые были шаблонны. Ну а что, так тиражировать же удобнее.

Музу ловил в бассейне и в парке
Но «загонял в рамки ГОСТа» Дейнека далеко не всех. Был у автора период, когда он поэтически идеализировал женщину. В числе таких работ – «Натурщица» 1936 года с открыто чувственным проживанием телесности. Чем не вызов художникам, состязавшимся на тему «лежащей Венеры».

Листов с графическими зарисовками обнажённой женской натуры у Дейнеки было немало. Среди натурщиц, разумеется, были любимые. Не все их имена сохранила история. Но главной стала Симочка. Так ласково называл художник свою будущую супругу Серафиму Лычёву.
Версий их знакомства несколько. Одну из них рассказала заведующая отделом массовой работы галереи имени Дейнеки Елена Полякова. Художник, любивший плавать ещё с трёх лет, увидел свою будущую жену в московском бассейне. (Он был построен на месте снесённого храма Христа Спасителя, который сейчас восстановлен.) После первого взгляда на даму в купальном костюме он подумал: «Она будет моей».
Вторая версия не менее романтична. Летом 1934-го Дейнека рисовал в парке Горького. Закончил фрагмент полотна, поднял глаза и понял, что закончилась… закончилась его холостяцкая жизнь. Напротив беспечно прогуливалась 22-летняя девушка. Ей вслед прозвучало: «Я бы на ней женился». Так художник обозначил своё намерение другу Фёдору Антонову, с которым разговаривал в тот момент.

В общем, версию выбирайте по душе, а факты оставьте истории: Серафима Лычёва стала супругой Дейнеки, а заодно его натурщицей и музой на долгие 14 лет.

Муза из высшего общества

Крепкая, спортивная красота, где каждый мускул поцелован солнцем, на время перестала быть лейтмотивом картин Дейнеки. Маскулинных – на выход, статных и светлокожих – к мольберту. Точнее, светлокожую.

Приглашение это адресовывалось его супруге – строгой и красивой, острой на язык женщине из высшего общества. Именно такое впечатление она производила на современников. И это был не только «фасад»: за ним – владение английским и немецким, игра на рояле и безупречный вкус в одежде.


Дейнека написал девять портретов Симы, причём ни на одном она не изображена в полностью обнажённом виде, хоть пропорции её тела и стали эталоном для всех его будущих героинь.

«Я устала быть рогатой»

– Творческому человеку, все мы знаем, нужно искать подпитку, как дрова в печь подбрасывать, – отметила Елена Полякова.

Время текло, художник творил, появлялись новые натурщицы, и однажды Серафима Лычёва сказала: «Я устала быть рогатой». И в 1948-м они развелись.

Архитектора Тамару Милёшину Дейнека увидел осенью того же года на молодёжном вечере в Центральном Доме работников искусств. Художник обратил внимание на девушку, подходившую по типажу для картины, которую он тогда писал. Зимой 1948-1949-го Милёшина позировала Александру Дейнеке. Портрет был написан за пять сеансов.

– Считается, что они были в дружеских отношениях, но, как мне кажется, он испытывал к ней явную симпатию, это видно и по портрету – по тому, как очень сдержанно и очень натянуто он её изобразил, – говорит Елена Полякова.

Спустя 11 лет после развода курский художник вступил в новый брак. Его супругой стала Елена Волкова-Дейнека. С ней он прожил последние 10 лет жизни, но не написал ни одного её портрета. Может, иссяк дух молодости, когда он мог делать сальто туда и обратно и вдохновляться многими женщинами, а может, просто нашёл кого-то не для творчества и экспозиций, а для души.

Елена ВОРОБЬЁВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также